Конспект Вода и её свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развить у детей интерес к познавательной деятельности.
Задачи
1. Образовательные:
- познакомить детей со способами обследования воды;
- расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
- познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, те
- кучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить;
- закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира;
- показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;
- учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.
2.Развивающие:
- развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
3.Воспитательные:
- воспитывать у детей навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;
- бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;
- экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda_i_eyo_svoystva.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Вода и ее свойства»
Вид занятия: учебно - познавательное.
Тип занятия: комбинированное. Старшая группа
Цель: развить у детей интерес к познавательной деятельности.
Задачи
1. Образовательные:
- познакомить детей со способами обследования воды;
- расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
- познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, те
- кучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить;
- закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира;
- показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;
- учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.
2.Развивающие:
- развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
3.Воспитательные:
- воспитывать у детей навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;
- бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;
- экологическую культуру.
Методы и приемы
Наглядные: использование наглядных пособий, карт-схем, декораций, средств ТСО, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, опытов.
Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.
Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.
Оборудование
Демонстрационный материал: глобус, лупа, мешочки с крупами, снеговая и водопроводная вода, цветная бумага, кусочки льда, сахар, песок, сосуды различной формы, масло, перья, таблица-схема.
Организация занятия
Дети располагаются в центре комнаты на ковре. Стол воспитателя с пособиями стоит рядом. В зале расставлены столы для проведения опытов.
План занятия (мин)
I часть. Вводная. Приход профессора Эко II часть. Основная
III часть. Заключительная часть | 3 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 3 |
Ход занятия
I часть. Вводная
В группу к ребятам приходит профессор Эко.
Профессор Эко. Здравствуйте, дети. Меня зовут профессор Эко. Я работаю в лаборатории, которая занимается исследованием снега, льда и воды. Здесь у меня находится все, что необходимо для изучения природы.
У меня есть волшебный телефон. Я получаю звонки со всего света. С его помощью я узнаю все, что делается в нашем общем доме. Дети, вы поняли, о каком доме я вам говорю?
У нас над головой одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земляная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех лампа, она же печка-солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор один на всех - ветер. Вот и выходит, что земной шар - действительно наш общий большой дом. Представить, как выглядит наш дом, нам поможет глобус - уменьшенная модель огромной Земли, где живут все люди на свете. И как приятно, когда в доме чисто и уютно. Вот и работает наша лаборатория для того, чтобы в случае необходимости прийти на помощь.
II часть. Основная
Раздается телефонный звонок.
Профессор Эко. Алло! Это звонит моя помощница-Капелька. Что ты говоришь, Капелька?
Беда! Она говорит, что в Антарктиде началось сильное таяние снега. А где же находится Антарктида?
Дети вместе с воспитателем находят Антарктиду на глобусе. Обследуют это место. Рассматривают Антарктиду с помощью лупы.
Вы видите темное пятно на снегу? Что бы это могло быть? (Это пыль, загрязнения.) Выхлопы автомобилей, дым заводов содержат такие вещества, которые поднимаются в воздух и переносятся ветром на далекие расстояния и там оседают. Дети, а как вы думаете, почему же началось обильное таяние снега? Вспомните, какой снег быстрее тает, грязный или чистый? (Грязный.)
Необходимо воспрепятствовать этому. Вы готовы мне помочь? Срочно собираемся в путь. Какая погода в Антарктиде, как вы думаете? Что же нам пригодится в путешествии?
Перед вами на столе лежат предметы. Вам необходимо отобрать то, что понадобится в путешествии и исследованиях воды и льда.
Дети отбирают лупу, карандаш, блокнот, колбочки, баночки и т.д. Рассказывают об их назначении.
Нам необходимо быть внимательными и уметь замечать все на своем пути. Потренируемся. Перед вами лежат несколько мешочков. Пощупайте их и попробуйте определить, не раскрывая, что это может быть. (Гречневая крупа, макароны, рожки, сахар.) Для путешествия нам понадобятся продукты. Ручки потренировали, а теперь потренируем язычок. Попробуйте на вкус с закрытыми глазами и определите, что это за продукты. (Чернослив, яблоко - сухофрукты.) Чтобы не болеть, нам понадобятся сухофрукты, соки, витамины.
Вот теперь мы смело можем отправляться в путь.
Рассаживаются на ковре, вокруг столика воспитателя.
Сейчас я открою чемодан-лабораторию, которая всегда со мной, и мы начнем наши опыты прямо сейчас.
Пока мы летим, давайте рассмотрим повнимательнее глобус. Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Голубым.) А почему голубым? (Голубой цвет - цвет чистоты.) Посмотрите, чего больше на земле, воды или суши? На глобусе есть участки и белого цвета. Что он обозначает? (Лед - это вода в замерзшем состоянии.) Где на материках может быть вода? (В реках.) Посмотрите, у меня в стакане вода. Под стакан положим листочки цветной бумаги, а теперь посмотрите в стакан, что вы видите? Какой из этого можно сделать вывод? Изобразите это схематично. Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная.) Назовите еще прозрачные предметы. Как вы думаете, прозрачная ли вода в кране? А в озере, речке, море?
Понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что мы можем сказать про цвет и запах воды? А какую форму имеет вода? (Показать стакан, пробирку.) Значит, что можно сказать про форму воды? Вода принимает форму сосуда. Как это можно занести на карту-схему.
А вы знаете, чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах? (Она пресная.) Пресная, значит безвкусная. Давайте попробуем. Правда ли что она без вкуса?
Детям на пробу дается томатный сок и определяется вкус (кисло-сладкий). Затем пробуется пресная вода и определяется, есть ли у нее какой-либо вкус.
Вот попробуйте. Чем же отличается? (Вода морская - соленая.) А как же попала соль в океаны и моря? (Показывает на глобусе, как маленькие речушки вливаются, впадают в моря и несут с собой соли.)
А почему воду называют жидкостью? Ее можно переливать из одного стакана в другой. Она текучая. Если налить на
плоскость, она растекается. Изобразите схематично, что вода -жидкость. Так что же такое вода? Вода - жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как это можно занести на карту-схему?
Вот мы и прилетели в Антарктиду.
Появляется Капелька.
Капелька. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы приехали вместе с профессором Эко. Наша лаборатория уже готова к исследованиям. Занимайте свои места.
Дети занимают свои места за столами.
Профессор Эко. Мы с вами выяснили, что вода в нашем водопроводе отличается от воды в морях и океанах. Она - соленая. А как сделать воду соленой?
Опыт 1. В стаканчик с пресной водой добавляется соль. Посмотрите, изменился ли цвет воды? А что изменилось? Вот видите, ребята, оказывается, вода еще и волшебница. Она умеет растворять в себе некоторые вещества. Можно ли такую воду употреблять в пищу? Ребята, а какая вода ценнее? Соленая или пресная? Почему? Значит, соленая вода нам не нужна? Послушайте и отгадайте, кто это?
Вильнет хвостом
Туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба.)
Через море-океан Плывет чудо-великан, Прячет ус во рту, Растянулся на версту. (Кит.)
В морях и океанах живут многие животные, рыбы, водные растения. Они приспособились к жизни в таких условиях. Им и нужна соленая вода. Как это можно занести на карту-схему?
Опыт 2. Посмотрим, а растворяются ли в воде другие вещества? Например, песок. Какой можно сделать вывод? И как изобразить на схеме?
Опыт 3. Ребята, а что произойдет, если в воду попадут маслянистые вещества? Например, нефть? Капнем в стакан капельку масла, что вы видите?
А теперь опустите в стакан перышко. Что с ним стало? Представьте, что села птичка, что с ней случится? Нефть прилипает к оперению птиц. Покрытые нефтью перья уже не могут согревать птиц, и они погибают от холода. Помочь этим птицам можно, только собрав нефть. Для этого нужно действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.
Существует несколько способов очистки моря от нефти. Торф или солома, впитывающие нефть, распределяются по поверхности воды, а затем собираются и сжигаются.
Опыт 4. Дети, а как вы думаете, лед (замороженные кубики льда), который покрывает Антарктиду, он тоже соленый? Положите кусочки льда в стаканчик, рассмотрите его. А теперь Наташа положит свой кусочек льда в стакан с теплой водой. Лед плавает, значит, он легче воды. Посмотрим, что с ним будет через некоторое время. Лед растаял. Попробуйте воду, стала ли она соленой? Значит, во льдах сосредоточены большие запасы пресной воды, которую можно использовать в пищу. Какое важное мы с вами сделали открытие! Как это можно занести на карту-схему?
Опыт 5. А теперь заметьте, на каком уровне находится вода в стакане. Отметим уровень фломастером. А теперь положим в стакан несколько кубиков льда и через некоторое время посмотрим, что произойдет. Посмотрите, уровень воды в стакане стал выше. Почему? Что может произойти, если будут таять льды Антарктиды? Что произойдет, если ледники растают? Они затопят земную поверхность, погибнут животные, птицы и даже человек. Значит нельзя допускать загрязнения льдов Антарктиды. Как приятно, когда все, что нас окружает, чистое!
Физкультминутка. Аутотренинг
Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, Я вдыхаю его чистый, свежий воздух, Колышутся травы, луга, надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно.
Я очень рад (а), что встретился (лась) с удивительным миром природы.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
А теперь снова в путь!
Нам пора снова отправляться в детский сад. Свернем нашу лабораторию. Сколько интересных открытий мы с вами сделали. В чем заключается ценность воды? Мы умываемся ею, используем для приготовления пищи и т.д.
Воспитатель. Молодцы, но знаете, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле? Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Смогут ли без нее прожить люди? Почему? Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - всего три дня! Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную.
Капелька (в записи)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане!
И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком иней. На плите у вас кипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!
Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда наша спутница - вода!
Теперь мы поняли, что вода нужна всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Откуда же берется наша вода, которую мы пьем?
Это происходит с помощью водопроводной сети, куда по трубам из резервуаров и водосборников поступает вода. Чтобы снабжать население городов водой, рядом с ними строят огромные водохранилища. Из этого следует, что воду нужно беречь. А как мы с вами можем беречь воду? Вот послушайте, о чем говорят капли, когда выпадают из неплотно прикрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап-кап-кап, Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря. А то пройдет немного лет, и нет водицы, нет, нет, нет Такое грустное стихотворение, правда, ребята? Ребята, запомните четверостишие:
Бережливей будь с водой, И как только воду взял, Хорошенько кран закрой: Кап-кап-кап - и литр пропал!
Вот как много нового мы сегодня узнали. Теперь я уверен, что никто из вас не оставит кран открытым.
Теперь давайте нарисуем плакаты о том, как надо беречь воду.
III часть. Заключительная
Профессор Эко. Спасибо, ребята, вам за то, что помогли нам. Мы с Капелькой сейчас уйдем в нашу лабораторию, а вы не забывайте про нас и помните, что воду нужно беречь, что пресной воды очень мало. А чтобы вы не забывали делать добрые дела, я хочу подарить вам «Копилку добрых дел». Делайте только добрые дела и заносите их в эту копилку. Когда она будет полной добрыми делами, значит мы на самом деле помогаем планете выжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
Конспект "Вода и её свойства"
Формирование интереса к экспериментированию...
Конспект "Вода и ее свойства"
Совершенствовать представления детей о воде....