Проект "Путешествие по материкам"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста важно развивать эрудированность, память, мышление, познавательную активность. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации образовательного процесса, разные формы образовательной деятельности детей.
Проект «Земля наш общий дом» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с педагогами и родителями многообразия жизни на земле.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира.
Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной изучаемой темы.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).
Вид проекта: информационно – практический.
По методу: поисково – творческий.
По количеству участников: групповой.
Направление проекта: познавательное развитие.
Участники: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Возраст детей: дети 6-7 лет.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о глобусе, как модели Земля.
2. Формировать представления о природных зонах земли на континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений).
3. Формировать элементарные представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.
4. Формировать умения находить на глобусе и карте необходимые объекты (материки).
5. Приобщать родителей к реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса.
6. Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающей особенности разных континентов и ее обитателей.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь).
8. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
Ожидаемый результат:
- дети знают, что такое глобус;
- умеют находить на глобусе и карте материки;
- дети имеют представления о флоре и фауне материков;
- дети имеют представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.
Развивающая среда:
- глобус;
- карта мира для детей;
- физическая карта мира;
- иллюстрации природы и животных материков;
- иллюстрации национальных костюмов
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
Этапы проекта | Осуществляемая деятельность |
1 | 2 |
1 этап. Подготовительный | - анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; - подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; - составление поэтапного плана работы. |
2 этап. Практический | - вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала. - развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме. |
3 этап. Заключительный | - выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земля через мониторинг. - анализ востребованности детьми созданных макетов в повседневной самостоятельной деятельности. -создание лэпбуков |
Данный проект запланирован на 2019 – 2020 учебный год.
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные | Продукт | Результат |
1 | Родительское собрание. «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы». | Сентябрь. | Воспитатели, родители. | Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. | Интерес к новой форме работы. |
2 | Создание лепбуков разных континентов | Сентябрь – апрель. | Воспитатели, дети, родители. | Лэпбуки материков. | |
3 | Подбор презентаций, слайдов, иллюстраций о жизни животных и растений в природных зонах, национальные костюмы. | Сентябрь – апрель. | Воспитатели. | Презентации, иллюстрации. | Презентации, слайды, иллюстрации. |
4 | Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. | Апрель. | Воспитатели, родители. | Рефлексия о совместно проведенной работе | Отчет о реализации проекта |
Мониторинг на начало и конец учебного года:
Ф. И. ребенка | Имеет представление о материках, их отличительных природных особенностях | Имеет представление о зависимости растительного мира материков от климата; знает представителей флоры материков. | Имеет представление о зависимости животного мира материков от климата; знает представителей фауны материков | Имеет представление о многообразии национальных костюмах. | ||||
н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий уровень (+) – овладевший материалом в полном объеме.
Средний уровень (*) – овладевший половиной изученного материала.
Низкий уровень (-) - овладевший менее чем половиной изученного материала.
Планирование образовательной деятельности.
№ | Тема | Сроки проведения | Программное содержание |
1 | «Наши помощники: глобус и карта». | 2 неделя сентября | Познакомить детей с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди. Работа с картой и глобусом. ЧХЛ - Н. Сладков «Разноцветная земля». |
2 | «Растительный мир природных зон Земли». | 3 неделя сентября | Дать представление о зависимости растительного мира от климата; закрепить знания о многообразии растений на нашей планете; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать мышление, память, связную речь. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Если не станет растений». ЧХЛ - К. Ушинский «Спор деревьев». |
3 | «Животный мир природных зон Земли». | 4 неделя сентября | Дать представление о зависимости животного мира от климата; закрепить знания о многообразии животных на нашей планете; воспитывать бережное отношение к животным; развивать мышление, память, связную речь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - Житков Б. «Рассказы о животных»; Бианки В. «Лесная газета». Беседа на тему: «Травоядные и хищники», «Всеядные животные». |
4 | «Население Земли». | 1 неделя октября | Познакомить детей с многообразием рас и народов Земли; воспитывать уважительное отношение ко всем людям без исключения; развивать мышление, память, связную речь; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Рисование в свободной деятельности: «Одежда народов мира». Беседа на тему: «Дружба народов», «Сходства и различия». |
5 | «Азия. Природные зоны». | 2 неделя октября | Дать представление об Азии, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Азия – часть Евразии», «Моря и океаны, омывающие Азию». 3 неделя |
6 | «Азия. Растительный мир». | 3 неделя октября | Познакомить с представителями растительного мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Лекарственные растения Азии». ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Азии»; Сказки народов Азии – «Полынь – средство от всех напастей». Рисование «Папоротники», «Цветущая сакура». |
7 | «Азия. Животный мир». | 4 неделя октября | Познакомить с представителями животного мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Животные Азии». Рисование «Панда». ЧХЛ - Р. Кипплинг «Маугли». |
8 | «Азия. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». | 1 неделя ноября | Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. ЧХЛ - туркменская сказка «Падчерица»; афганская сказка «Справедливый судья»; японская сказка «Кувшинный человек». |
9 | «Европа. Природные зоны». | 2 неделя ноября | Дать представление о Европе, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ – Н. Сладков «Зеленая земля – тайга», «Седая земля – тундра». Беседа на тему: «Европа – часть Евразии», «Моря и океаны, омывающие Европу». |
10 | «Европа. Растительный мир». | 3 неделя ноября | Познакомить с представителями растительного мира европейской части материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - «Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза». Беседа на тему: «Реки Европы». Рисование «Береза, дуб, сосна». |
11 | «Европа. Животный мир». | 4 неделя ноября | Познакомить с представителями животного мира европейской части материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Животные Европы, занесенные в Красную книгу». Рисование в свободной деятельности: «Лось», «Медведь». Лепка «Волк, лиса». ЧХЛ - И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки»; «Беляк», «Еж»; «Лисья нора», «Рысь», «Медведи»; «Глухари», «Тетерева», «В берлоге». |
12 | «Европа. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». | 1 неделя декабря | Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Беседа на тему: «Самая маленькая страна». Изготовление лепбука «Евразия». |
13 | «Россия – страна, расположенная на континенте Евразия. Самая многонациональная из стран». | 2 неделя декабря | Познакомить детей с многообразием народов нашей страны, их бытом, обычаями и традициями; воспитывать уважительное отношение к представителям всех национальностей России; активизировать словарь; развивать речь и память. Беседа на тему: «Национальные традиции в нашей семье». Компьютерная презентация - знакомство с народами России: «Сходства и различия»; «Национальная одежда»; «Традиции и культура». Рисование «Кукла в национальном костюме». |
14 | «Россия – страна, расположенная на континенте Евразия. Подземные богатства нашей страны». | 3 неделя декабря | Дать представление о богатстве полезных ископаемых нашей страны, их значимости для жизни людей; прививать интерес к окружающему миру; формировать экологически грамотное поведение в природе; рассказать о добыче нефти и газа на Ямале, о нелегком труде нефтяников и газовиков; воспитывать чувство гордости за свою страну и свой народ; активизировать словарь; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. С. Р. И. «Нефтяники». ЧХЛ - П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Беседы на тему: «Чем измеряется богатство страны», «Герб нашей страны», «Флаг нашей страны», «Гимн нашей страны», «Полезные ископаемые». |
15 | «Артика. Природные зоны». | 4 неделя декабря | Дать представление о природных особенностях Арктики; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - Н. Сладков «Белая земля – Арктика». |
16 | «Артика. Растительный мир». | 2 неделя января | Познакомить с представителями растительного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседы на тему: «Хлеб из лишайников», «О пользе северных ягод». Рисование «Арктические ягоды». ЧХЛ - Т. Домаренок «Новый год в Арктической тундре», Н. Радченко «Мечты об Арктике». |
17 | «Арктика. Уникальный животный мир». | 3 неделя января | Познакомить с представителями животного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Рисование «Животное Севера». Лепка «Фигура северного животного», «Северный олень». ЧХЛ - Г. Снегирев «След оленя»; Н. Радченко «Белый медведь», «Овцебык»; «Морж». |
18 | «Антарктида. Представители флоры и фауны». | 4 неделя января | Дать представление о природных особенностях Антарктиды; познакомить с представителями флоры и фауны Южного полюса; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Пингвиний детский сад». Рисование «Пингвины», «Тюлени». ЧХЛ - Н. Сладков «Во льдах»; Г. Снегирев «Про пингвинов»; Л. Громова «Антарктида». |
19 | «Северная Америка. Природные зоны». | 1 неделя февраля | Дать представление о Северной Америке, о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Открытие Америки». |
20 | «Северная Америка. Растительный мир». | 2 неделя февраля | Познакомить с представителями растительного мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки». Рисование «Тюльпанное дерево», «Магнолия». |
21 | «Северная Америка. Животный мир». | 3 неделя февраля | Познакомить с представителями животного мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Дикобраз, который живет на деревьях». Рисование «Морж», «Росомаха», «Большеухий заяц». |
22 | «Северная Америка. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». | 4 неделя февраля | Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Беседа на тему: «Аборигены Северной Америки». |
23 | «Южная Америка. Природные зоны». | 1 неделя марта | Дать представление о Южной Америке, о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Открытие Южной Америки». |
24 | «Южная Америка. Растительный мир». | 2 неделя марта | Познакомить с представителями растительного мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Шоколадное дерево», «Пуйя». ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки». Рисование «Кактусы», «Шоколадное дерево», «Фейхоа». |
25 | «Южная Америка. Животный мир». | 3 неделя марта | Познакомить с представителями животного мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Чем знамениты Галапагосские острова», «Водятся ли дельфины в реках». ЧХЛ -К. Люцис «Зачем зверям шипы и броня». Рисование «Колибри», «Гигантский броненосец», «Королевский гриф». |
26 | «Южная Америка. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». | 4 неделя марта | Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Изготовление лэпбука «Южная Америка». Беседа на тему: «Две Америки – сходства и различия». |
27 | «Австралия и Океания. Природные зоны». | 1 неделя апреля | Дать представление о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - «Все обо всем» - «Австралия и Океания». Беседа на тему: «Самый отдаленный материк». |
28 | «Австралия и Океания. Растительный мир». | 2 неделя апреля | Познакомить с представителями растительного мира Австралии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память; учить устанавливать причинно – следственные связи. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Австралии». Рисование «Эвкалипты», «Акация». |
29 | «Австралия и Океания. Животный мир». | 3 неделя апреля | Познакомить с представителями удивительного животного мира Австралии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий Беседа на тему: «Тасманский дьявол», «Обитатели океана». Рисование «Кенгуру», «Утконос», «Ехидна». Обрывная аппликация «Коала». С. р. и. «Зоопарк». |
30 | «Австралия и Океания. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». | 4 неделя апреля | Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. ЧХЛ - Н. Самоний «Хочу в Австралию». Изготовление лэпбука «Австралия». |
31 | «Африка. Природные зоны». | 1 неделя мая | Дать представление о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - Н. Сладков «Желтая земля – пустыня»; Л. Громова «В Африке пустыня есть». Беседа на тему: «Самая большая пустыня в мире». |
32 | «Африка. Растительный мир». | 2 неделя мая | Познакомить с представителями растительного мира Африки; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. В оазисах»; К. Люцис «Удивительные растения Африки». Беседа на тему: «Оазис», «Удивительные растения Африки – тумбоа и нара». Рисование «Финиковая пальма», «Оливка». |
33 | «Африка. Животный мир». | 3 неделя мая | Познакомить с представителями животного мира Африки; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Рисование «Жираф», «Слон», «Зебра». ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. Кто живет в пустыне», Б. Житков «Про слона». Беседа на тему: «Корабль пустыни», «Кто живет в африканских заповедниках». |
34 | «Африка. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». | 4 неделя мая | Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Изготовление лэпбука «Африканского континента». |
Список использованной литературы:
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
4. «Географический атлас. Мир вокруг нас». Москва 1990г.
5. «Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников». Авторский коллектив А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Москва «Баласс» 2003г.
6. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ"
Развлечение в подготовительной к школе группе....
Материки
Флора и фауна материков....
«Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков.»
Доклад к семинару на тему "Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков"...
Ознакомление детей с материком Евразия
Конспект занятия по познавательному развитию, раздел "География"...
Интеллектуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по материкам".
В интересной развлекательной форме обобщить представления детей о планете Земля ( материках, их флоре и фауне)....
Презентация "наша планета, Океаны и материки"
Видео материал + конспек занятия, с помощью которого даём начальные понятия (детям от 4-5 лет) общих представлений о Земле как планете, материках и океанах. Развивать познавательный интерес.НАША ПЛАНЕ...
Путешествие по материкам
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромНа тему:«Путешествие по материкам»для детей подготовительной группы...