Проект "Сами вырастим фасоль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект ориентирован на детей старщего дошкольного возраста, в ходе его реализации предполагается опытно -экспериментальная работа в малых группах, в парах. Проект выбран с целью ознакомления детей с условиями, которые необходимы для роста и развития растений, в проекте было выбрано растение - фасоль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sami_vyrastim_fasol.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема: у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.
Программное содержание:
Познавательное развитие: Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, о взаимосвязи человека и природы.
Предоставлять детям возможность для экспериментирования в разных видах деятельности, самостоятельного открытия детьми разных свойств предметов, помогать детям сначала самостоятельно выстраивать предположение, а затем сравнивать его с результатами.
Социально-коммукативное развитие: Способствовать умению планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия с партнерами, учитывать их интересы и потребности; развитию чувства ответственности за общее дело.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями в группе и на участке детского сада;
Речевое развитие: Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие: Развитие и свободное проявление художественного творчества.
Актуальность: Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в образовательной деятельности совместно с взрослыми помогает освоить умение проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Объект исследования: фасоль.
Предмет проекта: условия прорастания семян и роста растений.
Дети узнают:
- названия жизненно необходимых факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- значение фасоли как продукта питания;
- сорта посадочного материала;
- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
Дети умеют:
- применять технологию выращивания фасоли;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;
- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Вызвать у детей интерес, желание участвовать в исследовательской деятельности. Закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формирование у детей
- навыков самостоятельной познавательной деятельности,
- проведения исследовательских работ и наблюдений.
- умения прогнозировать будущие изменения.
3. Дать представления о методах и приёмах простейших научных исследований.
Развивающие:
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Тип проекта: исследовательско - познавательный
Время выполнения: 1 месяц
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Предметнтно - развивающая среда.
Научная лаборатория – в ней есть все необходимое для проведения опытов (лупы, контейнеры с семенами, весы, линейки, салфетки, баночки, стаканчики, ведерки, схемы проведения опытов, схема посева семян, ведерки, лейки, совки, грабельки, палочки и т.д ) Здесь ребенок совместно со взрослым проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения. Учится ставить себе исследовательские задачи и старается их решать. Каждое исследование дети фиксируют в дневнике наблюдения, делают зарисовки, взвешивают и измеряют семена, ростки растений. Определяют наиболее благоприятные и неблагоприятные условия для роста растения, работают по схемам «Ты расти, растеньице» (строение)
Модели: « Условия для роста растения», «Уход за растением». Лаборатория, в процессе исследовательской деятельности, пополняется разнообразными коллекциями, которые собирают и дети, и взрослые (воспитатели, родители).
«Библиотека» - содержит художественную, научно-популярную детскую литературу. Здесь дети рассматривают иллюстрации об объектах природы, альбомы, читают литературу, обсуждают содержание прочитанных книг.
Выставка книг для чтения и рассматривания:
Албанская сказка «Фасоль»
Андерсен Г. Х. «Волшебная фасоль»
Фатьянов В. И. Горох, фасоль и бобы.
Шайкин В. Г. Огород у дома.
Экологическая игротека – здесь дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры («С какой ветки детки», «Собери картинку», «Узнай растение по описанию, по семени, по листу», «Что сначала, что потом», «Найди ошибку художника и дай пояснения» и др.)
Предполагаемый продукт:
выращенное из семени растение фасоли.
альбом «Как мы выращивали фасоль» - рассказы и рисунки детей о фасоли
«Кулинарная книга» - рецепты блюд, что можно приготовить из фасоли.
Список литературы:
Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.
Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.
Интернет-источники:
Стихи про фасоль с рецептами и фото- Крупнейший сайт стихов о еде
Содержание проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Постановка проблемы | Вхождение в проблему. | ||
I этап Выбор темы | На одной из форм работы с детьми «утро радостных встреч», воспитатель приносит коллекцию семян (фасоль разных сортов, семена гороха, бобов) и иллюстрации с изображением фасоли . Предлагает рассмотреть коллекцию и иллюстрации. - Из каких семян вырастет это растение (показывает иллюстрацию) и как оно называется. А вы хотели бы узнать все об этом растении? Что надо для этого сделать? | Дети с интересом рассматривают содержимое коллекции, но не знают, как называется растение, и из какого семя оно вырастет. | |
Гипотеза проекта выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми. Гипотеза: Чтобы узнать о растении, необходимо собрать информацию о нем ( как называется, как использует человек это растение, как его можно вырастить) Где и как об этом можно узнать? - спросить у воспитателя; - спросить у родителей; - найти информацию в книгах, в интернете; - пригласить специалиста. | |||
Вводит в игровую ситуацию | Вживание в игровую ситуацию | ||
Предлагает открыть научный центр: - Нам необходимо открыть такой центр, где бы вы проводили исследования, хранили всю нужную информацию. | Дети принимают роль научных сотрудников, собирают информацию о фасоли | ||
В соответствии с проблемой и гипотезой дети с помощью воспитателя выдвигают дальнейшие задачи | |||
Формулирует задачу | Принимают задачу | ||
1. Выяснить, как человек использует фасоль. 2. Какие условия необходимы для роста и развития фасоли. 3. Организовать научную лабораторию (центр) В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опытов. 4. Организовать творческие группы по выращиванию фасоли. | С помощью родителей готовят сообщения. Просмотр презентации «Как растут растения». Работают с иллюстративным материалом, читают с взрослыми литературу, играют в игры По карточкам отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, разделились на подгруппы. | ||
II этап Организация работы над проектом. | Обобщает полученную информацию о пользе фасоли и ее использовании человеком. НООД Ознакомление с окружающим миром природы «Умелые садоводы» Предлагает творческим группам выбрать карточки – задания для проведения опыта или эксперимента. Во время практической исследовательской деятельности, педагог выполняет обязанности консультанта исследователей. Помогает тем, кто нуждается в помощи. Фотографирует. Опыт «Обследование внутреннего содержания». Цель: формирование представлений о свойствах семени фасоли и его внутреннем содержимом (будущим растении) Вопрос: Какую фасоль легче разломить сухую, или которая была замочена в воде? 2.Опыт «Значение света для прорастания семян и развития ростков». Цель: выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие ростков. Вопрос: Где раньше появится росток? Сравните ростки. 3Опыт «Значение воды для прорастания семян и развития ростков». Цель: выяснить, как влияет вода на прорастание семян и развитие ростков. 4 Опыт «Влияние температуры на прорастания семян и развития ростков». Цель: выяснить, как влияет температура воздуха на прорастание семян и развитие ростков.
5. Эксперимент «Значение разных видов почвы для роста и развития фасоли». Цель эксперимента – показать, что рост и развитие проростков фасоли зависит от почвы. - Можно ли помочь такому «больному растению, как? Педагог рассказывает о «еде» для растений удобрение | В непосредственной ОД дети отгадывали загадки, рассказывали о важных свойствах фасоли для человека, слушали историю о «веселой фасоли», выполняли творческое задание, используя семена фасоли Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими заданием, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто рассказывать о проделанной работе. Создают альбом с рассказами и рисунками детей о фасоли «Как мы выращивали фасоль », собирают рецепты, что можно приготовить из фасоли для «Кулинарной книги», оформляют ее. Исследуют поверхность сухой фасоли и замоченного семени, его внутреннего содержимого, измеряют линейкой их величину, делятся своими впечатлениями, формулируют вывод.
Одну ванночку с семенами выставляют на свет, другую помещают в темное место (под коробку). Каждый день проверяют, по мере требования увлажняют салфетку с фасолью. Ведут дневник наблюдений, делают выводы. Сажают проросшие семена в стаканчики с землей, используя карточки- схемы. В дневниках наблюдения отмечают число начала проведения опыта и условия роста: «вода», «нет воды». Наблюдают, делают выводы. Сажают проросшие семена в стаканчики с землей Семена фасоли кладут в две баночки, накрывают крышками и ставят в разные места: первый – в тепло, второй – на холод. В дневниках наблюдения отмечают число начала проведения опыта и условия роста. Наблюдают, делают выводы. Сажают проросшие семена в стаканчики с землей Проращенные семена помещают в разную почву. Наблюдают за ростом фасоли. Замеряют высоту растений, считают количество листьев. Делают зарисовки. Делают вывод, где темнее почва, растение крепкое, высокое, в песчаной почве, растение слабое, стебель тонкий. Дети предлагают варианты помощи. Дети совместно с воспитателем подкармливают растения удобрением. | |
III этап Реализация проекта | Организует работу над проектом | Презентация результатов проектной деятельности. | |
Помогает детям организовать работу конференции «научных сотрудников», Используя фотографии, которые были сделаны во время проекта, подготавливает презентацию « Как мы выращивали фасоль» | Дети рассказывают о проделанной работе. Показывают результаты опытов и экспериментов, Делают выводы. Просмотр детьми фотоотчета о проделанной работе. | ||
IV этап. Подведение итогов. | Вместе с детьми определяет и подготавливает на участке место, где будет высажена рассада фасоли | Дети принимают активное участие в озеленение участка - в посадке рассады фасоли, ухаживают за ростками до момента созревания стручков. Росткам были созданы все условия необходимые для их роста и развития. |
Работа с родителями.
К организации поисковой и творческой деятельности детей были подключены и родители. На собрании рассказали о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно - научных представлений предложили родителям темы бесед с детьми:
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
- Чем полезны овощи?
- Что можно приготовить из фасоли?
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.
Выводы
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию) .
При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как вырастить фасоль
Знакомство детей с технологией выращивания фасоли....
Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"
Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....
Фасоль, горох... и мелкая моторика
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией...
Конспект мероприятия совместной деятельности с детьми средней группы на тему "Посев семян гороха, фасоли и бобов"
Конспект мероприятия совместной деятельности с детьми по образовательной области «Труд» на тему: «Посев семян гороха, фасоли и бобов»Цель. Формирование знаний детей об овощах и процессе посадки.Задачи...
Конспект по экологии "Сажаем фасоль"
Цель:- Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей.Задачи: - учить выполнять соответствую...
Проект "Вырастим фасоль сами?"
Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в выращивании фасоли в естественных условиях (огороде детского сада)....
Познавательно-исследовательский проект «Вырастим фасоль»
Актуальность исследовательской деятельности: У детей недостаточен объём знаний в области естественно – научных представлений, он...