Экологическая викторина "Хочу всё знать"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Викторина с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina_hochu_vse_znat.docx130.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Викторина «Хочу все знать?»

Подготовительная группа

Бледнюк С.В.

Козлова И.И.

2019

Цель:

•  Развивать познавательную активность детей;

        Закрепить знания детей о природе;

• Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе;

• Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);

• Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Предварительная работа:

Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Воспитатель: Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет,

Под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листе,

«куда» полетело верхом на жуке,

«зачем» вслед за ящеркой

Влезло на пень.

Вопрос за вопросом,

И так - целый день.

Слайд 1.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами собрались на игру «Хочу все знать?»

В играх играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

- Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры:

- Нельзя выкрикивать заранее ответ.

- Вести себя нужно тихо, спокойно, чтобы в зале была тишина.

- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

- В каждой команде будет ответственный родитель, который будет следить за правильными ответами и давать фишки.

  В игре участвуют две команды: «Земляне» и «Натуралисты» во главе с капитанами и помогать нам будут наши родители. Итак, я прошу команды поприветствовать друг друга.

Девиз команды: «Земляне»

-  Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

Девиз команды: «Натуралисты»

- Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя

Воспитатель. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?».

Незнайка: Подождите, подождите я тоже хочу все знать «Откуда?», «Куда?», «Зачем?».

Воспитатель: Ребята, давайте Незнайку тоже возьмем в игру, присаживайся, Незнайка. Итак - внимание! Начинаем игру! Первой будет отвечать в конкурсах та команда, которая отгадает загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она - огромный шар. (Земля)

  1. Конкурс «Разминка»

За одну минуту каждой команде  нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Вопросы для команды «Земляне».

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые)

- Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы)

У какого дерева белый ствол? (У березы)

Как называется дом муравьев? (Муравейник)

- Как назвать детеныша коровы? (Теленок)

- Сколько ног у жука? (Шесть)

- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

- Кто носит свой дом на спине? (Улитка)

У какого зверя есть иголки? (у ежа)

- Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук)

- Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца) 

- Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)

Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

Сколько ног у паука? (Восемь)

Вопросы для команды «Натуралисты».

На каком дереве растут желуди? (На дубе)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми)

- Карась, щука, сом, окунь – это ...(рыбы)

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы)    

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок)

Какая птица лечит деревья? (Дятел)

-  Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)

-  Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

- У какой птицы красная грудка? (У снегиря)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

- У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки)

 - Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)

- Чем питается бабочка? (Нектаром)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее)

- Если ты поранил ногу – вот и лекарь у дороги (Подорожник)

Слайд 2

2. Конкурс «Народные приметы»

Воспитатель: Следующий тур игры называется «Народные приметы» 

Предлагаю в нем принять участие нашим родителям.
Я буду читать каждой команде по очереди приметы, пословицы, поговорки о весне, а вы должны их продолжить.
- Длинная сосулька - к … (долгой весне).
- Май холодный - хлеб … (хлебородный).
- Апрель с водою - май … (с травою).
- Весна красна цветами, а осень … (пирогами).

  1. Конкурс «Как вести себя в природе».

Незнайка: Ой ребята, сегодня я был в лесу, а вы знаете сколько там много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.  Ребята а сейчас для вас вопросы от Старичка – Лесовичка, вы будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.

Слайд 3.

1-я ситуация 

Дети гуляли  в лесу весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

- А в нем яичко.

- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботится о нем!

Дети взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Слайд 4.

2-я ситуация: 

Две сестренки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

Слайд 5.

3-я ситуация:

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель: Правильно поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Слайд 6.

4-я ситуация:

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червяков!

- Давай соберем их и девчонок испугаем!

- Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель: Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

4. Конкурс «Черный ящик»

Слайд 7.

Незнайка: Ребята, я принес сегодня для вас  - черный ящик. Здесь вопрос от Снежной Королевы. Какая команда первая ответит правильно, та и получит балл.

Вопрос: «Что не имеет своей формы, но колется и лепится, что падает с неба и поднимается вверх, может обжигать, может быть чистой и грязной, но без нее невозможна жизнь »

Дети: «Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!»

Воспитатель: Незнайка , а сейчас ребята покажут сценку о загрязнении воды.

Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)

Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!

Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду, водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)

Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?

Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.

Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?

Бабка: В нашей речке.

Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)

Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!

Внучка: Жучка, иди помогай!

Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)

Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)

Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)

Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)

Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором): Да!

Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,

Внучка за бабку, Жучка за внучку,

Кошка за Жучку, мышка за кошку,

Тянут, потянут – и вытянули репку.

Вот какие наши герои молодцы и воды чистой принесли и от мусора все очистили. Незнайка: Ребята давайте и мы поиграем в игру «Собери мусор»

Игра «Собери мусор» или «Мусоробол»

 «Лесные правила»

Слайд 8.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банки закопаю? (да)
Я люблю свою природу, ей я помогаю? (да)

Воспитатель: Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!

        Слайд 9.

  1. Конкурс «Лечебница доктора Айболита» (Для родителей)

Воспитатель: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Слайд 10.

  1. Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь.

(Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

Слайд 11.

  1. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

(Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

Слайд 12.

  1. Белая корзинка, золотое донце.

(Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

Слайд 13.

  1.  Я знаменита не цветами,
    А необычными листами:
    То твердыми, холодными,
    То мягкими и теплыми.
     (Мать и мачеха. Используют при кашле, высокой температуре)

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

Воспитатель: Следующий конкурс для ребят «Четвертый лишний»

  1. Конкурс «Четвертый лишний»

Сейчас каждой команде будут предложены листочки с заданием, внимательно посмотрите и вычеркните лишние и обьясни почему?

  1. Конкурс «Угадай на вкус»

Незнайка: Ну а сейчас самый вкусный конкурс нашей игры - «Угадай на вкус».
Задание командам: с закрытыми глазами определить на вкус и назвать фрукт или овощ, попробовав кусочек. На а пока дети угадывают, наши родители проявят творчество и придумают и нарисуют «Несуществующее животное».

  1. Конкурс «Несуществующее животное»

На тарелке приготовлены кусочки яблока, груши, банана,  апельсина, вареного картофеля,  свеклы, репчатого лука, моркови, огурца. Участник каждой команды берет с закрытыми глазами кусочек, съедает его и дает ответ.

Родители рисуют «Несуществующее животное».

Воспитатель: Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Молодцы, ребята! Вы показали сегодня прекрасную игру,  Каждая команда выдержала все испытания. Я надеюсь, что свои знания вы всегда будете использовать в повседневной жизни, будете любить и охранять природу.

А теперь дорогие родители помогите детям посчитать, сколько у каждой команды баллов.

Мне кажется, что в нашей викторине победила дружба, и всем участникам команды вручаются медали «Знаток окружающего мира»

Ребёнок 1

Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Ребёнок 2

И, конечно тревожно, что, порой, мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ребёнок 3

Мы – не гости на планете, и Земля – наш дом,

Будет в нём светло и чисто, если мы спасём.

Ребёнок 4

И прозрачные озёра, и еловый лес,

И цветных полей узоры, и речной простор.

Ребёнок 5

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Ребёнок 6

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду ее никому не дадим.

Ребёнок 7

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Ребёнок 8

Украсим всю Землю цветами, садами

Все вместе.

Такая планета нужна нам с вами!

         

                   

           

 

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpg

        

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая гостиная для родителей "Это интересно знать"

Это мероприятие поможет обогатить знания родителей в направлении экологического воспитания дошкольников...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Хочу все знать!"

конспект занятия по экоголическому воспитанию для дошкольников...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему " Что нужно знать о витаминах"

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему :" Что нужно знать о витаминах" ...