Совместная деятельность педагога с детьми «Экологическое воспитание в старшей группе»
материал по окружающему миру (старшая группа)
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_sovmestnaya_deyatelnost_starshaya_gruppa.docx | 53.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность педагога с детьми
«Экологическое воспитание в старшей группе»
направление: Познавательное развитие
на 2019 – 2020 учебный год
Воспитатель:
Звягина Е.В
Пояснительная записка
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Актуальность данной программы
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
-Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
-Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к прир
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у детей;
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Задачи:
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Неделя | Тема | Программное содержание | Содержание | ||||||
Сентябрь | |||||||||
I неделя | Тема: «До свиданья, лето!» | Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом.. | Наблюдения Дидактическая игра «Не ошибись!» Опыт: «Вода нужна всем», «Здравствуй, ветер!» | ||||||
II неделя | Тема: «Лес – многоэтажный дом» | Дать детям понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами. | Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе. Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью» Рассказы детей о своих приключениях в лесу. Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови», «Что помогает растениям расти», «Загадай, мы отгадаем» Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». Экскурсия в парк Сбор осенних листьев для гербария | ||||||
III неделя | Тема: «Животные леса осенью» | Углублять представление о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые). Учить установливать причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания. Воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности. Обучить умениям вести себя в лесу. | Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг и энциклопедий о животных леса. Дидактические игры: «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?» Просмотр видео о подготовке зверей к зиме. . Рисование деревьев и лесных зверей Чтение художественной литературы: М.Михайлов «Лесные хоромы», А.Майков «Люблю дорожкою лесною», Л.толстой «Дуб и орешник», Д.Зуев «Жизнь леса», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Осенняя роза», А.Марков «осень», В.Василевский «В лесу», И.Бунин «Осень», «Чащи леса» | ||||||
IV неделя | Тема: «Насекомые» | Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок. Активизировать познавательный интерес к природе. | Наблюдение и беседа на тему «Насекомые осенью» Просмотр презентации «Из жизни насекомых Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» Дидактические игры: «В слова», «Летает-не летает», «Четвертый лишний» | ||||||
Октябрь | |||||||||
I неделя | Тема: «Водоем и его жители» | Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания. Развивать познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде. | НОД «Водоем и его жители» Беседа о волшебнице-воде Рассматривание иллюстраций о водоеме. Чтение рассказа: Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» Рассматривание картины «Водоем» Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода» Рисование водоема и его обитателей Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» | ||||||
II неделя | «Человек – часть живой природы» | Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания. Развивать познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде. | Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением. Беседа о человеке, о строении человеческого организма. Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»; Ю. Тувим «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок» Беседа о труде людей осенью НОД «Путешествие колоска» Дидактическая игра «Овощехранилище», «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки» Выставка овощей в уголке природы, гербария со злаковыми культурами, модели строения растения | ||||||
III неделя | «Мир грибов и ягод» | Уточнить представления о многообразии грибов и ягод (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов и ягод. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать экологическую культуру поведения в лесу, развивать навыки ОБЖ при сборе грибов и ягод. | Наблюдение за живой и неживой природой. Хороводная народная игра «Мы пойдём, пойдём, пойдём» Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото» Составление коллажа из листьев, грибов и ягод «Осенний натюрморт» Сюжетно-ролевая игра «Посещение кафе «Дары осени» Дидактическая игра «Отгадай, что за гриб». | ||||||
| Тема: «Птицы осенью» | Способствовать формированию обобщенных представлений у детей о изменении среды обитания птиц осенью, о перелётных птицах; развитию желания помогать и заботиться о птицах зимой, заготавливать для птиц семена растений осенью; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель | НОД «Птицы осенью» Наблюдения за птицами на участке Дидактические игры: «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные- зимующие» Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка» Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка» Просмотр фильма «Перелетные птицы» | ||||||
Ноябрь | |||||||||
I неделя | Тема: «Осень золотая» | Способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т.д.). Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль. Воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение. | Рассматривание репродукций художников об осени «Расскажите об осени» (обобщающая) Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Детки на ветке» Слушание музыкального альбома «Времена года» П. И. Чайковского Экологический коллаж «Природа осенью нуждается в заботе» Труд на участке | ||||||
II неделя | Тема: «Растения в нашем уголке природы» | Расширять знания детей о многообразии комнатных растений. Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость полива, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу. | НОД «Растения нашего уголка» Беседа о комнатных растениях (о необходимости для них условий жизни; об элементах труда) Познавательно-исследовательская деятельность - опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете) Труд в уголке природы Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин» Дидактические игры: «Садовник», Угадай растение», «Назовите растение» Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад» | ||||||
III неделя | Тема: «Воздух и его роль в жизни человека и растений» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рассказать о том, как растения очищают воздух. Показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать, воздух имеет вес). Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать любознательность. | Опыт «Как увидеть воздух». Видеопросмотр обучающего фильма «Как и для чего человек дышит» Беседа «Воздух, как среда обитания» | ||||||
IV неделя | Тема: «Обитатели водного мира» | Развивать и обобщать представления о мире воды (реках, морях, океанах), том, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбки разных видов, растения, улитки; представления о том, что рыбы – живые существа и дышат воздухом, который есть в воде (в чистой прозрачной воде воздуха много, в грязной мутной воде его мало – и рыбы задыхаются, дышат рыбы жабрами, их не видно, они внутри головы, представления о том, чем рыбы питаются, как плавают; совершенствовать умения ухаживать за рыбками | Наблюдение за аквариумными рыбками Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются» Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой). Рисование «Моя любимая рыбка» О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала» Беседа «Где зимуют лягушки» Наблюдение «Декоративные рыбки» Создание макета «Водный мир» | ||||||
Декабрь | |||||||||
I неделя | Тема «Зима» | Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | Наблюдения за растениями зимой Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей Опыты со снегом Художественное творчество (коллективная работа) «Зимняя фантазия» Чтение художественных произведений о зиме: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша». | ||||||
II неделя | Тема: «Зимующие птицы» | Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель. | Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа. Просмотр фильма «Зимующие птицы» Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки» Дидактические игры «Голоса птиц», «Я - загадаю, а вы -отгадайте» | ||||||
III неделя | Тема: «Как лесные звери проводят зиму» | Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года. Формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой. Познакомить с профессией лесника и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками). | НОД «Как лесные звери проводят зиму». Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы) Дидактические игры: «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу» Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». | ||||||
IV неделя | Тема: «Деревья зимой» | способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах. | Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседа о деревьях Дидактические игры: «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами» Чтение художественной литературы:Т. Шорыгина «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Прогулка в лес» Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе. | ||||||
Январь | |||||||||
I неделя | Тема: «Мой любимый цветок» | Создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями. Воспитывать эстетические чувства. | Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода за растениями. Изучение родины происхождения растений. Труд в уголке природы по уходу за цветами.ю НОД: «фиалка –цветущее растение» Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка» Дидактические игры: «Кому что нужно», «Как выросла фиалка» Художественное творчество: «Мой любимый цветок» | ||||||
II неделя | Тема: «Живое-неживое» | Уточнять представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ. | НОД «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.) Просмотр обучающего фильма «Живая и неживая природа» Д/и доске «Раздели на группы» Беседа «Мы все такие разные» Наблюдения за изморозью и снегопадом, труд по уборке снега | ||||||
III неделя | Тема: «Животные жарких стран» | Продолжать знакомить с животным миром жарких стран, обогащать знания о внешнем образе животных жарких стран и их повадках. Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Способствовать развитию мышления, умения строить по образцу и творчески. | Чтение: Михайлов «Животный мир Африки» Развивающая экологическая игра «Подбери картинку» Отгадывание загадок Рассматривание детских иллюстраций Постройка зоопарка из конструктора Игра с палочками «Слоненок» Музыкальная игра с движением «Веселый зоопарк», «У жирафа пятна» | ||||||
IV неделя | Тема: «Домашние животные» | Систематизировать представлений о местах обитания домашних животных; учить составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных), о детенышах. | Обобщающая беседа с использованием схем и моделей): «Домашние животные» Рассматривание энциклопедей. «Собаки на службе у человека» Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.) Дидактические игры: «Вспомни и назови», «Кто что ест» Чтение художественной литературы:А. Введенский «Щенок и котенок», К. Ушинский «Слепая лошадь». Е. Чарушин «Верный Трой» Показ фильма «Домашние животные» | ||||||
Февраль | |||||||||
I неделя | «Зимушка-зима» | Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | Наблюдения за растениями и животными зимой Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей Опыты со снегом и льдом Художественное творчество (коллективная работа) «Зимний лес» Чтение художественной литературы Труд в уголке природы по уходу за растениями | ||||||
II неделя | Тема: «Декоративные птицы» | Познакомить детей с новыми видами декоративных птиц. Которые водятся в тропиках. Развивать познавательные интересы. Воспитывать бережное отношение к живым существам в природе | Изучение правил ухода за попугаями Наблюдения за птицами (попугаями) Дидактическая игра «Кто наблюдательный» Художественное творчество. Лепка «Красивая птица» | ||||||
III неделя | Тема: «Путешествие в зоопарк» | Способствовать формированию представлений о диких экзотических животных, их проживанию в природе (чем питаются, как добывают пищу, приспосабливаются к среде обитания); развивать игровые умения: поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль. | Рассматривание иллюстраций литературы Видеоэкскурсия «В зоопарке» Беседа о диких зверях с использованием схемы-модели, из личного опыта детей Постройка зоопарка Отгадывание загадок Режиссёрские игры: «Экскурсовод зоопарка». Покорми зверей» | ||||||
IV неделя | Тема: «Прошла зима холодная» | Обобщить представление детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.). Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов). Формировать умения у детей отражать их собственные впечатления от зимней природы в продуктивной деятельности. | Обобщающая беседа «Зиме конец» НОД «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?» Игра-имитация «Снежные явления» Чтение художественной литературы Конкурс-викторина стихотворений о зиме. Рисование: «Чем красива зимняя природа» Опытная деятельность «Таяние снега» | ||||||
Март | |||||||||
I неделя | «Весна. Пробуждение природы» | Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. Обратить на изменения в жизни растений. Знакомство с иллюстрациями по весенней тематике. Воспитывать любовь к родной природе, стремление к её сохранению | Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» Дидактические игры: «Сравни и найди», «Бывает – не бывает» Рассматривание картин «Март», Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» Посадка лука, посев овса | ||||||
II неделя | Тема: «Весна в природе» | Уточнять и расширять знания и представления детей о деревьях и кустарниках весной. Учить делать выводы, основанные на наблюдениях, развивать умение видеть красоту деревьев, кустарников в разное время года. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание сохранять её. | Чтение «Весенней песенки» С. Маршака. Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает растения уголка природы». Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе. Выращивание овса на окне. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Зарисовки. | ||||||
III неделя | Тема: «Органы чувств» | Развивать представления детей об особенностях слуха у животных и человека; представления у детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности. Воспитывать желание и умение бережно относиться к своему здоровью. | НОД: «Особенности слуха у животных и человека», «Как мы чувствуем запахи» (беседа с элементами самонаблюдения Ситуативный разговор «Какие бывают болезни и как уберечься от инфекций» Дидактические игры: «Узнай запах», «Можно-нельзя» Чтение художественной литературы: Э.Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык», | ||||||
IV неделя | Тема: «Мы - друзья природы» | Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем важном деле | Дидактическая игра «Что можно, что нельзя» Подвижные игры «Кто быстрее», «Ручеёк» Художественное слово: чтение рассказов о природе, ситуативные беседы Труд в уголке природы по уходу за посевами, на участке за клумбами, высадка рассады | ||||||
Апрель | |||||||||
I неделя | Тема: «Птицы весной» | Обобщать представления о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формировать умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада Обобщающая беседа с использованием схем, моделей Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация «Строим гнёзда» Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки» Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Кто как поёт?», «Кто где живёт?» Художественное творчество (оригами) «Голубь», «Лебедь» Опыт по определению легкости птичьего пера | ||||||
II неделя | Тема: «Земля -кормилица | Продолжать расширять знания детей о хлебе: процессе выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процессе изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его и к земле – кормилице. | Беседа «Хлеб – наше богатство» Чтение художественной литературы: Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян», Ю.Ждановской «Нива» Дидактические игры: «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки» Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное богатство России», гербария, «Рожь Пословицы, поговорки о труде Презентация «Откуда хлеб пришел на стол» Рассматривание колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие) | ||||||
III неделя | Тема: «Кто такой человек?» | Развивать представления о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; понимание, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); представления о том, что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться; что организм весной ослаблен, поэтому больше надо бывать на свежем воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами); воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | НОД «Тело человека» (беседа о коже, о скелете, о росте, как человек спит и т.д.) Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги» Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной» К. Чуковский «Доктор Айболит» | ||||||
IV неделя
| Тема: «Первоцветы» | Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег. Учить устанавливать причинно-следственные связи (растет лучше, где больше тепла, влаги, света). Прививать бережное отношение к первоцветам. | Наблюдение за растениями на участке, сбор гербария НОД: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике) Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик». Художественное творчество (оригами) «Красивые тюльпаны». Эстафета-игра «Собери цветок» Создание «Красной книги» растений нашего участка» | ||||||
Май | |||||||||
I неделя | Тема:«Цветущие деревья». | Способствовать: обобщению представлений о деревьях как представителях живого в мире природы: многообразие внешнего строения у разных видов деревьев, основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.); формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять описательный рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. | Рассматривание картинок цветущих деревьев Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели Экскурсия в парк «Яблони в цвету»(презентация) Обобщающая беседа с элементами наблюдения: «Цветущие деревья» Художественное творчество. Рисование. «Цветущая ветка». Выставка совместного творчества | ||||||
II неделя | Тема: «Строим экологический город» | Освоение ребенком элементов экологического сознания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной природоохранительной деятельности в природе. | Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, дневник наблюдений Беседа на тему виды дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны» Художественное творчество: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта» | ||||||
III неделя | Тема: «Красная книга России» | Формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе, о тех растениях и животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории нашего края. Развитие навыков наблюдательности, навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных. Воспитание любознательности, бережного отношения к природе. | НОД «Национальный парк и заповедники России» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. Беседа «Чем мы можем помочь природе?» Рассматривание фотоматериалов и беседа о Красной книге | ||||||
IV неделя | Тема: «Как человек охраняет природу | Формировать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняются. Ознакомление с Красной книгой (рассказать, что есть растения и животные, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем, показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной). Побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе. | Видеофильм «Как человек охраняет природу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Е.ВЕРАКСА, М.А.ВАСИЛЬЕВОЙ, Т.С.КОМАРОВОЙ. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2014-2015Г.Г....
Проект совместной деятельности педагога с детьми «Мы - будущие олимпийцы!» (Старшая группа)
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства ...
Совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых «Сюрприз от кондитера»
Совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых «Сюрприз от кондитера»Цель: формирование положительного отношения детей к труду...
Рабочая программа совместной деятельности педагога и детьми 5-6 лет, старшая группа по ПДД
(срок реализации программы 2015-2016г)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр
Рабочая программа по развитию детей старшей группы совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагогов с воспитанниками 5-6 лет старшей группы «Капелька»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагогов с воспитанниками 5-6 лет старшей группы «Капелька»....