НОД Коспект " Блокада Ленинграда" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бодрова Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

                Конспект  НОД по знакомству с окружающим миром.

                       Старшая группа. «Блокада Ленинграда»

     Цель. Расширять представление  детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда

Задачи.   Образовательные. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей. Закреплять знания детей об  обороне Ленинграда.

   Развиающие. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих. Обогащать словарь детей  словами «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады», «дорога жизни», «полуторка»

Воспитательные. Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство патриотизма, благодарности и уважения к его защитникам . Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.                                  

                                                    Ход занятия

  1 , 2 слайды. Ребята, сегодня я вам расскажу об очень важном событие для нашего города.  27 января это  день  освобождения Ленинграда от фашистской Блокады. Что  такое Блокада? Кто такой фашист? Что такое Ленинград? И почему для нас важен этот день? Я вам покажу и расскажу.  

   3 слайд.  Очень давно наш город назывался Петербург, потом его переименовали в Ленинград. А жители города назывались Ленинградцы. Ленинградцы жили мирно, ходили на работу,  гуляли в парках , ходили в кино ,в театр,  дети посещали детские сады и школы играли и веселились.

   4 слайд. Но 8 сентября 1941 стало самым страшным испытанием для нашего города и жителей. Шла Великая Отечественная война, враг Гитлер с немецко-фашистскими войсками  напали на страну и окружили  город Ленинград в кольцо., перекрыли все входы и выходы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания..   

 5 слайд. Фашисты обстреливали и  бомбили город с суши, с воздуха днём и ночью. Они хотели уничтожить защитников города и овладеть городом. В городе находилось много нашей оборонительной военной техники. Началась тяжёлая жизнь для нашего народа. Многие погибли во время бомбёжки и обстрелов..

6 слайд. Город окружён со всех сторон врагами-фашистами, город в кольце , с двух сторон вода.  Город был в блокаде….900 дней длилась блокада, это 2,5 года.     

7 слайд.  Все встали на защиту города. Мужчины сменили красивую одежду на форму и отправились воевать. В городе Ленинграде остались старики, дети и женщины. Они тоже помогали солдатам : шили форму, тёплую одежду на фронт, на заводах собирали тяжёлые снаряды, даже дети стояли у станков , т.к некому было работать.  Жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город

8Слайд. Солдаты устанавливали противотанковые защитные укрепления. Жители мужественно обороняли свой город. Что бы окна защитить во время бомбёжки их заклеивали белыми накрест полосками. Во время обстрела с воздуха люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). А после боя, когда опасность миновала  люди слышали сигнал отбоя тревоги, звук метронома  (звучит запись метронома) пока он звучит люди знали , что город жив и сопротивляется. Он напоминал звук биения сердца.

9 слайд.   Немецкие фашисты хотели голодом и холодом уморить город. Зимой было очень холодно, отопления нет, и ленинградцы жгли книги , мебель, что бы как то согреться. Горячей и холодной воды в домах не было. За водой ленинградцы выходили на Неву , черпали воду из реки посудой. Но жители не сдавались.  

         Блокадный Ленинград

        Фашисты окружили

        Пушки палят

       Воду отключили

10 слайд. Да было тяжёлое время, еды не хватало. Этот небольшой кусочек хлеба 125 грамм выдавали детям и растянуть его надо было на весь день и вода. Работающие получали 250 граммов  хлеба в день и хлеб был не такой вкусный, как сейчас, из опилок, клея, жмыхов.

      Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах -

                                    Ленинград.    ( Юрий Воронов)

11 слайд. Много горя принесла  Великая Отечественная война, Блокада. Из-за голода и холода люди умирали, иногда даже на улицах города не дойдя до дома, умирали в промёрзших домах, падали без сил у станков.

12 слайд. Весной и летом жители блокадного Ленинграда сажали в городе на площадях, в парках овощи, фрукты, зерно.

13 слайд. Город враги-фашисты обстреливали днем и ночью. Вот что оставалось после бомбёжки и обстрелов. Горели и рушились дома. Люди оставались без домов. Но чтобы дороги оставались проходимыми, свободными жители выходили расчищать завалы из кирпича, щебня досок.  

За воем сирен —

Самолёты в ночи.

За взрывом —

Завалы из щебня и лома,

Я цел.

Но не знаю ещё,

Что ключи

В кармане —

Уже от разбитого дома.       ( Юрий Воронов)

14  слайд.  Наш город окружен водой Ладожским озером и Финским заливом. Зимой Ладожское озеро замерзало, покрывалось льдом и это единственный путь по которому грузовые автомобили, полуторки привозили  продукты, тёплую одежду, медикаменты  в город.  По этой дороге под обстрелом врагов-фашистов эвакуировали  обратно из города детей и стариков.  Ледовая дорога получила название «Дорога жизни». Не все машины возвращались, иногда лёд трескался и машины с грузом с детьми, продуктами уходили под лёд.  Вот такие машины проходили по льду. Страшное было время.

Слайд 15. Стойкость, мужество  К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И ,наконец, день штурма настал. Бои продолжались несколько дней.  27 января 1944 года Блокада была прервана! Город был  навсегда освобождён от врагов. Ленинград свободен!..... На  фотографии мы видим как радостно встречают победителей горожане. Салютом отмечают этот день!

 16 слайд. На месте порыва блокады у Ладожского озера стоит мемориал «Разорванное кольцо»

17 слайд.  В нашем городе есть памятники ,место куда можно прийти и почтить память погибшим во время Блокады и ВОВ. На «дороге жизни» памятник «Цветок жизни»  Памятник детям погибшим во время Блокады.  Пискарёвское кладбище – это огромный мемориальный памятник, здесь похоронены жители Ленинграда и храбрые советские воины.. В вечном молчании , высоко поднялась фигура скорбящей женщины, Матери-Родины, кругом цветы и венки. А на стене  слова « Ничто не забыто. Никто не забыт». И вечный огонь – символ памяти и скорби.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане –мужчины, женщины, дети..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем .

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто!

…. Я предлагаю почтить память погибших воинов минутой молчания…..

18 слайд.   Освобождение Ленинграда от немецко-фашистской  блокады стало праздником для всей страны. Вечером 27 января каждый год уже 75 лет у стен Петропавловской крепости над Невой знаменитый салют! В честь полного освобождения от фашистской блокады!      

 19 слайд.  Городу Ленинграду присвоено почётное звание «Город –герой» в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость

Вопросы задаваемые детям:

О чём мы сегодня говорили?

Почему горожане не могли уйти из города?

Кто остался в Ленинграде?

Как жители защищались?

Что такое «дорога жизни»?

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

О каких мемориалах вы узнали?

Что вам понравилось из моего рассказа?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...