Опытно-экспериментальная деятельностью в старшей группе "Соль - волшебница"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды.
- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». К соли относились уважительно.
- Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
3. Без соли, без хлеба худа беседа.
- Ребята, как вы думаете, где можно использовать соль?
– В приготовлении пищи: мы каждый день солим пищу. Соль необходима для усиления вкусовых качеств продуктов. Овощи, умело посоленные на зиму, долго хранятся, так как соль сохраняет продукты на длительное время. Но не только за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костей. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
- Соль применяют в медицине. Солевым раствором полощут горло, на основе соли изготавливают раствор, который помогает при отравлениях и высокой температуре.
– На улице: для безопасности пешеходов дворники и специальные машины посыпают солью лёд на дорожках. Это нужно для того, чтобы лёд растаял, и человек не поскользнулся, не упал.
- Ребята, предлагаю немного размяться, поиграть, «посолить» капусту:
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём.
- А теперь приглашаю вас пройти в лабораторию, чтобы провести опыты с солью. Для начала вспомним правила поведения в лаборатории.
Опыт №1. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. (Без запаха). – Какая она на вкус? (Солёная). Возьмите немного соли, «посолите».
Что можно сказать о соли? Соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).
Опыт №2. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (Зёрнышки, кристаллы, крупинки).
Опыт №3. Возьмите кисточки, опустите ворс в воду и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду). –А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (Соли много, воды мало). Частички воды удобно расположились между крупинками соли.
Опыт №4. Возьмите соль и высыпьте её в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью? (Растворилась). Изменился ли цвет воды? (Нет).
- А как вы думаете, каким стал вкус у воды? (Солёная).
- Молодцы! А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды. – Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (Солят еду, в заготовках на зиму, в медицине полоскать горло). –А ещё соль – незаменимый помощник зимой в гололёд. А как она помогает, сейчас узнаем. Вот кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лёд. Ну а мы свами пока отставим блюдца в сторонку и присядем на стулья.
Дети садятся на стулья.
- А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку-загадку, а вы слушайте и запоминайте.
«Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нёс мешки с ватой. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принёс весь груз. А вот какой ослик принёс груз и почему только он, давайте мы с вами узнаем.
- Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую – с ватой. Что легче? (с ватой). Значит, какому ослику было легко идти? (который нёс вату, а который нёс соль, ему было тяжело).
- Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворяется). А теперь возьмите мешочки с ватой и намочите их в этой воде. А теперь проверьте, какой из мешочков тяжелее. Давайте подумаем, какому ослику было плыть тяжело? Почему? (вата впитала воду).
- А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую, несолёную воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).
- Во второй стакан добавим солёную воду. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут
- А как из солёной воды добыть соль? (Выпарить). – Образуются кристаллы.
(Показать блюдечко с кристаллами соли). Но на это требуется несколько дней. Чтобы ускорить процесс, солёную воду подогревают..
- Понравилась ли вам экспериментальная деятельность? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось?
- Хочу вам сказать, что я проводила эти опыты дома, но с вами было намного интереснее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница – водица».
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...
Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойст...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....
Конспект открытого занятия по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебница соль"
Цель: познакомить детей с солью и её свойствами, развивать речь в процессе опытно-экспериментальной деятельности....