Проектная деятельность по экспериментированию "школа волшебников".
проект по окружающему миру
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное, и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 71 «КАРУСЕЛЬКА»
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проектная деятельность по экспериментированию
"школа волшебников".
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира
Подготовили: Назарова Е.В.
Соболева О.М.
2018 г.
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Описание проекта:
Экспериментирование с воздухом.
Экспериментирование с мылом.
Цели проекта:
развитие у дошкольников исследовательской деятельности;
познавательного интереса;
увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания.
Задачи проекта :
расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
учить детей видеть и выявлять проблему;
развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки.
Алгоритм подготовки экспериментирования.
Выбор объекта исследования.
Предварительная работ а (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов, и пр.) по изучению предмета эксперимента.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
Прогнозирование результата.
Закрепление последовательности действий.
Закрепление правил безопасности.
Актуальность.
Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное, и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс и задача наша – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лед, песок, магниты, стекло, воздух и т.п.) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Наверняка ваш малыш, как и все ребятишки, любит все таинственное и загадочное, изучает мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружающих его предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководствуясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением. Это не только поможет занять малыша на некоторое время, такие почти научные эксперименты – не просто развлечение. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое главное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него. Ну, так как, за дело?
Социальная значимость проекта:
Детское экспериментирование - способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющие знания, попробовать свои силы.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Беседы и практическая деятельность с детьми.
Консультации и мастер-класс для родителей.
Круглый стол для педагогов.
Охват проекта:
Дети, родители, педагоги
Стадия проекта:
Проект реализован
. Достигнутые результаты:
Обогатили знания детей и родителей об экспериментальной деятельности. Пробудили интерес к самому себе и окружающему миру.
Эксперименты с воздухом.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей;
-социализация (совместная деятельность)
-коммуникация (продуктивный диалог)
-здоровье (физ. мин.)
-познание (ФЦКМ, конструирование)
-труд (уборка своего места)
-музыка
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, лимон, листы бумаги по количеству детей.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
- Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?
- Красный и синий
- А как называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
-Ответы
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы.
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы.
-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок
Физминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
А как вы думаете, мы, сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
-Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Да
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку лимона, помните её. Что вы чувствуете?
-Пахнет лимоном.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или лимонная корка издаёт такой аромат?
-Это корка
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть, поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть.
Экспериментирование с мылом.
В этих баночках находится вода, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются пузыри.
Дети дуют пузыри, звучит музыка.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе
познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.
Актуальность проекта:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили
свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.
Надеемся, что результаты будут успешными
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способности сами ставить
Вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязе в.
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка проектной деятельности " Скоро в школу"
Подготовка к школьному обучению дошкольников - важная задача, но и проблематичная одновременнокак для педагогов детского сада, так и для родителей. Этот процесс длительный и кропотливый. В соответстви...
Статья о проектной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе
Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывая...
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группеПроектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к позна...
Совместная проектная деятельность ДОУ и школы Лэпбук «Новый год»
Лэпбук сoдержит игры и зaдания нa нoвогоднюю тему. Спoсобствует рaзвитию речи, пaмяти, лoгического и твoрческого мышления.Цель: предстaвление знaний детей o трaдициях прaзднования Нoвого гoда....
Проектная деятельность в начальной школе
Презентация по ФЭМП "Изучаем фигуры. Квадрат", для детей второй младшей группы...
Проектная деятельность по экспериментированию "Хочу всё знать" (2-я младшая группа)
Долгосрочный проект, учасниками которого являются дети, родители и педагоги второй младшей группы. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования....
Проектная деятельность "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....