Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Свойства воздуха".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В данном материале представлен конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Это занятие поможет дать детям устойчивые представления о воздухе и его свойствах, научит проводить элементарные опыты, устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный игтерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

старшая группа

Тема:  «Свойства воздуха»

Воспитатель

Бурханова Д.Р.

2018 г.

Цель: дать устойчивые  элементарные представления о воздухе, его свойствах

Задачи:

  • подвести к пониманию, что воздух есть везде вокруг
  • дать представления, что воздух обладает свойствами
  • учить проводить элементарные опыты
  • способствовать владению некоторыми способами обнаружения воздуха
  • развивать внимание
  • развивать познавательный интерес
  • воспитывать аккуратность в работе

Словарная работа: лаборатория, учёный

Оборудование: картинка с изображением Земли, трубочки,  стаканчики, бумажные кораблики, салфетки, целлофановые пакетики, схема изучения свойств воздуха.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, словарная работа, экспериментально-исследовательская деятельность, рефлексия.

Ход занятия

ВоспитательРебята, вы любите чудеса, когда случается что-то необычное?

Ответы детей.

Воспитатель:  Я  хочу вам сегодня показать, что чудеса находятся вокруг нас. Надо только внимательно оглядеться по сторонам, и я уверена, что вы обязательно столкнетесь с чудом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Но,  оказывается, нас и все предметы вокруг окружает таинственный невидимка. Кто же это?

Невидимка он, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он повсюду, он везде:
Сверху, снизу и в тебе.
Все предметы заполняет,
Легким шариком взлетает.
Кто же он? Отвечу я:
Это воздух, мои друзья!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Ответы детей.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? 

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты 

Воспитатель: Ребята, мы живем на чудесной планете. Как она называется?

Ответы детей.

(показ изображения Земли в  космосе)

Воспитатель: Почему  на изображении присутствуют разные цвета?  

Ответы детей.

Воспитатель: А знаете, ребята, у нашей планеты есть еще и воздушный океан, это воздух. О нем мы сегодня и поговорим.

  1. Эксперимент «Задержка воздуха»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужен воздух? Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», как ныряльщики, а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов). Тяжело было вам? Вот видите, вы совсем недолго могли обходиться без воздуха. А животным нужен воздух?  А кто еще дышит воздухом?  (воздухом дышат животные, птицы, рыбы тоже дышат растворенным в воде кислородом.).

Ответы детей.

Вывод: человек и все живое  не могут  жить без воздуха.

2.Эксперимент  «Обнаружение воздуха в пространстве»

Воспитатель: Как же нам обнаружить воздух,  как мы это с вами сделаем?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю приступить к  опыту №2  «Обнаружение воздуха в пространстве» (целью этого опыта является ощущение давления воздуха при помощи веера).

Вывод: Веер при обмахивании создает волну воздухаВетер – это движение воздуха.

  1. Эксперимент «Поймай воздух»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Ответы детей.

Вывод: воздух бесцветный.

4.Эксперимент «Увидим воздух»

Воспитатель:  А вы знаете, как можно увидеть воздух? И есть ли воздух в нас?

Воспитатель:  Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

5.Эксперимент «Как пахнет воздух»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха.

Вывод: воздух не имеет запаха

6. Эксперимент «Что такое ветер?»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может ли ветер передвигать предметы?  

Опустите кораблики в поддон с водой.  (Дети дуют на паруса, кораблики плывут).  Почему плывут кораблики? (мы создали ветер)

Вывод. Ветер – это движение воздуха. Чем сильнее ветер, тем быстрее движутся  предметы.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами проделали большую работу. С помощью опытов мы определили, что вокруг нас есть воздух и он может двигаться и двигать другие предметы.  Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.

Литература:

  1. Простые опыты с водой для дошкольников. Автор: Султанова Марина
    Издательство: Хатбер-Пресс. Серия: Для дошкольников
  2. https://infourok.ru/konspekt-nod-na-temu-vozduh-i-ego-svoystva-srednyaya-gruppa-1421012.html
  3. http://xn----11-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?page_id=8232
  4. http://me-po.ru/articles/799-konspekt-nod-v-starshei-gruppe-udivitelnyi-vozduh-eksperimenty-s-vozduhom.html
  5. http://me-po.ru/articles/78-konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-starshei-gruppe-na-temu-chistyi-i-grjaznyi-vozduh.html
  6. http://www.proshkolu.ru/user/drozdova2002/blog/514895/
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-po-temam-srednja-grupa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

  В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.    В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада "Воздух и его свойства\'\'

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Воздух и его свойства''....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, п...