Совместная деятельность педагога с детьми «Экологическое воспитание в старшей группе»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Звягина Елена Васильевна

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sovmestnaya_deyatelnost_starshaya_gruppa.docx53.3 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагога с детьми

«Экологическое воспитание в старшей  группе»

направление: Познавательное развитие

на  2019 – 2020  учебный год

Воспитатель:

Звягина Е.В

Пояснительная записка

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе,  как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Актуальность данной программы 

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

-Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

-Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к прир

Цели:

- повышение педагогического уровня;

 формирование положительного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у детей;

- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;

- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Неделя

Тема

Программное содержание

Содержание

Сентябрь

I неделя

Тема: «До свиданья, лето!»

Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом..

Наблюдения Дидактическая игра «Не ошибись!»

Опыт:  «Вода нужна всем»,  «Здравствуй, ветер!»

II неделя

Тема: «Лес – многоэтажный дом»

Дать детям понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью»

 Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови», «Что помогает растениям расти», «Загадай, мы отгадаем»

Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков

Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». Экскурсия в парк

Сбор осенних листьев для гербария

III неделя

Тема: «Животные леса осенью»

Углублять представление о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые).

Учить установливать причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности. Обучить умениям вести себя в лесу.

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг и энциклопедий о животных леса.

Дидактические игры: «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?»

Просмотр видео о подготовке зверей к зиме.

.

Рисование деревьев и лесных зверей

Чтение художественной литературы: М.Михайлов «Лесные хоромы», А.Майков «Люблю дорожкою лесною», Л.толстой «Дуб и орешник», Д.Зуев «Жизнь леса», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Осенняя роза», А.Марков «осень», В.Василевский «В лесу», И.Бунин «Осень», «Чащи леса»

IV неделя

Тема: «Насекомые»

Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок.

Активизировать познавательный интерес к природе.

Наблюдение и беседа на тему «Насекомые осенью»

Просмотр презентации «Из жизни насекомых

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Дидактические игры: «В слова», «Летает-не летает», «Четвертый лишний»

Октябрь

I неделя

Тема: «Водоем и его жители»

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания.

Развивать познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.

НОД «Водоем и его жители»

Беседа о волшебнице-воде

Рассматривание иллюстраций о водоеме.

Чтение рассказа:

Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Серая шейка»

Рассматривание картины «Водоем» Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»

Рисование водоема и его обитателей

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

II неделя

 «Человек – часть живой природы»

 Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания.

Развивать познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.

Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением. Беседа о человеке, о строении человеческого организма.  Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом»,  

С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;

 Ю. Тувим «Овощи»;

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Беседа о труде людей осенью

НОД «Путешествие колоска»

Дидактическая игра «Овощехранилище», «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки»

Выставка овощей в уголке природы, гербария со злаковыми культурами, модели строения растения

III неделя

«Мир грибов и ягод»

Уточнить представления о многообразии грибов и ягод (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов и ягод.  Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать экологическую культуру поведения в лесу, развивать навыки ОБЖ при сборе грибов и ягод.

Наблюдение за живой и неживой природой. Хороводная народная  игра «Мы пойдём, пойдём, пойдём»

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото»

Составление коллажа из листьев,  грибов и ягод «Осенний натюрморт»

Сюжетно-ролевая игра «Посещение кафе «Дары осени»

Дидактическая игра «Отгадай, что за гриб».


IV неделя

Тема: «Птицы осенью»

Способствовать формированию обобщенных представлений у детей о изменении среды обитания птиц осенью, о перелётных птицах; развитию желания помогать и заботиться о птицах зимой, заготавливать для птиц семена растений осенью; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель

НОД «Птицы осенью»

Наблюдения за птицами на участке

Дидактические игры: «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные- зимующие»

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка»

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь»,

Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,

И. Крылов «Кукушка и петух»,

Е. Чарушин «Утка»

Просмотр фильма «Перелетные птицы»

Ноябрь

I неделя

Тема: «Осень золотая»

Способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т.д.). Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль. Воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.

Рассматривание репродукций художников об осени

 «Расскажите об осени» (обобщающая)

Дидактические игры:

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Детки на ветке»

Слушание музыкального альбома «Времена года» П. И. Чайковского

Экологический коллаж «Природа осенью нуждается в заботе»

Труд на участке

II неделя

Тема: «Растения в нашем уголке природы»

Расширять знания детей о многообразии комнатных растений.

Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость полива, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

НОД «Растения нашего уголка»          Беседа о комнатных растениях  (о необходимости для них условий жизни; об элементах труда)

 Познавательно-исследовательская деятельность - опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете)

Труд в уголке природы

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»

Дидактические игры: «Садовник», Угадай растение», «Назовите растение»

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад»

III неделя

Тема: «Воздух и его роль в жизни человека и растений»

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами,  рассказать о том, как растения очищают воздух.

Показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать, воздух имеет вес). Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать любознательность.

Опыт «Как увидеть воздух».  

Видеопросмотр обучающего фильма «Как и для чего человек дышит»

Беседа «Воздух, как среда обитания»

IV неделя

Тема: «Обитатели водного мира»

Развивать и обобщать представления о мире воды (реках, морях, океанах), том, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбки разных видов, растения, улитки; представления о том, что рыбы – живые существа и дышат воздухом, который есть в воде (в чистой прозрачной воде воздуха много, в грязной мутной воде его мало – и рыбы задыхаются, дышат рыбы жабрами, их не видно, они внутри головы, представления о том, чем рыбы питаются, как плавают; совершенствовать умения ухаживать за рыбками

Наблюдение за аквариумными рыбками Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются»

Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой).

Рисование «Моя любимая рыбка»

О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала»

Беседа «Где зимуют лягушки»

Наблюдение «Декоративные рыбки»

Создание макета «Водный мир»

Декабрь

I неделя

Тема «Зима»

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Наблюдения за растениями зимой

Рассматривание  иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Опыты со снегом

Художественное творчество (коллективная работа) «Зимняя фантазия»

Чтение художественных произведений о зиме: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша».

II неделя

Тема: «Зимующие птицы»

Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы»

Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки»

Дидактические игры

«Голоса птиц», «Я - загадаю, а вы -отгадайте»

III неделя

Тема: «Как лесные звери проводят зиму»

Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года.

Формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

Познакомить с профессией лесника и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных.

Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).

НОД «Как лесные звери проводят зиму».

Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы)

Дидактические игры: «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».

IV неделя

Тема: «Деревья зимой»

способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза)

Беседа о деревьях

Дидактические игры: «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами»

Чтение художественной литературы:Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес»

Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Январь

I неделя

Тема: «Мой любимый цветок»

Создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями. Воспитывать эстетические чувства.

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода за растениями. Изучение родины происхождения растений. Труд в уголке природы по уходу за цветами.ю

НОД: «фиалка –цветущее растение»

Чтение художественной литературы:

Е. Серов «Фиалка»

Дидактические игры: «Кому что нужно», «Как выросла фиалка»

Художественное творчество: «Мой любимый цветок»

II неделя

Тема: «Живое-неживое»

Уточнять представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ.

НОД «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.)

Просмотр обучающего фильма «Живая и неживая природа»

Д/и доске «Раздели на группы»

Беседа «Мы все такие разные»

Наблюдения за изморозью и снегопадом, труд по уборке снега

III неделя

Тема: «Животные жарких стран»

Продолжать знакомить с животным миром жарких стран, обогащать знания о внешнем образе животных жарких стран и их повадках. Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Способствовать развитию мышления, умения строить по образцу и творчески.

Чтение: Михайлов «Животный мир Африки»

Развивающая экологическая игра «Подбери картинку»

Отгадывание загадок

Рассматривание детских иллюстраций

Постройка зоопарка из конструктора

Игра с палочками «Слоненок»

Музыкальная игра с движением «Веселый зоопарк», «У жирафа пятна»

IV неделя

Тема: «Домашние животные»

Систематизировать представлений о местах обитания домашних животных; учить составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных), о детенышах.

Обобщающая беседа с использованием схем и моделей): «Домашние животные»

Рассматривание энциклопедей.

 «Собаки на службе у человека»

Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.) Дидактические игры: «Вспомни и назови», «Кто что ест» Чтение художественной литературы:А. Введенский «Щенок и котенок», К. Ушинский «Слепая лошадь». Е. Чарушин «Верный Трой» Показ фильма «Домашние животные»

Февраль

I неделя

«Зимушка-зима»

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Наблюдения за растениями и животными зимой

Рассматривание  иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Опыты со снегом и льдом

Художественное творчество (коллективная работа) «Зимний лес»

Чтение художественной литературы

Труд в уголке природы по уходу за растениями

II неделя

Тема: «Декоративные птицы»

Познакомить детей с новыми видами декоративных птиц. Которые водятся в тропиках. Развивать познавательные интересы. Воспитывать бережное отношение к живым существам в природе

Изучение правил ухода за попугаями

Наблюдения за птицами (попугаями)

Дидактическая игра «Кто наблюдательный» Художественное творчество. Лепка «Красивая птица»

III неделя

Тема: «Путешествие в зоопарк»

Способствовать формированию представлений о диких экзотических животных, их проживанию в природе (чем питаются, как добывают пищу, приспосабливаются к среде обитания); развивать игровые умения: поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль.

Рассматривание иллюстраций литературы

Видеоэкскурсия «В зоопарке»

Беседа о диких зверях с использованием схемы-модели, из личного опыта детей

Постройка зоопарка

Отгадывание загадок

Режиссёрские игры: «Экскурсовод зоопарка». Покорми зверей»

IV неделя

Тема: «Прошла зима холодная»

Обобщить представление детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.).

Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов).

Формировать умения у детей отражать их собственные впечатления от зимней природы в продуктивной деятельности.

Обобщающая беседа «Зиме конец»

НОД «Прошла зима холодная»

Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?»

Игра-имитация «Снежные явления»

 Чтение художественной литературы

Конкурс-викторина стихотворений о зиме. Рисование: «Чем красива зимняя природа»

Опытная деятельность «Таяние снега»

Март

I неделя

«Весна. Пробуждение природы»

Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны.

Обратить на изменения в жизни растений. Знакомство с иллюстрациями по весенней тематике. Воспитывать любовь к родной природе, стремление к её сохранению

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» Дидактические игры:

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает»

Рассматривание картин «Март»,

Чтение художественной литературы:

И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев

«Весенние воды»

Посадка лука, посев овса

II неделя

Тема: «Весна в природе»

Уточнять и расширять знания и представления детей о деревьях и кустарниках весной.

Учить делать выводы, основанные на наблюдениях, развивать умение видеть красоту деревьев, кустарников в разное время года.       Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание сохранять её.

Чтение «Весенней песенки» С. Маршака. Игровая  обучающая  ситуация:  «Айболит осматривает растения уголка природы». Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе. Выращивание овса на окне. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Зарисовки.

III неделя

Тема: «Органы чувств»

Развивать представления детей об особенностях слуха у животных и человека; представления у детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.

Воспитывать желание и умение бережно относиться к своему здоровью.

НОД: «Особенности слуха у животных и человека», «Как мы чувствуем запахи» (беседа с элементами самонаблюдения

Ситуативный разговор «Какие бывают болезни и как уберечься от инфекций»

Дидактические игры: «Узнай запах», «Можно-нельзя»

Чтение художественной литературы: Э.Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык»,

IV неделя

Тема: «Мы - друзья природы»

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.

Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем важном деле

Дидактическая игра «Что можно, что нельзя»

Подвижные игры «Кто быстрее», «Ручеёк»

Художественное слово: чтение рассказов о природе, ситуативные беседы

Труд в уголке природы по уходу за посевами, на участке за клумбами, высадка рассады

Апрель

I неделя

Тема: «Птицы весной»

Обобщать представления о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формировать умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада

Обобщающая беседа с использованием схем, моделей

Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)

Игра-имитация «Строим гнёзда»

Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки»

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Кто как поёт?», «Кто где живёт?»

Художественное творчество (оригами)

«Голубь», «Лебедь»

Опыт по определению легкости птичьего пера

II неделя

Тема: «Земля -кормилица

Продолжать расширять знания детей о хлебе: процессе выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процессе изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину.

Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его и  к земле – кормилице.

Беседа «Хлеб – наше богатство»

Чтение художественной литературы:

Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян», Ю.Ждановской «Нива»

Дидактические игры: «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки»

Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное богатство России», гербария, «Рожь

Пословицы, поговорки о труде

Презентация «Откуда хлеб пришел на стол»

Рассматривание  колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие)

III неделя

Тема: «Кто такой человек?»

Развивать представления о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; понимание, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); представления о том, что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться; что организм весной ослаблен, поэтому больше надо бывать на свежем воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами); воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

НОД «Тело человека» (беседа о коже, о скелете, о росте, как человек спит и т.д.) Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги» Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

IV неделя

 

Тема: «Первоцветы»

Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев.

Развивать наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег.

Учить устанавливать причинно-следственные связи (растет лучше, где больше тепла, влаги, света).

Прививать бережное отношение к первоцветам.

Наблюдение за растениями на участке, сбор гербария

НОД: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике)

Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,

Т. Белозёров «Одуванчик». Художественное творчество (оригами)

«Красивые тюльпаны». Эстафета-игра «Собери цветок»

Создание «Красной книги»  растений нашего участка»

Май

I неделя

Тема:«Цветущие деревья».

Способствовать: обобщению представлений о деревьях как представителях живого в мире природы: многообразие внешнего строения у разных видов деревьев, основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.); формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять описательный рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Рассматривание картинок цветущих деревьев Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели

Экскурсия в парк «Яблони в цвету»(презентация)

Обобщающая беседа с элементами наблюдения: «Цветущие деревья»

Художественное творчество. Рисование. «Цветущая ветка». Выставка совместного творчества

II неделя

Тема: «Строим экологический город»

Освоение ребенком элементов экологического сознания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной природоохранительной деятельности в природе.

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, дневник наблюдений                                                   Беседа  на тему виды дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый                                                        Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны»                                                         Художественное творчество: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта»

III неделя  

Тема: «Красная книга России»

Формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе, о тех растениях и животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории нашего края.

Развитие навыков наблюдательности, навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.                                                                                                         Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

НОД «Национальный парк  и заповедники России» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. Беседа «Чем мы можем помочь природе?» Рассматривание фотоматериалов  и беседа о Красной книге

IV неделя

Тема: «Как человек охраняет природу

Формировать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняются.

Ознакомление с Красной книгой (рассказать, что есть растения и животные, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем, показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной).

Побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе.

Видеофильм «Как человек охраняет природу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Е.ВЕРАКСА, М.А.ВАСИЛЬЕВОЙ, Т.С.КОМАРОВОЙ. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2014-2015Г.Г....

Проект совместной деятельности педагога с детьми «Мы - будущие олимпийцы!» (Старшая группа)

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства ...

Совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых «Сюрприз от кондитера»

Совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых «Сюрприз от кондитера»Цель: формирование положительного отношения детей к труду...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр

Рабочая  программа по развитию детей старшей группы  совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной  образовательной прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагогов с воспитанниками 5-6 лет старшей группы «Капелька»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагогов с воспитанниками 5-6 лет старшей  группы «Капелька»....