"Хлеб всему голова" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Хлеб всему голова»
Воспитатель
Лукина Ольга Николаевна
МДОУ д/сад № 6 ЗАТО Озерный
Программное содержание: углубить и расширить знания детей о хлебе;
развивать элементарные представления о
хозяйственной деятельности человека;
воспитывать бережное отношение к хлебу,
экономное его использование; показать
хлебобулочные изделия; дать детям понять, что
хлеб имеет большое значение в жизни людей.
Оборудование: вывеска «Музей хлеба», 6 столов, фланелеграф,
различный хлеб, шпажки, две большие салфетки, маленький
кусочек хлеба в прозрачной коробке, метроном, письмо,
платок, очки, бутафорская печка, два подноса, бумажные
салфетки, тесто, доски для лепки, готовые булочки,
иллюстрации, кукла.
Предварительная работа: рисунки на тему «Хлеб мой вкусный, хлеб
душистый», ознакомление с пословицами и
поговорками о хлебе; знакомство со злаками, из
которых получают муку для хлеба; экскурсия на
хлебозавод; проведение бесед и рассматривание
иллюстраций по теме.
Словарь: пшеничный, ржаной, батон, буханка, каравай.
Ход.
Дети заходят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем разговаривать о хлебе, узнаем много нового о нём и поймём, почему нужно бережно относиться к хлебу и экономно его использовать. И я вас приглашаю в один очень интересный музей. До музея мы поедем на автобусе. Но сначала приведём себя в порядок! Умоем глазки, ушки, щёчки, почистим зубки, язычок. (Артикуляционная гимнастика) Готовы? Садимся в автобус! Заводим мотор! (р-р-р) Поехали! (у-у-у)
Дети «едут» по кругу и «подъезжают» к вывеске, на которой написано «Музей хлеба».
Воспитатель: Вот мы и приехали в музей. Сначала скажите мне, как себя нужно вести в музее? (ответы детей) Итак, здравствуйте, ребята! Я ваш экскурсовод, Ольга Николаевна. Прошу вас в выставочный зал и к первому столу нашего музея!
Дети подходят к столу, на котором лежит различный хлеб, накрытый салфеткой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что под этой салфеткой?
Дети высказывают свои предположения, после чего воспитатель читает потешку: Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
Затем салфетка снимается, и дети вместе с воспитателем определяют, что хлеб разный по цвету, величине, форме и названию.
Воспитатель: Скажите, какой хлеб? (дети говорят, что хлеб белый, чёрный, серый и т.д.) Что мы ещё можем сказать о хлебе? (хлеб разной величины и формы) Вот этот хлеб испечён из пшеничной муки (воспитатель показывает на пшеничный хлеб), поэтому его называют пшеничным и т. д.
Затем каждый ребёнок берёт по кусочку хлеба (на столе лежат кусочки хлеба на шпажках), пробует его и говорит, какой хлеб на вкус.
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? Какой хлеб? (Хлеб разный на вкус) А скажите, зачем нужен хлеб человеку? (дети высказывают своё мнение) Может ли человек обойтись без хлеба? (нет) Какой хлеб любят больше всего в вашей семье? (ответы детей) Откуда берут хлеб? Хлеб необходим для жизни людей – больших и маленьких. Его покупают в магазине или пекут дома, едят каждый день с супом, с картошкой, с кашей,… ; делают бутерброды с колбасой, с сыром, с маслом,… Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб вызывает чувство сытости, но никогда не приедается. Ребята, а теперь я вам перейти в другой зал нашего музея.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был всегда хлеб – основа всему, всему голова (показ иллюстрации). Им встречали дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходился ни один праздник, ни одно застолье (иллюстрация). С ним была связана вся жизнь человека от младенчества до старости. Укладывая младенца спать, мать пела колыбельные. И в таких колыбельных часто говорилось о хлебе. Одну из этих колыбельных нам споёт Света.
Выходит Света, берёт в руки куклу, укачивает её и поёт колыбельную. После этого она возвращаются на место.
Воспитатель: А ещё о хлебе говорилось в загадках. Благодаря им вы можете многое узнать о людях, которые трудятся на земле, выращивая хлеб.
Загадки загадывают дети.
1. Меня режут и бьют, ворочают и мнут,
А я терплю, за всё добром плачу (поле, пахотная земля)
2. Выкинем – не обеднеем,
Соберём – разбогатеем (сев и сбор урожая)
3. Вырос в поле дом, полон он зерном (колос)
4. Железный конь – внутри огонь.
Овса не просит, а пашет и косит (трактор)
5. Идёт силач добывать калач,
Железный рог поле перерыл (плуг)
6. Стоит стар-старичище,
Растрёпана бородища.
Шапкой покрывается,
Копьём подпирается (копна сена)
7. Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Жгут меня огнём,
Режут меня ножом.
Зато меня и губят,
Что все меня любят (хлеб)
Воспитатель: Ребята, а ещё в старину люди складывали пословицы и поговорки про хлеб. Вспомните пословицу или поговорку, в которой говорится о хлебе.
Каждый ребёнок говорит пословицу или поговорку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот как много интересного мы сказали про хлеб! А теперь я предлагаю вам перейти в игровой зал, который называется «Каравай».
Дети встают в круг, водят хоровод и поют:
Шёл Павлин горою,
Все люди за мною.
Одного нет у нас - …(имя играющего, он выходит в центр)
У его маменьки печь истоплена,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий, (руки вверх)
Этакий широкий, (руки в стороны)
Этакий низенький (приседают, руки вниз)
Дети хлопают в ладоши, а ребёнок танцует (игра повторяется 2-3 раза)
Дети («переходят в другой зал») садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в один из главных залов нашего музея – «Зал Памяти». В этом зале находится футляр, в котором лежит хлеб. Ведь в одно время этот кусочек хлеба имел большое значение для людей.
Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
В дыму ленинградское небо,
На горше смертельных ран
Тяжелого хлеба есть слова:
Блокадного хлеба 125 граммов.
Под звук метронома воспитатель проносит через весь зал на подносе 125 граммов чёрного хлеба.
Воспитатель: А ещё в нашем музее лежит одно письмо. В нём мы можем прочитать воспоминания ветерана Великой Отечественной войны.
«Помню тёмный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет моё сердце ненавистью к войне».
Воспитатель: Ребята, обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните: хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – наше богатство! Им не сори!
Молодцы! Вы были все внимательны! Понравилась вам экскурсия? Наша экскурсия в музей закончилась. Но наше путешествие нет. У меня есть одна знакомая бабушка, она пригласила нас в гости. Садитесь в автобус! Поехали!
Дети «подъезжают» к столу с тестом. Воспитатель надевает платок, очки и «превращается в бабушку».
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Долго я вас ждала! Меня зовут бабушка Арина. Я приготовила тесто, которое замесила своими руками. Давайте вместе с вами попробуем слепить булочки! Все умеют печь булочки? Ну тогда, приступайте!
Дети подходят к столу с тестом и лепят булочки, а бабушка при этом рассказывает про тесто. Затем дети кладут на поднос булочки, вытирают руки салфетками (салфетки лежат на столе).
Бабушка: Какие красивые булочки у нас получились! Сейчас мы их испечём в нашей печке. А пока они пекутся, запевай!
Дети поют песню «Булочки». Бабушка снимает очки и платок и «превращается» в воспитателя.
Воспитатель: Вот мы и побывали у моей знакомой бабушки. Она была очень рада видеть вас в гостях. Скажем ей спасибо за гостеприимство! А теперь поехали обратно в садик!
Дети возвращаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, да-к как же вы обращаетесь с хлебом? (ответы детей) Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова». Русский хлеб причастен ко всему: к дружбе, к миру, к правде, к счастью на земле.
А теперь настало время пить чай с булочками.
Дети встают со стульчиков и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
патриотическое воспитание"Хлеб всему голова"-подготовительная группа
МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 160...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...
конспект занятия " ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА" подготовительная группа
Ознакомление детей с работой на селе....
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...
Проект "Хлеб -всему голова" ( подготовительная группа)
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, ...
Хлеб- всему голова ( подготовительная группа )
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"13151823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"544","width":"527"}}]]...