Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «День славянской письменности и культуры»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«День славянской письменности и культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_na_temu.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
с детьми старшего дошкольного возраста на тему
«День славянской письменности и культуры»
Цели, задачи:
- познакомить детей с праздником славянской письменности и культуры;
- дать первоначальное представление о происхождении славянской письменности, о её создании Кириллом и Мефодием, о культурном единении России;
- формировать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость детей;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к культурным традициям, бережное отношение к книге;
- обогатить активный словарь дошкольников.
Словарная работа:
кириллица, аз, буки, веди, глаголь, библиотека, Кирилл, Мефодий, славяне, славянский язык, Псалтырь, Библия,
Предварительная работа:
- беседа о предстоящем празднике чтение сказок, чтение пословиц, игры.
Материал:
1. Репродукции с изображением Кирилла и Мефодия.
2. Славянская азбука.
3. Буквы кириллицы «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Л», «С».
4. Дерево с листочками, на листочках буквы для составления слов: «мама», «папа», «добро», «друг», «Родина».
5. Репродукция Библии или детская Библия.
6. Книги для выставки.
7. Сундучок.
8. Тарелка. Яблоко.
9. Бочонок с мёдом.
10. Конфеты с пожеланиями.
Ход
Дети под русскую народную музыку входят в зал и садятся на стулья.
Восп-ль: – Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на нашем празднике мы узнаем, кто создал письменность для славян, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи; посетим удивительную страну книг.
В далёкой стране Византии жили два брата, добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий.
Воспитатель обращает внимание на репродукцию с изображением братьев.
Когда они выросли много профессий перепробовали, но в конце концов они стали учителями. И учили они людей не простым наукам, а как жить на белом свете и творить добро. Они были христианами, знали много разных языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили с Библией, Псалтырью. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать способ как записывать слова с помощью букв для славян, у которых не было ни одной книги.
«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», - сразу решили братья.
Много трудились Кирилл и Мефодий и наконец придумали славянскую азбуку. И с тех пор все люди на Руси могли читать книги. До сих пор весь славянский народ благодарен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – учителям славянским за их труд.
С давних пор все славяне: Болгары, Украинцы, Белорусы, Россияне, чествуют Кирилла и Мефодия 24 мая. И сегодня мы с вами в канун замечательного праздника славянской письменности вспоминаем Кирилла и Мефодия.
Вот так воссиял свет разума над государством Русским.
Ребята, а как же выглядит эта азбука? Давайте посмотрим.
Показ азбуки.
- Вот она какая красивая. Азбука славянская зовётся кириллица, по имени святого, создавшего азбуку – кириллица – Кирилл.
А вам знакомы эти буквы? В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть своё значение.
Показ букв кирилицы.
- Посмотрите, что это за буква. Да, мы знаем её как «А». А в кириллице она звучит «Аз».
Что это за буква? («Б»). Звучит она вот так «Буки».
Это? («В»). Это буква «Веди».
«А», «Б», «В».
- АзБукиВеди. Что это я такое произнесла? Какое слово получилось? Азбука. По первым двум буквам славянского алфавита можно составить слово «азбука».
Слово «Аз» по-славянски означает «Я». «Я» стоит в начале азбуки славянской, сейчас она последняя в алфавите, а раньше была первая.
«Буки» означает буква. «Веди» от глагола «ведать», что значит «знать».
Повторяя названия первых букв славянской азбуки, человек как бы говорил: «Я знаю буквы».
Это что за буква? («Г»). Эта буква называется «глаголь», от слова «глаголить», что значит говорить.
А это какая буква? («Д»). Эта буква звучит так «добро».
Эта буква в нашем алфавите как звучит? («Л»). А в славянской азбуке она звучит так «люди».
Что это за буква? («С»). Звучит она как «слово».
Вы видите что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово, и вся кириллица это добрые буквы, добрые слова, т. к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.
Послушайте, что сказал о славянском языке Виктор Афанасьев.
Он самый молитвенный в мире,
Он волею божьей возник,
Язык нашей дивной псалтыри
И святоотеческих книг.
Он царское украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодатный родник,
Господнее нам утешенье –
Церковославянский язык.
Сейчас на этом языке не говорят люди, но в храмах на богослужениях можно его услышать.
Какое у нас тут дерево красивое стоит, как оно называется? Да, наша прекрасная берёза. Друзья мои, да у неё на листочка буквы. А давайте мы из этих букв составим добрые слова. «Берёзка, берёзка наклонись, наклонись. К светлому, доброму потянись, потянись». Снимаем вот с этой веточки листочки. (Буквы «м», «м», «а», «а».) Какое слово мы составим из этих букв? Конечно, «мама».
Затем дети составляют слова «папа», «добро», «друг», «Родина».
- Вот какие замечательные добрые слова вы составили. Теперь споём песню о России.
-Как вы думаете, какая самая первая книга на земле? Самая первая книга – это Библия. В Библии рассказывается об истории людей живших на земле и о правилах их жизни.
Если слово книга перевести на латинский язык, то получится слово Библио. А какие похожие слова вы знаете? (Библиотека). Библиотека, что в переводе: Библио – это книга, Тека – течёт, текут книги, течёт много книг. Скоро вы пойдёте в школу, там обязательно посетите библиотеку и увидите сколько в ней много книг.
Библия первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык, чтобы славяне могли постоянно читать.
Чему нас учат книги?
Доброте, терпению, взаимопомощи, послушанию. Часто слышм слова доброта, добрый поступок, добрый человек, а какого человека мы называем добрым? Добрый человек это такой человек, который помогает другим: товарищам, родным, младшим, он делится игрушками, сладостями, выручает тех кто попал в беду.
А давайте вспомним пословицы о добрых делах:
- доброе дело два века живёт,
- добро не лихо бродит тихо,
- доброму везде добро,
- добро творить себя веселить,
- добро того учит, кто слушает,
- доброе начало половина дела,
- за добро всегда добром воздаётся.
О чём мы сейчас поговорим отгадайте:
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках на листочках,
Где станции на точках. (книга)
Обратить внимание детей на книги на выставке
- Конечно, это любимые книги. Посмотрите сколько их много разных, интересных. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем читать книги. Благодаря книгам мы много узнаём. Знания делают людей разумными, мудрыми. Благодаря знаниям можно научиться читать, считать, писать. Послушайте, что сказал один поэт:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
Ваня, почитай нам стихотворение, которое ты знаешь.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?
1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! »
Правильно (Да) .
2. «Бежит мимо лиса и спрашивает:
- Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?
- Я, Муха-горюха.
-Я, Комор-пискун.
- Я, Мышка-погрызуха.
- Я, Лягушка-квакушка ».
Правильно?
3. «Побежала Маша дальше. Видит, стоит груша, вся спелыми грушами усыпана, ветки до самой земли склонялись. Маша к ней:
- Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели? »
4. «Я, колобок, колобок,
Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
Да на масле пряжён,
На окошке стужён.
Я от внучки ушёл
И от жучки ушёл. »
5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».
Молодцы хорошо сказки знаете.
Раздаётся стук и рычанье.
- Кто это в домике живёт?
Из домика выходит медведь.
Миша. Слышу шум и детский смех,
Вмиг один поймаю всех.
-Ребята, это же мишка. Миша, ты не шуми, а лучше расскажи из какой ты сказки к нам пришёл.
Миша. А вы сами отгадайте сказку.
Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша и медведь») .
Миша. Угадали, молодцы. А какие вы ещё сказки знаете, где встречается медведь?
-Миша, а мы про тебя ещё и стихотворение знаем. Ребята давайте все вместе расскажем:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вот упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ.
Миша. Да, больно мне тогда было. Но не будем вспоминать грустную историю. Давайте лучше все вместе поиграем в игу «У медведя во бору».
- Пора Мише в лес возвращаться. Но не можем мы тебя так отпустить без гостинца. Вот тебе Миша, бочонок мёда вкусного и свежего. Ешь на здоровье и вспоминай на с ребятами добрым словам.
Миша. Спасибо большое, до свиданья.
Обратить внимание на сундучок.
-Что это у нас тут такое красивое большое? Конечно, сундучок. Давайте, посмотрим, что там лежит.
Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок.
Воспитатель достаёт тарелку и яблоко.
- Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
- Что я здесь увидела! Сказку. Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.
1. Отворили дверь козлята
И исчезли все куда-то. (Волк и семеро козлят) .
- Молодцы, отгадали загадку.
Катись, катись яблочко,
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
2. Ах ты, Петя-петушок
Сплоховал немножко.
Не послушался кота
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса) .
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
3. Нет ни речки ни пруда
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) .
Много сказок вы знаете, молодцы, и эту отгадали.
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
4. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Три медведя) .
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
5. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) .
Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.
А сейчас, ребята давайте поиграем в игу «Ручеёк», но когда будем выбирать себе пару будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.
Игра «Ручеёк». Затем дети садятся на свои места.
- Друзья мои, к этому празднику в нашем сундучке приготовлено угощенье для вас и наших гостей, но угощенье не простое, а с добрым пожеланьем.
Воспитатель угощает детей, а дети гостей.
- Ребята, подходит к концу наш праздник, посвящённый дню славянской письменность, которую создали Кирилл и Мефодий. Спустя много лет, она существует по сей день, т. к. была создана с добротой и верой, благодаря которой мы читаем сказки, рассказы, стихи.
Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Конспект «открытого» занятия c детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"
Цель: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.Задачи:1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.2. Развивать эмп...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Будь здоров»
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Будь здоров»...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Экологии на тему: «Осенний лес»
Цель: - Расширение представления детей об осени как времени года, о ее признаках и приметах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.Задачи:...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".
Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию «Мастерская сказок» (придумывание сказки )
Цель:Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.Научить детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания....
Открытое тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "День России"
Музыкально-тематический досуг...