Проект "Вырастим фасоль сами?"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в выращивании фасоли в естественных условиях (огороде детского сада).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fasol.docx | 437.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» г. Калачинска Омской области
Творческий проект
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Вырастим фасоль сами?»
Воспитатель: Белозерова Е.А.
Калачинск 2015г.
Проект
«Вырастим фасоль сами?»
«Самое лучшее открытие то,
которое ребёнок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный (02 июня - 05 сентября 2014 г).
Участники проекта: дети средней группы, педагог, родители.
Актуальность исследовательской деятельности:
У детей недостаточен объём знаний в области естественно – научных представлений, они затрудняются в установлении взаимосвязи живой и неживой природы. Данная работа направлена на развитие поисково–познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.
Цель проекта: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в выращивании фасоли в естественных условиях (огороде детского сада).
Задачи проекта:
- Развивать способности у детей среднего дошкольного возраста к исследовательской и творческой деятельности.
- Поддерживать желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать разумное, бережное отношение к природе и сознательное отношение к труду.
- Систематизировать, закреплять имеющиеся знания, продолжать знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших исследовательских работ и наблюдений.
Предполагаемый результат:
- формирование практических умений в выращивании фасоли;
- развитие умений наблюдать, сравнивать, делать элементарные выводы, проявлять творчество в процессе трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования должны овладеть умениями:
- применять алгоритм выращивания фасоли;
- следить за ростом и развитием фасоли и свои наблюдения отражать в дневнике (высоту растения, окраску листьев, их размер и количество);
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт исследовательской деятельности:
- создание дневника наблюдения;
- итоговое мероприятие – развлечение «Волшебный сундучок тётушки Фасолины».
l этап – организационно- подготовительный:
- подборка программно методического обеспечения для реализации проекта;
- пополнение предметно – развивающей среды (беседы, игры, подбор литературы, музыкальное сопровождение);
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей (по программе «Детство», составление алгоритма выращивания растения из семени фасоли по аналогии игры «Что, за чем следует?»).
ll этап – исследовательский:
- работа воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы и фольклора, рассматривание картинок и семян фасоли, игры);
- самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- работа с родителями.
lll этап – практический:
- определение содержания работы как компонента темы по самообразованию деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями (второй воспитатель, медсестра, повар, родители);
- обобщение и распространение опыта работы;
- участие в городском конкурсе педагогических проектов.
lV этап – заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:
- фасоль можно вырастить в естественных условиях (на огороде);
- семена растению нужны для дальнейшего размножения;
- для роста фасоли необходимы: свет, вода, тепло, уход (правильная посадка, полив, рыхление);
- фасоль является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов;
- существуют разные сорта фасоли, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.
Библиография:
- Полная энциклопедия «Растения» Юлия Школьник, Москва 2003
- «Методика исследовательского обучения дошкольников», А.И. Савенков. ООО «Издательство учебная литература». 2011
- «Маленький исследователь» А.И.Савенков, рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ЗАО «Издательский дом «Фёдоров», 2011
- Интернет – ресурсы
- Книжка – лото «Мир вокруг тебя». «Стрекоза-Пресс», 2005
- Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» Ярославль. Академия развития, 2002
Приложение.
Модель-схема «Что необходимо для роста растений»
Игра «Что, за чем следует?»
Цель: развивать у детей умение составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал: два комплекта схем произрастания фасоли.
Ход игры:
Педагог показывает детям 1 фасоль и задает вопрос: «Как она появилась?» Затем предлагает детям разделиться на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилась фасоль. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
Психогимнастика «Я растение»
(Дети закрывают глаза).
- Представь, что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить рядом с другими растениями.
- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т. д.). То же самое чувствуют наши растения. Мы каждый день будем ухаживать за ними, и им будет приятно жить в нашем огороде. И можно будет спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?».
Песня «Зайка – огородник» (Ирма Финк)
1
Зайка – огородник от забот устал
Землю в огороде целый день копал.
Разделил на грядки, бросил семена,
А как дождь пролился, ахнула семья.
Молодец, Зайчонок! Молодец весна!
Кочаном капусты стали семена.
А на этой грядке, что тут за трава?
Тут фасоль без спроса, выросла сама!
Припев:
Фа – соль, фа – фа – соль
фа – фа - фа – фа- фа – фа – соль
выросла без спроса
хитрая фасоль.
2
Заинька доволен, он теперь богат,
Кочаном капусты и морковке рад.
Ведь теперь у зайки полны закрома,
Да фасоль без спроса выросла сама.
Приходите, гости, я вас угощу
Сладкую морковку я вам предложу.
Приходите, свинки, есть для вас фасоль,
А для коз и лося – каменная соль.
Припев:
Загадки про фасоль.
Ноты две: «Фа» и «Соль»,
Были спрятаны в… ( фасоль).
В огороде хоть росла,
Знает ноты «Соль» и «Фа».
Первое – нота, второе – тоже,
А целое – на боб похоже.
Вьётся длинная лиана
По забору вверх и вдоль.
Как созреет – для гурмана
На тарелочке - … (фасоль).
Удивительный стручок,
Вдруг лопнув, развалился.
Не круглый, странный горох
На землю повалился.
В огороде хоть растёт,
Всё ж бобовая поёт.
Знает ноты «Фа» и «Соль»,
И зовут её…( фасоль).
Стихи про фасоль.
Е. Голубенко
Фасоль.
А в стручке живёт фасоль
Доказать? Ну, что ж изволь.
Расщепи две половинки ,
Что внутри?
Фасолек спинки!
** *
Много видов есть фасоли
И растёт она на поле,
Или по верху плетётся
Где придётся, как придётся.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной, сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
А огромные бобы
Любят люди как грибы.
В золотой семье бобовых
Фасоль – не последний овощ.
***
В стручках всегда она растёт,
На грядке садовод её найдёт.
Фасоль мы любим, уважаем,
Все вместе дружно собираем.
И вкус прекрасный точно знаем,
И смело в суп её мы добавляем.
А можно варёной её нам поесть,
И это правда, а не лесть.
***
Вкус фасоли знаем мы,
Витамины её нам точно нужны.
На грядках всегда прорастает,
Её любой найдёт и узнает.
Можно в суп, в салат добавить,
Ингредиентов других нам прибавить.
Чудо – блюдо смастерим,
И друзей всех удивим.
***
Любят детки все фасольку
Молодую, прямо с поля,
Режут малыми кусками,
Варят прямо со стручками.
Ах, какой прекрасный супчик,
Ах, какой чудесный борщик
Получается, Голубчик,
Уплетай как можно больше.
Ведь все знают, что зимой
У фасоли вкус другой.
Но по своему вкусна,
Как и летняя она.
Сценарий итогового мероприятия к проекту
«Волшебный сундучок тётушки Фасолины»
Цель: вызвать у детей положительные эмоции от праздника, закрепить знания детей об овоще.
Атрибуты: сундучок, игрушка зайка, зонтик, ободки – фасольки, урожай фасоли.
Ведущая: Будто рыжая лисица
Осень бродит по лесам,
Где махнёт хвостом пушистым,
Золотыми стали листья.
Стали жёлтые сады,
Всюду осени следы.
Ребёнок: листья, листья листопад
Засыпают лес и сад.
Будто золото кружится
И ковром ложится.
Песня «Осень»
Ведущая: Смотрите – ка, а под листьями что – то лежит, да это сундучок. Видно Осень здесь гуляла, сундучок свой потеряла! Крепко сундучок закрыт…
Что ж такое в нём лежит? (предлагает детям ответить).
Звучит музыка (входит тётушка Фасолина)
Фасолина: Здравствуйте, ребята! Вы не знаете кто сейчас пел песенку об осени? Неужели вы? Какие молодцы! Давайте знакомится я тётушка Фасолина, а вон там (показывает на окно) мой дом, мой огород (замечает сундучок). Что я вижу! Это мой сундучок! Как он к вам попал?
(ответы детей)
Нашли под листьями? Спасибо, вам!
Ведущая: Мы не смогли его открыть и не знаем, что внутри.
Фасолина: Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок
Свою крышку открывай,
Нас скорее удивляй!
(звучит нежная музыка. Ведущая открывает сундучок)
Ведущая: Да, тут немало полезных вещей и все они могут сегодня пригодиться.
Фасолина: А, самое интересное, что тут сидит наш знакомый – Зайка, который помог нам посадить огород. Давайте вспомним как это было.
Массажная зарядка «Зайкин огород»
Фасолина: А вот и зонтик потому, что без дождика в огороде ничего не вырастет, тем более фасоль.
Закличка «Дождик»
Под. игра «Солнышко и дождик»
Фасолина: Ещё в моём сундучке есть волшебные ободки. Кто их наденет, тот превратится, а во что узнаете из загадки.
Ребёнок: В огороде хоть растёт,
Всё ж бобовая поёт.
Знает ноты «Фа» и «Соль»,
И зовут её… (фасоль).
Фасолина: Правильно в белую и красную фасоль.
Игра «Чей кружок быстрее соберётся»
Фасолина: Давайте посидим тихо, тихо и послушаем о чём эта песенка?
Песня «Фасоль»
Фасолина: А чтобы фасоль стала полезной и вкусной, как вы думаете, что с ней надо сделать?
(Ответы детей)
Фасолина: Правильно сварить. А для этого мы позовём нашего повара Людмилу Михайловну!
Повар: Я повар, повар, повар
Известный кулинар!
А чтоб уметь готовить,
Особый нужен дар.
Из вашей вот фасоли
Сварю я вкусный суп.
И к вам сегодня в группу
К обеду принесу.
Фасолина: А мы тоже будем варить суп только в танце. Танец «Фасолька»
Этот проект возник вследствие разговора с детьми о фасоли (её свойствах, пользе). Ангелина Р. сказала, что видела, как мама садила фасоль на даче, это совсем не трудно! Она же и предложила вырастить фасоль в огороде детского сада. На что Максим П. ответил: « А мы сможем вырастить фасоль сами?». Так появилось название проекта. Но сначала решили составить план - карту, т.е. интеллектуальную карту. Она получилась из 4 частей: участники проекта, инструменты, условия, результат. Для этого использовали и свои рисунки, и картинки. Вот такая она у нас получилась.
Исследовательская деятельность за ростом и развитием фасоли проводилась с 02 июня по 05 сентября 2014 года.
Дети с удовольствием приступили к трудовой деятельности, копируя труд взрослых. Ежедневно (без напоминаний) дети с интересом наблюдали за всходами, изменениями в процессе их развития. Даже поступило предложение от Лизы М. измерять высоту всходов каждый день с помощью палочек. Мы пользовались этим методом, но еженедельно. С удовольствием вели дневник наблюдений по выращиванию фасоли. С помощью модели-схемы «Что необходимо для роста растений» изучили необходимые условия для роста и развития растения: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.
За этот период смогли из семян фасоли вырастить новый урожай. Детям удалось доказать, что они сами могут вырастить фасоль в естественных условиях (огороде детского сада).
В этот проект вовлекли родителей, которые оказали помощь в приобретении семян, инструментария. Привлекли их к участию в акции «Фасолевый рецепт». Организовали встречу с интересными людьми – медицинской сестрой и поваром детского сада. Где дети узнали о витаминных свойствах фасоли и пользе для человека. А повар рассказал о блюдах с фасолью, которые готовят в детском саду. Ей дети вручили «фасолевые рецепты», собранные родителями.
Проект завершили развлечением «Волшебный сундучок тётушки Фасолины». Праздник доставил много радости участникам и гостям. Прозвучали стихи, загадки, песня о фасоли. Дети-фасолинки исполнили танец и игру. В волшебном сундучке нашли урожай фасоли. Дети решили передать его повару Людмиле Николаевне, чтобы она приготовила блюдо из неё и угостить всех детей детского сада.
Всё так и произошло! Фасолевый суп был как никогда вкусным, без добавок не обошлось ни в одной группе!
Вот такая фасоль выращена нашими детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как вырастить фасоль
Знакомство детей с технологией выращивания фасоли....
Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"
Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....
Фасоль, горох... и мелкая моторика
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией...
Конспект мероприятия совместной деятельности с детьми средней группы на тему "Посев семян гороха, фасоли и бобов"
Конспект мероприятия совместной деятельности с детьми по образовательной области «Труд» на тему: «Посев семян гороха, фасоли и бобов»Цель. Формирование знаний детей об овощах и процессе посадки.Задачи...
Конспект по экологии "Сажаем фасоль"
Цель:- Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей.Задачи: - учить выполнять соответствую...
Исследовательский проект «Выращиваем фасоль» (старший дошкольный возраст)
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...
Горох и фасоль в работе с дошкольниками.
Выполнила воспитатель 1 категории МБДОУ детского сада № 6«Тополёк» г. Балаково Саратовской области:Щербакова Татьяна Валерьевна...