Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности
консультация на тему

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Подготовила:

Воспитатель Комарова В.Н.

Мы живём в современном обществе, где   существует     множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды -    одна      из насущных.    Последние десятилетия люди стремительно старались  обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни   является     становление    самосознания: ребенок      выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно    ориентироваться   в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия   с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как   общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как  средству воспитания    детей: Я. А.     Коменский видел   в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

-Цель экологического образования -    формирование     человека нового    типа с новым экологическим мышлением, способного  осознавать    последствия своих действий        по       отношению к      окружающей    среде и     умеющего жить в относительной гармонии с природой;

В дошкольном периоде закладываются основы личности,   в   том числе, основы отношения к       окружающему     миру   природы,     которые     на   протяжение последующей жизни лишь обогащаются.   Это подтверждает    высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В    период дошкольного    детства,   в     процессе целенаправленного педагогического    воздействия у детей можно сформировать начало экологической      культуры - осознанно -      правильное     отношение   к явлениям, объектам     живой   и     неживой  природы, которые     составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Справедливо отмечает      Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать   как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена    в природе и   задача состоит    в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».

Под влиянием    взрослых у         ребенка     вырабатываются       эмоциональные предпочтения. А после девяти    лет, по     информации   многих исследователей, складываются стереотипы,     изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное    и    заинтересованное    отношение     к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном    детстве в    семье   и в дошкольных учреждениях.

В детском саду педагоги учат своих      воспитанников воспринимать и ощущать красоту  и      ценность     окружающей   природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот  задача    педагогов.   Эта цель прослеживается  в    программах     С. Николаевой     «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная    деятельность    детей    дошкольного  возраста».

Ребенок должен осознать себя как    часть   природы,  экологическое воспитание способствует формированию у детей  не   только определенного   отношения    к природе (в частности, отказ от чисто потребительского    подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
-Содержание должно      отличаться     научностью. Несмотря     на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об    окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в     наше     время,      когда     в      обществе     широко     распространено   мифологизированное   сознание,    не научный подход к объяснению природных явлений;
-Содержание  должно    способствовать    формированию у    детей    целостного восприятия окружающего мира, с    одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:

-Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.
Создание  фонда    методического    и  наглядно – иллюстративного    материала, выставка   книг    природоведческого    содержания,    оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
Связь с воспитательно– образовательным процессом,     экологические    досуги, КВН,    музыкальные     праздники,      викторины     на экологическую тематику, конструирование из природного материала.
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
-
Диагностика экологической воспитанности детей
-Сюжетно-ролевые и д/игры
-Целевые прогулки в природу
-Наблюдение в уголке природы
-Работа с моделями
-Изобразительная деятельность по экологической тематике
-Просмотр фильмов о природе
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
-Создание книг-самоделок
-Чтение детской художественной литературы
-Экологические досуги и праздники
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-Труд в мини-центре природы и на участке
-Беседы с детьми на экологические темы
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Экологическое     воспитание     тесно    связано и с   развитием эмоций ребенка, умения    сочувствовать,     удивляться,     сопереживать,   заботиться   о    живых организмах,   воспринимать   их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта,   и отдельного    цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить»  её сам.    Связь восприятия действительности и собственной       изобразительной     деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей    стороны, развивает   в ребенке   чувство гармонии, присущей всем природным   объектам    и   явлениям.   Произведения искусства, также как и   реальная природа в     ее многообразных     проявлениях красок,    форм, звуков,     ароматов,    служат     важным    средством    познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических     чувств.    Поэтому     занятия    изобразительной  деятельностью являются важной составляющей экологического    воспитания     дошкольников. Причем здесь важен     не   просто       просмотр       картин,      репродукций,     а непосредственное наблюдение за     окружающей    действительностью,  которая дает возможность использовать     по максимуму       закономерности,    явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению    еще   одной важной задачи –   формирования           целостного     восприятия      ребенком        окружающей действительности.     Рисуя,     ребенок     пытается       выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования   он как бы     формирует,     создает      объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его    сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире      изобразительного      искусства.      Организованное восприятие, осмысление и    прочувствование    образного смысла произведений различных видов искусства, результатов   детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом,    способным      тонко      чувствовать красоту   природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы,  отношения       к ней.     Что в первую очередь рисует малыш, как только    сможет держать в руке карандаш? Травку,      солнышко,    дождик.    Для       того    чтобы      что-то       нарисовать, нужно рассмотреть. Многие  отмечают, что     после занятий по     экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы.  Палитра их рисунков становится богаче,     а сам рисунок     детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое    образование подразумевает   бережное   отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

совместное проведение занятий с экологом;

участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

подбор художественных произведений к программе эколога;

координация своей программы с программой эколога;

участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитания средствами изобразительной деятельности.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, ле...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему "Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности"

«... Потребность красоты и творчества, воплощающего его, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете».Ф.М. Достоевский"Человек стал человеком только тогда,...

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Мы живём в современном обществе, где   существует     множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды -    одна      из глобальных проблем современно...

Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности во 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Люблю березку русскую»

Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельностиво 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию«Люблю березку русскую»Воспитатель: А...

экологическое развитие средствами изобразительной деятельности.

Природа подражает искусству. Она способна продемонстрироватьлишь те эффекты, которые нам уже знакомыблагодаря поэзии или живописи. Вот в чем секрет очарования природы.К.Д.Ушинский Общен...