«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»
учебно-методический материал по окружающему миру

Чуфарова Марина Маратовна

Мы живём в современном обществе, где   существует     множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды -    одна      из глобальных проблем современности.    Последние десятилетия люди стремительно старались  обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни   является     становление    самосознания: ребенок      выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно    ориентироваться   в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия   с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как   общую ценность для всех людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennaya_konsultatsiya_.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Выполнила: Воспитатель группы №1

Чуфарова Марина Маратовна

Мы живём в современном обществе, где   существует     множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды -    одна      из глобальных проблем современности.    Последние десятилетия люди стремительно старались  обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни   является     становление    самосознания: ребенок      выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно    ориентироваться   в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия   с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как   общую ценность для всех людей.

Цель экологического образования -    формирование     человека нового    типа с новым экологическим мышлением, способного  осознавать    последствия своих действий        по       отношению к      окружающей    среде, и     умеющего жить в гармонии с природой;

В детском саду педагоги учат своих      воспитанников воспринимать и ощущать красоту  окружающей   природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот  задача    педагогов

Экологическое     воспитание     тесно    связано и с   развитием эмоций ребенка, умения    сочувствовать,     удивляться,     сопереживать,   заботиться   о    живых организмах,   воспринимать   их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта,   и отдельного    цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить»  её сам.    Связь восприятия действительности и собственной       изобразительной     деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей    стороны, развивает   в ребенке   чувство гармонии, присущей всем природным   объектам    и   явлениям.   Произведения искусства, также как и   реальная природа в     ее многообразных     проявлениях красок,    форм, звуков,     ароматов,    служат     важным    средством    познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических     чувств.    Поэтому     занятия    изобразительной  деятельностью являются важной составляющей экологического    воспитания     дошкольников. Причем здесь важен     не   просто       просмотр       картин,      репродукций,     а непосредственное наблюдение за     окружающей    действительностью,  которая дает возможность использовать     по максимуму       закономерности,    явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению    еще   одной важной задачи –   формирования           целостного     восприятия      ребенком        окружающей действительности.     Рисуя,     ребенок     пытается       выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования   он как бы     формирует,     создает      объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его    сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире      изобразительного      искусства.      Организованное восприятие, осмысление и    прочувствование    образного смысла произведений различных видов искусства, результатов   детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом,    способным      тонко      чувствовать красоту   природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы,  отношения       к ней.     Что в первую очередь рисует малыш, как только    сможет держать в руке карандаш? Травку,      солнышко,    дождик.    Для       того    чтобы      что-то       нарисовать, нужно рассмотреть. Многие  отмечают, что     после занятий по     экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы.  Палитра их рисунков становится богаче,     а сам рисунок     детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое    образование подразумевает   бережное   отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

— подбор художественных произведений;

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитания средствами изобразительной деятельности.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, ле...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему "Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности"

«... Потребность красоты и творчества, воплощающего его, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете».Ф.М. Достоевский"Человек стал человеком только тогда,...

Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности во 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Люблю березку русскую»

Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельностиво 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию«Люблю березку русскую»Воспитатель: А...

экологическое развитие средствами изобразительной деятельности.

Природа подражает искусству. Она способна продемонстрироватьлишь те эффекты, которые нам уже знакомыблагодаря поэзии или живописи. Вот в чем секрет очарования природы.К.Д.Ушинский Общен...