Рабочая программа совместной деятельности педагога и детьми 5-6 лет, старшая группа по ПДД
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему
(срок реализации программы 2015-2016г)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Учреждения «Детский сад №33»
_________________ _____________Дугина. И. В.
«__»________2015 г. «__»___________2015 г.
Рабочая программа совместной деятельности педагога и детьми 5-6 лет, старшая группа
(срок реализации программы 2015-2016г)
Автор: Тевкина Олеся Алексеевна
Славгород 2015
Содержание
1.Целевой раздел.
1.1.Поясниьельная записка.
1.2. Цель и задачи.
1.3.Содержание уголков безопасности ППД в группах.
1.4.Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольниками ПДД..
1.5.Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста.
2.Содержательный раздел.
2.1. Календарно-тематическое планирование по ПДД в детском саду.
3.Организационный раздел.
3.1.Оформление предметно – развивающей среды.
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122.
Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
По данным УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, за 11 месяцев текущего года на территории региона зарегистрировано 446 ДТП, в которых погибло 9 и ранено 468 несовершеннолетних. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 9%, число погибших в них детей уменьшилось на 52,6%, а число раненых детей возросло на 10,6%.
33,3% всех погибших в ДТП детей и подростков участвовали в процессе движения в качестве пешеходов. Количество происшествий, в которых пострадали несовершеннолетние пешеходы, за 11 месяцев 2013 года возросло на 15,8%. Всего зарегистрировано 212 таких происшествий, в результате которых погибло 3 (-25,0%) и получили ранения 213 (+14,5%) человек.
Главное управление образования и молодежной политики согласно решению комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Алтайском крае (протокол Per. № 36 от 26.09.2013) совместно с УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю информирует о необходимости разработки и внедрения до начала 2014-2015 учебного года в образовательных организациях края паспорта дорожной безопасности.
Паспорт дорожной безопасности образовательной организации (далее - Паспорт) предназначен для отображения информации об образовательном учреждении (далее - ОУ) с точки зрения обеспечения безопасности детей на этапах их перемещения «дом - ОУ - дом», для использования педагогическими работниками и сотрудниками Госавтоинспекции в работе по разъяснению безопасного передвижения и поведения детей на улично-дорожной сети вблизи ОУ и на маршруте «ОУ - дом», для подготовки мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ).
Паспорт ведется ответственными за профилактику ДДТТ в образовательных учреждениях совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, которые оказывают помощь в разработке Паспорта, а также при внесении необходимых изменений в отдельные разделы Паспорта.
Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Задачи для воспитателей:
- Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
- Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
- Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
- Расширять знания о городском транспорте.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками.
- Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
- Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
-собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
-организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Разработка проектов по ПДД совместно с детьми и родителями.
Художественная литература.
Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Содержательный раздел.
Календарно-тематическое планирование по ПДД в детском саду. Старшая группа
Сентябрь |
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Май |
-Тема 2: Мы – пешеходы. Мы – водители. |
|
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список средств обучения:
- Иллюстративно-наглядный материал.
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Игры на «макетах улиц».
- Настольно-печатные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Детская художественная литература.
- Видеофильмы, диафильмы, слайды.
Организационный раздел.
Сюда вставить фото которые вы сделали по ппд
Список литературы:
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога и детей для старшей группы (Досуг) «В гостях у сказки!»
Создание радостного настроения у детей, положительного эмоционального настроя. Развитие эмоциональной отзывчивости в разнообразных видах творческой деятельности (музыка, игра)....
Совместная деятельность педагога с детьми в старшей группе с использованием элементов стретчинга и ритмопластики.
Поддержание здоровья детей посредством физической активности с использованием ритмических упражнений, упражнений на развитие гибкости в музыкальном сопровождении....
Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по формированию осознанного отношения к своему здоровью на тему: «Путешествие в страну Белоснежных зубов».
Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по ЗОЖ на тему: "Путешествие в страну Белоснежных зубов"....
Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе с ЗПР по формированию элементарных математических представлений на тему" Горо и его жители"
Консект совместной деятельности педагога и детей старшей группы с ЗП на тему:" Город и его жители"...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в старшей группе по ПДД «Дорожная азбука».
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях....
«Прогулка в лес» Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми в старшей группе по ритмопластике
Использованние современных педагогических технологий:Ритмопластика А.И. БуренинойЗдоровьесберегающие (релаксация)Музыкальное воздействиеИспользование базовых движений музыкальных композицийИКТ техноло...
Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Тема: Пластилиновая аппликация из коктейльных трубочек «Подарки Деду Морозу»
Занятие знакомит детей с изготовлением поделок из нарезанных коктейльных трубочек.Способствует развитию мелкой моторики и координации движения рук, глазомер, художественное восприятие и эс...