Проект "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Викторова Анна Юрьевна

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomyh.docx124.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25

Проект: «Мир насекомых»

Подготовила:

Викторова А. Ю.

Громово – 2019

Вид проекта: информационный, краткосрочный, в рамках детского сада.

Срок реализации:1 неделя.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Итоговое мероприятие:

Организация выставки детского творчества «Букашечки - таракашечки»

Актуальность проекта:

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы.

Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

Задачи проекта:

Общеобразовательные:

- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; узнавание насекомых.

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие:

- Развивать умение делать выводы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

Предполагаемый результат:

Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.

 Выставка продуктивной деятельности детей и родителей: «Букашечки – таракашечки» (поделки, рисунки с визитной карточкой).

Работа над проектом:

I этап:

1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых;

2. Информация родителей о предстоящей деятельности;

3. Подбор литературы о насекомых, картинок,

II этап:

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Работа с родителями по теме.

3.Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

III этап:

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы.

Мероприятия по реализации:

Работа с детьми:

Познавательное направление:

1. Рассматривание иллюстраций о насекомых.

2. НОД: Познание: Мир природы. «Кто такие насекомые?»

4. Беседа «Как пчелы умеют защищаться?» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми).

5. НОД: Безопасность: «Безопасность на природе»

Социально- коммуникативное направление:

1. Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

2. Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).

3. Д/игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление).

4. Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).

5. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

6. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

7. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико- грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку.

8. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

Речевое направление:

Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; В. Сутеева «Бабочка»; И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится»; «Как появляется бабочка»; В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»); В. Степановой «Стрекоза»; Г. Скребицкого «Счастливый жучок».

Художественно-эстетическое направление:

1. Художественное творчество: Аппликация. «Нарядная бабочка»

(учить вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию).

2. Художественное творчество: Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, развивать творческие способности).

3. Художественное творчество: Рисование. «Не обижайте муравья»

(познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).

4. Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Майский жук»

(продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность).

Физическое направление:

1.  П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности)

3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

4. П/игра «Поймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).

5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

6. Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)

7. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).

Взаимодействие с родителями дошкольников

1. Обсуждение плана проведения проекта, его мероприятий.

2. Домашние задания: рассказать детям о пользе насекомых.

3. Консультация «Прививаем любовь к природе», «Укусы пчел».

Приложение

1. Конспект занятия по познавательному развитию «Кто такие насекомые?»

2. Беседа «Как пчелы умеют защищаться?».

3. Конспект НОД по рисованию «Летите, бабочки»

4. Занятие по рисованию «Не обижайте муравья»

5. Занятие по лепке «Майский жук»

6. Д/игра «Четвертый лишний», «В слова», «Хорошо - плохо», «Узнай, чьё крылышко», «Подбери признак»

7. П/игра «Бабочка», «Пчелы и медведь», «Летает, прыгает, ползает», «Поймай комара», «Поймай бабочку»; упражнение «Комарики»

8.Консультация для родителей: «Укусы пчел», «Прививаем любовь к природе».

1. Конспект занятия по познавательному развитию «Кто такие насекомые?»

Цель: познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

- Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

- Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т. д.

- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.) Когда в душистом сквозняке присядешь летом в сосняке.

Внимательно вглядись вокруг — Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней Большой сосны.

 На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек.

Пьет хоботком душистый сок

 И собирает мел пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись.

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые.

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и. выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т. д.)

- Отгадайте, кто это?

- Кто над нами вверх ногами? (Муха.)

- Много загадок сочинил народ о насекомых.

-Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).

- На каждое насекомое - свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т. д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.

-Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей).

- Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи - великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей.

Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи - солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

- Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада?

Расскажите нам.

(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)

- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

- А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник.

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко.

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Пчела.

Пчелка золотая над цветком порхает.

Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель.

 В лесу цветок растет.

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели.

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету.

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза.

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы - быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Мотылек.

Я - беззаботный мотылек.

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно

Ведь жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грушу напрасно.

Ведь жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грушу напрасно.

Ведь жизнь моя прекрасна.

Муха.

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан - можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

           Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

2. Беседа «Как пчелы умеют защищаться?».

Цель: Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях. Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям.

Ввести в активный словарь слова:

улей, нектар, опыление

Ход беседы.

Сегодня наш рассказ пойдет о способности пчел защищать свою семью и свой дом. Пчелы не только старательные и очень трудолюбивые собирательницы меда и пыльцы, они умеют еще и очень храбро и отважно защищать свой улей и свой мед от любителей сладкого.

Как же им это удается?

Вы видели пчелок – они же совсем маленькие, как им спасти свой дом от мышей или тем более - от медведя?! Каждый, кто встречался с пчелками, знает, что эти малыши могут очень больно ужалить! Если это действительно нужно, пчелы защищаются, но они никогда не нападают просто так. А вот когда вблизи пасеки появляется «враг» – животное или человек, от которого резко и неприятно пахнет потом, алкоголем или парфюмерией, целая группа грозно жужжащих пчел-охранниц вылетает из улья и отгоняет незваного гостя. На настроение пчел влияет и погода - если безветренно, тепло и сбор нектара идет хорошо, охранницы ведут себя спокойнее. Но если погода пчел не радует – лучше около улья не гулять!

Чем жалит пчела?

Жало – это настоящее чудо природы - маленькая иголочка, как у шприца. На кончике жала – специальные зацепки, если пчела ужалила человека или животное – жало останется в коже, а сама пчела погибнет. Жало остается у человека вместе с пузырьком, из которого яд постепенно стекает в ранку.

Поэтому, чтобы место пчелиного укуса не болело и не опухло, жало нужно достать как можно быстрее.

Если пчела ужалила другое насекомое – шершня, осу или пчелу-воровку меда с другой пасеки, она легко может достать жало и снова защищать свой дом.

Кто же охраняет улей?

Охранницами обычно становятся крупные молодые пчелы. Они сидят на летке или летают у входа в улей. Их задача - не пускать в дом чужих пчел и других насекомых. Чтобы узнать своя пчела или чужая, охранники всех обнюхивают, а тех, кто вызывает сомнение, обыскивают.

Кроме жала пчелы могут защищаться и другими способами.

Если в улей к пчелам забрался непрошенный гость – шершень, оса или мелкий грызун, с ним могут поступить так:

Вынести его из улья.

Пчелы, несмотря на свой крошечный вес способны поднять в воздух и перенести с места на место ношу во много раз превышающую их по размерам. Если пчелы собираются все вместе, они могут вынести из улья даже маленькую мышку.

Облепить и нагреть.

Когда в улей пробираются осы – это очень опасно, за короткое время они могут погубить множество пчелиных малышей! В таких случаях все пчелы облепляют непрошенного гостя со всех сторон и начинают его нагревать.

Температуру повышают при помощи крылышек – машут ими так часто, что внутри клубка становится очень-очень горячо, и захватчик погибает.

Запрополисовать – облепить прополисом, чтобы не было инфекции.

Прополис — это специальный пчелиный клей, которым пчелы приклеивают рамки, заделывают дырочки и щели и замазывают крупных животных, которых они не могут вынести из улья. Прополис приносят обычные пчелы, которые собирают смолку с почек и коры деревьев - тополей, ив, берез, каштанов пихт и елей, фруктовых деревьев и некоторых трав. Когда пчелы находят в улье ненужный и мешающий их предмет – постороннее насекомое, случайную вещь или же в самом домике есть неполадки – щель, дырочка, сломанный сот, - они покрывают его слоем прополиса.

Все это делается для того, чтобы защитить улей, маленьких пчелят, которые в нем живут, и мед – самое сладкое лакомство, которое есть в природе. Очень многим хочется попробовать медку – поэтому пчелы научились так хорошо защищаться, и всегда могут постоять за себя!

3. Конспект занятия по рисованию «Летите, бабочки»

Программное содержание: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал: бабочки, вырезанные из альбомного листа, гуашь, поролоновые губки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.

Ход занятия:

через короткую беседу о временах года, остановиться на времени года -весна.

Ребята, какого цвета весна? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплой солнечной весны)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки). Давайте и мы сегодня с вами отправимся в сказку. Закрываем глазки и отправляемся на сказочную летнюю полянку.

- Ой, ребята, смотрите какие яркие и красивые бабочки на наших столах.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь;

Солнце, горы, сосны, пляж,

 Что же это? (карандаш).

- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять, (руки перед собой, ладошки широко раскрыты.)

Вместе весело играть, (пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются)

Повернулись, (вращение кистей рук)

Улыбнулись, (сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее)

В кулачек вот так свернулись. (пальцы рук сжаты несильно в кулачки)

Вот такие молодцы! (стучат кулачок о кулачок)

- Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали?

Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.

- Ой, а что это за музыка звучит? Смотрите ребята, это бабочка к нам в гости прилетела, она очень хочет нам помочь.

Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.

(Показываю прием рисования)

- А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.

       Физминутка «Бабочки»

 Ветер бабочек качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклонились,

Два наклонились

И на цветочки они приземлились.

- Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли. А посмотрите, какой большой цветок принесла с собой бабочка, Мы можем украсить этот цветок, посадив на него наших бабочек.

- Ребятки, нашей сказочной бабочке очень понравилось, как мы украсили ее цветок, и она решила подарить этот кусочек лета вам ребята. А бабочка с нами прощается, давайте скажем ей до свидания.

Сейчас мы с вами садимся на стульчики… закрываем глазки и возвращаемся в нашу группу.

Итог занятия:

- Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии?

- Вам понравилось наше занятие?

4. Конспект занятия по рисованию «Не обижайте муравья»

Программное содержание: познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Сюжетное изображение Муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.

Материал: бумага, краски, кисти, салфетки, вода.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям сказку о Муравье, который вышел из дома очень рано, с первыми лучами солнца. Он работал так долго, что не заметил, как наступил вечер. Дорогу к муравейнику найти не сумел, увидел Одуванчик и попросил разрешения переночевать в его красивых и теплых лепестках.

— Да, я красив, как Солнце! С остальными разговаривать не желаю. Ты помнешь мои красивые лепестки, — и Одуванчик захлопнул цветок.

Помогла Муравью нежная и скромная Незабудка. Она дала ночному гостю уют и тепло.

Наутро. как только встало солнце, Муравей открыл глаза и увидел, что Одуванчик побелел и растерял свое великолепное одеяние. Гак он был наказан за свои гордость и зазнайство.

— Хорошая сказка? Только конец грустный. Давайте попробуем переделать сказку. Пусть Одуванчик тоже будет добрым и пригласит Муравья к себе.

Дети сами придумывают конец сказки, будто все цветы на поляне приглашали Муравья к себе.

— На лугу цветов очень много. (Дети перечисляют цветы, которые знают.) Они растут близко друг к другу, они укроют Муравья, словно большим, разноцветным, ароматным одеялом.

Дети рисуют Муравья в такой последовательности: овал с заостренным концом это голова; овал маленький — первая часть туловища; большой овал с заостренным концом — вторая часть туловища, тонкие лапки, усики, глаза.      После того, как Муравей будет нарисован и раскрашен, кругом нарисовать много-много разнообразных цветов.

5. Конспект НОД по лепке «Майский жук»

Программное содержание: вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней; научить изображать майского жука и листочек; закрепить приёмы скатывания, расплющивания; развивать цветовосприятие, эстетический вкус; развивать координацию движений рук, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: набор пластилина; доска для лепки; стеки; салфетка для рук; иллюстрации различных насекомых на растениях.

Ход занятия

 Отгадайте мою загадку:

– Сегодня мы поговорим о насекомых.

– Каких насекомых вы знаете(ответы детей)

– Правильно и бабочки, и гусеницы, и стрекозы, и кузнечики, и жуки – это все насекомые.

– Послушайте загадку

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

– Правильно, жук и поговорим мы о жуке

– Жуки – одна из наибольших групп насекомых и живых существ на земле! Жуки умеют летать, у них есть крылья, которые находятся под твердыми надкрыльями, которые у разных видов жуков имеют разную окраску и даже узоры. У жуков есть усы и три пары лапок.

– Каких жуков вы знаете?

– В теплые майские вечера трудно не заметить крупных насекомых, проносящихся над головой с сильным жужжанием. Это майские жуки. Поймать жука легко – они не пугливы и не взлетают при приближении человека.

Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками. Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко.

– Как вы думаете, чем питается майский жук? (По вкусу майскому жуку березовые, кленовые, дубовые и многие другие листья)

– Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы изобразим майского жука.

Физминутка:

На лугу растут цветы

небывалой красоты.

(потягивание – руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы,

с ними потянись и ты.

(потягивание – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

опускают лепесточки.

(наклоны влево – вправо)

А потом опять встают

и по-прежнему цветут.

(повороты корпуса влево – вправо)

– Ребята, давайте возьмем коричневый цвет пластилина для майского жука. Майский жук. Из пластилина, который вы взяли для жука надо скатать шар, и еще один, теперь возьмем черный и скатаем шар поменьше. Поставим шары друг на друга

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Насекомые. Майский жук» https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454687878.jpg

И сплющим их, нажав на верхний шар ладошкой. Надо только следить, чтобы верхний шар (а точнее лепешка) не съехал в сторону. Это будет тело. Прикрепим голову на место.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454687996.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454688018.jpg

Теперь надрежем майскому жуку крылья. Стеком аккуратно надрезаем только верхнюю, коричневую, лепешку. Черную не трогаем.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454688069.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454688113.jpg

Теперь скатаем шесть небольших черных шариков. Это будут лапки. Раскатаем шарики в колбаски.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454688382.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454688463.jpg

И прикрепим под брюшко. Лапки чуть-чуть загнем

Прорежем ротик, зубочисткой проткнем ноздри, сделаем глазки и усики. Майский жук готов.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-388712-1454688611.jpg

Листья. Для листьев шарики из зелёного пластилина скатаем в виде морковки, затем мы ее сплющим, прижав ладошкой у широкого края листа, пальцами оттянем немного с двух сторон – получился листочек похожий на сердечко, а еще на лист березы. Теперь стекой нарисуем прожилки и посадим майского жука.

– Ребята, сегодня вы все постарались, и у каждого из вас получился отличный жучок. И никогда не забывайте, что нельзя обижать насекомых. Природу надо беречь!

6. Д/И «Четвертый лишний»

* Ласточка, паук, скворец, сорока.

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

*Таракан, муха, пчела, майский жук.

    Д/и «В слова»

А сейчас я хочу поиграть еще в одну игру. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью, шмелю, пчеле, таракану.

Слова: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, вредитель, летающий цветок, соты, жужжит, хвоинки, чемпион по прыжкам, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница.

Д/и «Хорошо- плохо»

Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем вас расколдовать, я хочу узнать, хорошо или плохо быть насекомым? Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Дети приходят к выводу, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других.

Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

 Д/и «Какой, какая, или подбери признак».

Игра с мячом (образование относительных прилагательных).

Дети, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете мне отвечать и бросать мяч обратно мне. Бабочка какая? Жук какой? и т. д.

Д.: Красивая, лёгкая… Чёрный, коричневый, большой…

7. П/и. «Бабочка»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы все знаете, что бабочки любят летать, кружиться в воздухе, резвиться, порхать с цветка на цветок. Как только услышите звон колокольчика вам нужно сесть на свой цветок, такого же цвета, как и сама бабочка.

Фонограмма «Вальс цветов». Игра повторяется 2-3 раза.

Мы летаем друг за другом (спокойный бег друг за другом) Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают – (Взмахи руками, имитируя крылья бабочек) В поле бабочки летают.

П/и. «Медведь и пчелы» (сопровождение фонограммой. Запись жужжание пчел и ревем медведя).

Все собрав свои дела,

Жужжит и кружится пчела,

Вот важно села на цветок,

Она ведь знает в этом толк,

Суть её земных забот

Сладкий и душистый мёд.

Пчелки летают, собирают с цветов пыльцу и жужжат Ж-Ж-Ж, а медведь спит, медведь проснулся – заревел, и пчелки улетают в улей.

Повтор игры 2-3 раза.

 П/и «Поймай комара»

Цели: поупражнять детей в прыжках; развить точность движений, ловкость.

 Упражнение «Комарики»

Описание упражнения:

Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке.

Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.

«Длинный нос у комара Убегайте детвора, Губы трубочкой тяните

8.      Консультация для родителей «Укусы пчел»

Укусы пчел, ос, шмелей опасны для людей с повышенной чувствительностью к их укусам (это могут быть и взрослые с чувствительной кожей, но чаще всего чувствительны к укусам дети). Также укусы опасны, в том случае, если человека укусило не одно насекомое, а сразу несколько или целый рой, поэтому действовать надо будет немедленно!

При укусе пчел, ос, шмелей сразу возникает резкая боль, а затем покраснение и отек кожи вокруг укуса. У человека, укушенного насекомым, может быть тошнота и даже рвота или просто общая слабость организма. Если у человека аллергия на насекомых, то может быть и красные высыпания на коже в виде красной сыпи, или так называемой «крапивницы». Если человек вдруг внезапно потеряет сознание после укуса, такое тоже возможно, так как каждый человек индивидуален, и реакция у всех разная. Потеря сознания – это реакция организма на яд, выделяемый насекомым, в кровь человека.

Необходимо сразу принять соответствующие меры, чтобы привести человека в чувства.

Осы и пчелы. Если вашего ребенка укусила пчела или шмель, соскребите мешочек с ядом ногтем. Обычно при этом удаляется и жало. Если оно осталось в коже, его можно не спеша удалить пинцетом. Само жало не опаснее обычной микроскопической занозы.

Если у ребенка нет повышенной чувствительности, то один-два укуса осы или пчелы нужно лечить так же, как укусы комаров:

* приложите к больному месту холод;

* напоите ребенка теплым чаем;

* дайте таблетку димедрола или любого другого антигистаминного препарата.

Если лекарств под рукой нет, опустите укушенную конечность в холодную воду, приложите к месту укуса комок сырой глины или разжеванный листок подорожника.

Аллергия на укус насекомых. В отличие от пчел, которые по своей природе дружелюбны, осы и шершни более агрессивны и кусают иногда даже в тех случаях, когда их не провоцируют. Однако при некоторых мерах предосторожности укус все же обычно можно предотвратить.

* Никогда не позволяйте ребенку ходить по земле босиком, по возможности старайтесь прикрыть руки и ноги.

* Будьте осторожны и внимательны после пикников: остатки еды привлекают ос и пчел.

* Откажитесь при пребывании на природе от парфюмерии и сильно пахучей косметики – насекомых привлекают эти запахи.

* Втирайте в кожу средства для защиты от насекомых перед выходом на открытый воздух.

        Консультация для родителей по теме «Прививать любовь к природе»

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и лелеять. Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке. Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения. Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, попросите его помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более что он действительно окажет вам помощь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: «Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. (При этом нужно показать какую-нибудь травинку.) Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево (показать ребенку одно из деревьев на участке) или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать».

Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Жизнь и труд на лоне природы способствуют и физическому развитию детей. Чистый воздух, солнце, вода укрепляют их здоровье.

В дошкольных учреждениях используются традиционные формы работы по ознакомлению детей с животным миром.

1. Занятия – основная форма. Здесь сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания.

2. Экскурсии – знакомство с представителями животного мира в естественных условиях – в парке, лесу, саду, на лугу и в зоопарках.

3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними признаками и сезонными изменениями в жизни животного мира.

4. Уголок живой природы. В нем могут содержаться белка, ежик, кролик, черепаха, хомячок, рыбы, птицы и др. Бережный, заботливый уход за обитателями уголка способствует формированию у детей трудовых навыков, прививает им доброту, чувство справедливости и ответственности за порученное дело.

5. Подкормка птиц. Зимой на участке детского сада необходимо устанавливать кормушки для птиц. Если каждый день в определенное время насыпать в них корм, то дети смогут наблюдать зимующих птиц.

Самое главное – это привить любовь и огромный интерес.

- ребенок лучше воспринимает информацию визуально, поэтому то, что вы задумали лучше всего нарисовать на бумаги цветными карандашами или красками

- работая в саду, старайтесь провести все это в игровой форме, так Вы сможете удержать внимание малыша на выполнении задуманного

- не делайте эту работу за один раз.

- выращенное ребенком будет съедено им, но с большим удовольствием

- дайте ребенку возможность испачкаться с ног до головы.

- не используйте опасные растения. Ребенок все трогает, нюхает, пробует на вкус

- сад, посаженный ребенком, та ответственность, которую возложили на него

– это хорошая мотивация для дальнейшего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...