"Обыкновенные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
"Обыкновенные камни" - конспект занятия в старшей группе. Целью занятия является познакомить детей с различными видами камней, их свойствами. На занятии дети проводят опыты, делают выводы, наблюдают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyknovennye_kamni_.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
Тема: Эти обыкновенные необыкновенные камни.
Образовательная область «Познание».
Интеграция «Здоровье», «Музыка», «Коммуникация»
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи:
- научить различать виды камней по их внешним признакам;
- доказать свойства камней экспериментальным путем;
- развивать исследовательские навыки;
- совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
- развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах;
- содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
- проводить профилактику утомления детей на занятии;
- обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», 2 коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень. Все материалы раскладываются на столы заранее
- Сообщение темы занятия.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель. Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы — в ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем делать.
Слушайте внимательно:
В серёжках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
0и может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой — одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень.)
Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях.
- Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт. Воспитатель. Но сначала пройдите, пожалуйста, на ковер, ложитесь, закройте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка.
Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки? Дети отвечают.
Сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни, и, думаю, узнаем о них кое-что интересное
3. Поисково – исследовательская деятельность. Виды камней
Воспитатель. Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы.
(Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подкосы с камнями, салфетки.)
- Ребята, эта исследовательская лаборатория, а вы — ученые-исследователи. Исследовать вы будете разные камни. Начнем с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями, При необходимости корректирую ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.
- Какие они? Какой формы?
Дети отвечают.
- А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
(Камни гладкие, разной формы — овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета).
Воспитатель. Почему они такие?
- Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими — без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
(Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).
Воспитатель. Так чем же морские камни отличаются от речных?
4. Оздоровительный момент
Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».
Воспитатель. Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды: «Морские камни» и «Речные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные — в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладет их в свою коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и несет их в свою коробочку. Игра продолжится до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках..
Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием.
5. Экспериментирование: Свойства камней.
Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него.
- Теперь мы — ученые-экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму?
- Верно, нет. Почему?
( Он твердый).
Воспитатель. Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим.
Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
(Гвоздь вошел в дерево).
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.
Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?
Дети отвечают.
- Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Воспитатель. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?
Дети. Дерево плавает.
Воспитатель. А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?
Дети. Камень тонет.
Воспитатель. Почему?
Д е т и. Он тяжелее воды.
Воспитатель. А почему плавает дерево?
Дети. Оно легче воды.
Воспитатель. Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?
Дети. Мокрый.
Воспитатель. Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Дети. Цветом, мокрый камень темнее.
Воспитатель. Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней.
6. Закрепление знаний
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно — неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя — он твердый». Я буду играть роль «стрелки» — с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать: Камень тонет в воде.
Камень прозрачный как стекло.
Гвоздь нельзя забить в камень.
Камень легкий как вата.
Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее.
Камень легко разбить как стекло.
Камень можно растянуть как резинку.
Поверхность морского камня гладкая, а речного — шершавая.
Из камня можно лепить как из пластилина.
Камень не плавает в воде как дерево.
Камень можно порвать как бумагу.
Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!
7. Итог
Воспитатель. На этом мы не заканчиваем изучать камни, В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни, и своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну а сегодня вам понравилось работать в лабораториях? Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...
ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ
Задачи: Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в ст...
"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
Занятие-экспериментирование....
"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
Познакомить детей со свойствами камней...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...
Картотека "Эта обыкновенная - не обыкновенная газета"
Нестандартное оборудование - повышает у детей интерес к занятиям физической культуры, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Эти обыкновенные необыкновенные камни".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....