Методическая разработка НОД
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной непосредственной образовательной
деятельности в старшей группе
«Интересное во всем»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Социализация», "Труд".
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая.
Предварительная работа: чтение познавательной литературы, изготовление альбома «Я – исследователь», разучивание стихотворений о природных явлениях.
Цель: Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о разновидностях металлов; о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом;
2.Формировать представления детей об электричестве, познакомить с причиной проявления статического электричества.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
2.Развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения, вызывать радость открытий, полученных из опытов, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Материал и оборудование: белые халаты, материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, магнит, металлические предметы, соль, семена укропа, схемы проведения опытов, магнитная доска, магниты-держатели; стеклянный сосуд, воздушный шар, шерстяные тряпочки, пластмассовые линейки, коробки с предметами различного свойства по количеству детей; два письма в конвертах, соленое тесто; маленькие магниты, скалки, формы для лепки из теста по количеству детей.
Ход занятия:
Этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Орг. момент | Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты. А кто работает в лаборатории? Чем они занимаются? Ребята, наденьте халаты и пройдите в лабораторию. | Ответы детей Под музыку надевают белые халаты |
Сообщение темы НОД | Сегодня мы с вами будем проводить опыты. У меня есть особенный камень-магнит. Он имеет большую силу - притягивает предметы. А всё ли притягивает магнит? | Ответы детей. |
Ой, ребята, смотрите, в нашем почтовом ящике письмо. Давайте посмотрим от кого. Это письмо от Ивана-царевича: Ребята, а из какого материала меч? Какой он? Какими способами можно достать оружие? | Дети выдвигают возможные гипотезы железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый. Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита. | |
Опыт№1: достать с помощью магнита металлический предмет. | У вас на столе лежат предметы вперемешку. Выберите предметы, которые магнит притягивает; -Как это проверить? Надо провести магнитом над предметами. С помощью магнита - все металлические предметы притянулись к нему. Вывод: Значит, магнит притягивает металлические предметы. Это первое свойство магнита. А какие предметы магнит не притянул? | пластмассовые, резиновые, деревянные |
Опыт№2 : Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в сосуд. | Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца? Опыт№2 проводит воспитатель | Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец обговаривается размер |
Опыт №3: с помощью магнита достать скрепку со дна стакана с водой. | Ребята, представьте, что колодец находится не в земле, а на земле и имеет форму стеклянного стакана. Он очень глубокий. А веревка короткая, до дна не достает. Как достать оружие? -Что же двигает скрепку? -Проходят ли магнитные силы через воду, пластик? Вывод: Магнитные силы проходят через разные материалы и вещества - воду, пластик, стекло. Это второе свойство магнита. | Дети приходят к выводу, что можно притянуть предметы через стекло. Магнитная сила |
Опыт №4: достать металлический предмет из большого сосуда | Как достать металлический предмет из большого сосуда? Мой магнит маленький и не справляется. Можно объединить магниты вместе. Магнитная сила будет больше. Вот и мы с вами, когда объединимся, то можем сделать много хороших дел. Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? Итог: выложим наш ответ Ивану-Царевичу с помощью схемы. Воспитатель прикрепляет на доску первую схему. | Поднимают предмет вверх. Ответы детей. |
Физ. минутка (с мячом) | Игра «Притягивает – не притягивает» -Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает, не ловите. | Дети играют в игру |
Рассказ воспитателя. | Ой, а в ящике еще одно письмо. От кого же оно? Пишет Страшила из Изумрудного города: "У нас случилась беда. Злая волшебница Бастинда наслала на наш город страшный ураган. Он был такой сильный, что все запасы укропа и соли перемешались. Что же нам теперь делать? Дайте мне совет.» Мы обязательно поможем жителям Изумрудного города. Послушайте мой рассказ. Нас окружают предметы – электроприборы. Какие электроприборы вы знаете? А что их заставляет работать? Электрический ток – это маленькие частицы- электроны, которые двигаются в проводах. Это опасное электричество (о нём вы узнаете, когда вырастите). А есть безопасное электричество – оно возникает, если некоторые предметы потереть друг о друга. Если его поймаешь с ним можно поиграть. | ответы детей электрический ток |
Опыт №5: притягивание обрывков бумаги к воздушному шарику. | На полотенце лежат обрывки бумаги. Потру воздушный шар о шерстяную тряпочку (бумага притягивается) | Наблюдение за воспитателем. |
Опыт №6: отделяем соль от семян укропа. | Перемешались соль и укроп. Как же нам очистить соль? А где ещё можно встретить безопасное электричество? Это нам предстоит ещё узнать. Итог: выложим наш ответ Страшиле с помощью схемы. Воспитатель прикрепляет на доску вторую схему. | Дети натирают шерстяной тряпочкой линейку – отделяют укроп на салфетку. Соль собираем в коробочку. |
Лепка из соленого теста | Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились. Давайте теперь сделаем себе небольшой подарочек. Перед каждым из вас лежит кусочек соленого теста, из которого мы будем лепить себе манит. Его можно будет повесить, например, на холодильник. Для этого надо раскатать тесто скалкой и с помощью формы сделать фигурку. Далее на обратную сторону фигурки клеем маленький магнитик. Готово! Когда наша фигурка высохнет, можно будет ее разукрасить. | Дети лепят фигурные магниты. |
Итог занятия | Наши исследования в лаборатории сегодня закончились. Какие ответы мы отправим нашим героям. О чём сегодня вы узнали или вспомнили? | Ответы детей. Познакомились с магнитом и узнали, что он притягивает металлические предметы через воду, стекло, пластик. Узнали, что электричество может быть опасным и безопасным. |
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.
- А кто работает в лаборатории? ( Ответы детей).
- Чем они занимаются?
Ребята, наденьте халаты и пройдите в лабораторию. (Под музыку надевают белые халаты).
У меня есть особенный камень-магнит. Он имеет большую силу - притягивает предметы. А всё ли притягивает магнит? Ответы детей.
Ой, ребята, смотрите, в нашем почтовом ящике письмо. Давайте посмотрим от кого. Это письмо от Ивана-царевича:
«Мою невесту Василису похитил Змей Горыныч. Я хочу ее вызволить, но для того, чтобы победить Змея нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет.»
Ребята, как помочь Ивану-Царевичу? (Дети выдвигают возможные гипотезы).
Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый). Какими способами можно достать оружие? (Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
Опыт№1: достать с помощью магнита металлический предмет.
У вас на столе лежат предметы вперемешку. Выберите предметы, которые магнит притягивает;
-Как это проверить? Надо провести магнитом над предметами.
С помощью магнита - все металлические предметы притянулись к нему.
Вывод: Значит, магнит притягивает металлические предметы. Это первое свойство магнита.
-А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовые, резиновые, деревянные)
Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?
(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)
Опыт№2 (проводит воспитатель) : Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в сосуд.
В.: Ребята, представьте, что колодец находится не в земле, а на земле и имеет форму стеклянного стакана. Он очень глубокий. А веревка короткая, до дна не достает. Как достать оружие?
(Дети приходят к выводу, что можно притянуть предметы через стекло). Воспитатель бросает металлическую скрепку в стакан с водой.
Опыт №3: А теперь попробуйте сделать вы - надо вести магнит по внешней стенке стакана.
-Что же двигает скрепку? (Магнитная сила)
-Проходят ли магнитные силы через воду, пластик?
Вывод: Магнитные силы проходят через разные материалы и вещества - воду, пластик, стекло. Это второе свойство магнита.
Опыт №4: Как достать металлический предмет из большого сосуда? Мой магнит маленький и не справляется. - Можно объединить магниты вместе. Магнитная сила будет больше (Поднимаем предмет вверх)
Воспитатель: Вот и мы с вами, когда объединимся, то можем сделать много хороших дел.
Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
Итог: выложим наш ответ Иванушке с помощью схемы. Воспитатель прикрепляет на доску первую схему.
Физминутка (с мячом) Игра «Притягивает – не притягивает»
-Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает, не ловите.
В.: Ой, а в ящике еще одно письмо. От кого же оно? Пишет Страшила из Изумрудного города:
"У нас случилась беда. Злая волшебница Бастинда наслала на наш город страшный ураган. Он был такой сильный, что все запасы укропа и соли перемешались. Что же нам теперь делать? Дайте мне совет.»
Воспитатель: Мы обязательно поможем жителям Изумрудного города. Послушайте мой рассказ. Нас окружают предметы – электроприборы.
Какие электроприборы вы знаете? (ответы детей). А что их заставляет работать? (электрический ток) Электрический ток – это маленькие частицы- электроны, которые двигаются в проводах. Это опасное электричество (о нём вы узнаете, когда вырастите). А есть безопасное электричество – оно возникает, если некоторые предметы потереть друг о друга. Если его поймаешь с ним можно поиграть.
Опыт №5: На полотенце лежат обрывки бумаги. Потру воздушный шар о шерстяную тряпочку (бумага притягивается)
Перемешались соль и укроп. Как же нам очистить соль?
Опыт№6: Дети натирают шерстяной тряпочкой линейку – отделяют укроп на салфетку. Соль собираем в коробочку
Воспитатель: А где ещё можно встретить безопасное электричество? Это нам предстоит ещё узнать.
Итог: выложим наш ответ Страшиле с помощью схемы. Воспитатель прикрепляет на доску вторую схему.
В.: Наши исследования в лаборатории сегодня закончились. Какие ответы мы отправим нашим героям. (Подводится итог занятия).
Воспитатель: О чём сегодня вы узнали или вспомнили?
- Познакомились с магнитом и узнали, что он притягивает
металлические предметы через воду, стекло, пластик.
-Узнали, что электричество может быть опасным и безопасным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....