Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ «Использование метода мышечной релаксации Э. Джекобсона для детей в возрасте старше четырех лет»
методическая разработка
В условиях стресса у человека возникает мышечное напряжение. Это связано с эволюционным механизмом «бей или беги», который позволяет защитить особь (как человеческую, так и животную) в опасных ситуациях. Способы спасения — это либо бегство, либо борьба, и оба варианта требуют активного включения мышц.
Однако в современном мире человек не часто сталкивается с такими критическими ситуациями, где необходимо мышечное напряжение. Тем не менее, мозг реагирует на угрозы одинаково, будь то нападение хищника или публичное выступление.
Поэтому, чтобы избавиться от страхов и постоянного напряжения, включая эмоциональное, крайне важно научиться расслаблять мышцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pmr.docx | 18.09 КБ |
progressivnaya_myshechnaya_relaksatsiya.pdf | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Выступление на методическом объединении «Использование метода мышечной релаксации Э. Джекобсона для детей в возрасте старше четырех лет»
Слайд 2
В условиях стресса у человека возникает мышечное напряжение. Это связано с эволюционным механизмом «бей или беги», который позволяет защитить особь (как человеческую, так и животную) в опасных ситуациях. Способы спасения — это либо бегство, либо борьба, и оба варианта требуют активного включения мышц.
Однако в современном мире человек не часто сталкивается с такими критическими ситуациями, где необходимо мышечное напряжение. Тем не менее, мозг реагирует на угрозы одинаково, будь то нападение хищника или публичное выступление.
Поэтому, чтобы избавиться от страхов и постоянного напряжения, включая эмоциональное, крайне важно научиться расслаблять мышцы.
Слайд 3
Наш детский сад уже второй год реализует годовую задачу, связанную со здоровьесбережением. В рамках этой задачи я в своей группе применяю метод прогрессивной мышечной релаксации (ПМР), разработанный Эдмундом Джекобсоном. Методика Джекобсона применяется в целях снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.
В 1922 году доктор Эдмунд Джекобсон, выдающийся американский врач и исследователь в области психосоматики, совершил революционное открытие, установив непосредственную связь между эмоциональным состоянием человека и уровнем мышечного напряжения. Его многолетние исследования привели к разработке уникальной методики, получившей название прогрессивной мышечной релаксации (ПМР). Суть метода заключается в целенаправленном создании кратковременного, но интенсивного напряжения в отдельных группах мышц, за которым следует осознанное расслабление. Этот цикл "напряжение-расслабление" позволяет не только снять острое напряжение, но и эффективно бороться с хроническими мышечными зажимами, которые часто являются скрытой причиной стрессовых состояний и соматических заболеваний. Джекобсон доказал, что длительное мышечное напряжение не только вызывает дискомфорт, но и может способствовать развитию головных болей, проблем со сном, повышенной тревожности и даже сердечно-сосудистых заболеваний. Более того, его исследования легли в основу современных методов биологической обратной связи, которые используются для лечения различных психосоматических расстройств. Метод ПМР, хотя и был разработан для взрослых, оказался невероятно эффективным и для детей.
Слайд 4
Современные дети, начиная с дошкольного возраста, сталкиваются с огромными нагрузками: детский сад, кружки, спортивные секции, интенсивное общение – все это создаёт стрессовую среду, приводящую к переутомлению, эмоциональному истощению и проблемам со здоровьем. Учитывая возрастающую психологическую нагрузку на детей, применение методик релаксации становится не просто желательным, а необходимым элементом системы их воспитания и развития.
Слайд 5
Однако, при работе с дошкольниками необходим особый подход. Объяснить ребенку концепцию "релаксации" в абстрактном виде, безусловно, сложно. Поэтому, адаптация ПМР для детей дошкольного возраста требует использования игровой формы и ярких образов.
Вместо сложных объяснений, упражнения должны быть забавными и увлекательными, включающими элементы игры и сказки.
Слайд 6
Например, можно представить, что мы "накачиваем" мышцы, как воздушный шарик, а затем "спускаем" воздух, расслабляя их. Или же предложить ребенку "стать мягким, как котенок", или "тяжелым, как слон", или выжать кислый лимон, играя с различными ощущениями напряжения и расслабления.
Слайд 7
Важно помнить, что релаксационные упражнения для детей должны быть краткими и не утомлять ребенка. Лучше проводить несколько коротких сессий в течение дня, чем одну длинную и скучную. Эффективность занятий напрямую зависит от правильного подбора упражнений и индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его возраст, темперамент и особенности развития. Важно также создать спокойную и комфортную атмосферу, использовать приятную музыку или звуки природы.
Слайд 8
Предлагаю вам выполнить несколько упражнений по методу Джекобсона:
**1. Рыбка:** "Надуем щечки, как рыбки! (напряжение)
А теперь сдуем щечки, как воздушные шарики! (расслабление)" Повторить 3-5 раз.
**2. Кошачьи лапки:** "Сжимаем кулачки очень сильно! (напряжение) А теперь расслабляем пальчики, как мягкие котячьи лапки! (расслабление)". Повторить 3-5 раз. Обратить внимание на напряжение и расслабление в предплечьях и плечах.
**3. Пружинки:** "Вытягиваем ножки, как тугие пружинки! (напряжение) А теперь расслабляем ножки, как мягкие тряпочки! (расслабление)". Повторить 3-5 раз. Обратить внимание на напряжение и расслабление в бедрах и икрах.
Слайд 9
Важно сопровождать каждое упражнение яркими образами и положительными эмоциями. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Регулярное выполнение таких упражнений поможет детям справляться со стрессом, улучшить сон, повысить концентрацию внимания и улучшить общее самочувствие. Помимо прогрессивной мышечной релаксации, существуют и другие эффективные методики релаксации для детей, например, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка (адаптированная для детей), визуализация (представление приятных образов), слушание спокойной музыки и игровые методы релаксации.
Выбирая методику, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и его индивидуальные потребности. И, самое главное, релаксация должна стать приятным и забавным занятием, а не еще одной обязанностью. Занятия должны проходить в игровой форме, чтобы ребенок не ощущал никакого давления и с удовольствием участвовал в процессе. Положительные эмоции - залог успеха любых релаксационных практик. Не забывайте хвалить ребенка за его старания и поддерживать его в достижении положительных результатов. Только в этом случае релаксационные упражнения станут эффективным инструментом для борьбы со стрессом и сохранения здоровья.
Слайд 10
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов)
Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению. Психологи рекомендуют научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации для бор...
Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
В связи с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...
Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»
Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»...
Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов)
Уважаемые педагоги! Выполняя вместе с детьми упражнения, Вы будете улавливать чувство мышечного напряжения и расслабления. Методика мышечной релаксации будет полезна не только для детей, но и для Вас,...
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"...