Моя семья - моя радость Исследовательский проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Моя семья - моя радость
Исследовательский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя семья - моя радость Исследовательский проект | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тополёк» комбинированного вида
Секция: дошкольное образование
Моя семья - моя радость
Исследовательский проект
Руководители: воспитатель Ренье Ирина Геннадьевна
воспитатель Шалагина Наталья Владимировна
р.п. Маслянино
2015г.
Оглавление:
- Введение 2
- Основная часть 3
- Аналитический этап 4
- информационно-накопительный этап 4
- Организационно-практический этап 8
- Заключение 10
- Список литературы 11
- Приложение:
№1 Перспективный план проекта
«Моя семья – моя радость» 12
№2 Конспект занятия «Я и моя семья» 19
№3 Рассказы детей на тему «Я и моя семья» 25
№4 Сценарий праздника «День матери» 26
№5 Фотографии 31
- Введение.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивали следы тех, от кого они произошли. Эти знания им помогают оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта. Содержание нравственно-патриотического воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания включен цикл занятий «Моя семья», но объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, кусающего прошлого семьи ребёнка. В связи, с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей; разобщенность между семьей и детским садом – вот проблемы, на решение которых направлен проект «Моя семья».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта. Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценности семьи для каждого человека и учить проявлять заботу о родных людях.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственных отношениях к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Способствовать сплочению и единению представителей разного поколения.
- Способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду.
Предполагаемый результат: владеть понятием «семья»; знать информацию о своей семье, профессии родителей; иметь представления о родственных отношениях; знать свои права и обязанности; уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
- Основная часть.
Проект долгосрочный октябрь 2014г. – апрель 2015г.
Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники старшей группы, родители
Тип проекта: познавательно-исследовательский
В проекте предоставлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
1. На аналитическом этапе провели несколько встреч с родителями и их анкетирование, беседы с детьми. В результате выявили, что многие родители не придают большого значения патриотическому воспитанию, а у детей недостаточные знания о своей семье, затрудняются ответить, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.
2. Второй этап (информационно-накопительный) нацелил нас на сбор и анализ педагогического инструментария для взрослых и детей.
Изучение интересов детей помогло нам увидеть, услышать, почувствовать, что интересно им, куда они хотят «отправиться».
Встречи с родителями, анкетирование выявили наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим, которые стали для нас опорой в реализации проекта. Проведенная работа позволила включить родителей в воспитательный процесс в разных направлениях: прямое участие в воспитательном процессе («Встреча с интересными людьми»); участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в образовательной деятельности (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.); участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).
Данный проект реализуется в соответствии с принципами интеграции образовательных областей и содержанием дошкольного образования в различных видах детской деятельности; познавательно-поисковой, продуктивной, исследовательской, игровой на основе деятельного подхода, что отвечает федеральным государственным образовательным требованиям дошкольного образования.
Реализация проект проходит по перспективному планированию через различные виды деятельности во всех образовательных областях.
3.Организационно-практический этап.
Реализация на данном этапе проекта предполагает организованную образовательную и разнообразную партнёрскую деятельность.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность детей и взрослых: составление семейных фотоальбомов, рассказов о семье, альбомов для рассматривания: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», дидактические игры: лото «Моя семья», «Профессии», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм,
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья! », «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе? », «Как хорошо играть всем вместе».
Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник пословиц и поговорок о семье».
В ситуациях общения на темы: «Моя дружная семья», «Состав семьи» и другие, дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, как провели выходные дни и праздники. Тематические беседы - «Коли семья вместе, то и душа на месте», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Мой род, моя семья» и другие – помогли детям осознать свое «Я», сформировать чувства собственного достоинства, научили отождествлять себя с семьей.
В процессе совместной поисково-познавательной творческой деятельности дети и родители изучили свою родословную, в соответствии с особенностями своей семьи составили герб, придумали девиз.
Целью этого направления было расширение представления детей об истории семьи, родословной. В результате чего мы решили следующие задачи: дети научились разбираться в родственных связях, у них появилась любовь и уважение к членам семьи. Воспитанники познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы. Результатом стала презентация родословного древа на родительском собрании.
Важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественное творчество детей. В своих рисунках дети передают образ своей семьи, и с большим старанием готовят подарки для родителей.
Участие родителей в спортивных соревнованиях, досугов стало положительным примером для детей, привело к сплочению семей, к возникновению новых семейных традиций.
Часто наши дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают их мама и папа, чем занимаются.
Именно поэтому, в работе над проектом мы уделяем большое внимание знакомству детей с миром профессий, чем способствуем формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желания научиться трудиться как взрослый. Фотовыставка «Все работы хороши», видео презентации «Кем работают мои родители» работали в группе долгое время. Дети с удовольствием рассказывали по фотографиям о своих родителях, неоднократно смотрели и комментировали видеозаписи. Таким образом, в содружестве с семьёй, мы успешно решали задачи трудового воспитания ребёнка.
4.Завершающий этап:
Праздник «Семейного пирога»
Презентация проекта «Моя семья — моя радость» на родительском собрании.
- Заключение.
В результате работы над проектом дети получили необходимую информацию о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции. Дети имеют представление о родственных отношениях, что семья – это самое главное в жизни каждого человека, научились проявлять уважительное отношение и любовь к родным и близким, к окружающим людям. Им стало нравится заботится о своих близких.
В ходе совместного проекта у родителей повысилась компетентность в вопросах семейного воспитания, повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей благодаря новым формам взаимодействия педагогов с родителями, а именно обмену опытом воспитания через семейные традиции. Совместное участие в проектной деятельности помогло родителям лучше узнать своих детей и активизировало творческое общение родителей, педагогов и детей, сплотило наш взросло-детский коллектив.
У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Результатом проекта считаем удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел.
- Список литературы:
- Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», Москва, Мозаика-Синтез, 2010г.
- Примерная основная образовательная программа «Солнечные лучики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополек» комбинированного вида.
- А.Я.Ветохина, Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Методическое пособие для педагогов, Москва, «Детство-пресс», 2010г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», 2005г., №3 «Родовое дерево».
- В.С.Мартышин, «Твоя родословная», учебное пособие, Москва, «Школьная пресса», 2000г.
- Е.К.Ривина, «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», пособие для педагогов и родителей, Москва, «Мозаика-Синтез», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Конспект занятия в подготовительной группе «Здоровые дети в здоровой семье» в рамках проекта по здоровьесбережению. ,
Конспект занятия в подготовительной группе «Здоровые дети в здоровой семье»в рамках проекта по здоровьесбережению. ...
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...
Семья. День рождения. Проект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с использованием ЭОР
В проекте мимио игры "Семья. День рождения" представлены различные задания и игры по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на уровне самостоятельных форм речи (Вопросно-ответ...
Конспект родительского собрания «Педагоги, мама, я – дружная семья» по итогам проекта «Мама – главное слово на свете»
Материал можно использовать педагогам в работе с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержит викторину, видеопрезентацию, результаты анкет, памятку для родител...
Конспект тематического часа «Что такое семья?» в рамках проекта муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Моя семья» для детей средней и старшей группы.
Конспект тематического часа «Что такое семья?» разработан с целью формирования социальных представлений о семье, родословной, семейных традициях у воспитанников средней и старшей групп. ...