Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Методическая литература:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.
Срок осуществления проекта: ноябрь – май
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Этапы
реализации Мероприятия реализации проекта Сроки выполнения
1 этап
Подготовительный Изучение и анализ методической литературы по теме
Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
Подбор материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
Анкетирование родителей.
Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Обмен опытом в процессе подготовки и проведения родительских собраний «Экспериментирование детей в семье». Просмотр обучающего мультфильма «Почемушкин»
Беседа «Что такое эксперимент»
2 этап
Основной
Эксперименты: «Цветная вода», «Смешиваем краски» «Рисование на мокром листе,
Обучающий мультфильм «Что тонет, что плавает»
Экспериментирование: «Вес», «Предмет Плавает Тонет, Опыты: «Что легче?», «Волшебные пробки», «Дождинки» (вода в условиях невесомости).
Беседа: «Притяжение и вес»
Конструирование из природного и бросового материала ноябрь
Эксперименты: «снег и лёд» «Защитные свойства снега»,
Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Как очистить воду?», «Почему изменился цвет?»
Беседа «Какая бывает вода. Круговорот воды в природе».
Беседа декабрь
Беседа: «Волшебные» свойства магнита».
Эксперименты:
«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
НОД: «Ключи царевны Несмеяны»
Эксперименты: «Свет и тень»
Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
игры-эксперименты в рамках театра теней. Январь
Эксперименты: «Звук в воде», «Поющая струна».
Беседа «О значении звука в жизни человека и животных».
Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
Игра на прогулке «Кто что услышал?»
Февраль
Беседа «Человек и законы природы».
Эксперименты: «Живая природа» Экспериментирование с проращиванием семян;
опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном). Март
Эксперименты: «Космос»
Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд». Апрель
Беседа: o «Воздух в моей жизни»;
Эксперименты: «Воздух» Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
Эксперименты: «Песок, глина, грунт» Расширение представлений о различных видах почвы;
экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
май
III Этап. Заключительный Викторина «Мы экспериментаторы»
Фотовыставка: Очень интересно, всё то что неизвестно
Презентация проекта. май
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_7.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Методическая литература:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.
Срок осуществления проекта: ноябрь – май
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Этапы
реализации Мероприятия реализации проекта Сроки выполнения
1 этап
Подготовительный Изучение и анализ методической литературы по теме
Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
Подбор материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
Анкетирование родителей.
Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Обмен опытом в процессе подготовки и проведения родительских собраний «Экспериментирование детей в семье». Просмотр обучающего мультфильма «Почемушкин»
Беседа «Что такое эксперимент»
2 этап
Основной
Эксперименты: «Цветная вода», «Смешиваем краски» «Рисование на мокром листе,
Обучающий мультфильм «Что тонет, что плавает»
Экспериментирование: «Вес», «Предмет Плавает Тонет, Опыты: «Что легче?», «Волшебные пробки», «Дождинки» (вода в условиях невесомости).
Беседа: «Притяжение и вес»
Конструирование из природного и бросового материала ноябрь
Эксперименты: «снег и лёд» «Защитные свойства снега»,
Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Как очистить воду?», «Почему изменился цвет?»
Беседа «Какая бывает вода. Круговорот воды в природе».
Беседа декабрь
Беседа: «Волшебные» свойства магнита».
Эксперименты:
«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
НОД: «Ключи царевны Несмеяны»
Эксперименты: «Свет и тень»
Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
игры-эксперименты в рамках театра теней. Январь
Эксперименты: «Звук в воде», «Поющая струна».
Беседа «О значении звука в жизни человека и животных».
Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
Игра на прогулке «Кто что услышал?»
Февраль
Беседа «Человек и законы природы».
Эксперименты: «Живая природа» Экспериментирование с проращиванием семян;
опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном). Март
Эксперименты: «Космос»
Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд». Апрель
Беседа: o «Воздух в моей жизни»;
Эксперименты: «Воздух» Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
Эксперименты: «Песок, глина, грунт» Расширение представлений о различных видах почвы;
экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
май
III Этап. Заключительный Викторина «Мы экспериментаторы»
Фотовыставка: Очень интересно, всё то что неизвестно
Презентация проекта. май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
призентация...
Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....
Познавательно-экспериментальный педагогический проект по изучению неживой природы “Детское экспериментирование – путь к познанию мира”
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАРазвитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1.Организовать предметно-развивающую среду.2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.3.Сти...
Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...
Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Проектная деятельность "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....