"Путешествие в весенний лес"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: старшая
Ф. И. О. воспитателя: Малинина Наталья Ивановна
НОД воспитателя с детьми : «Путешествие в весенний лес»
Задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Активизировать словарь по лексической теме.
2. Совершенствовать грамматический строй речи
3. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи
4. Развивать мелкую моторику рук
5. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
7. Автоматизация звуков.
Образовательные задачи:
1. Закрепить с детьми характерные признаки весны.
2. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками)
3. Учить детей отвечать на вопросы, использовать объяснительную и доказательную речь
4. Закрепить знания детей о перелетных птицах
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе
2. Воспитывать умения детей быть доброжелательными и корректными собеседниками.
3. Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.
Оборудование: клубочки ниток, мольберт, иллюстрации с изображением времени года «Весна», заготовки для солнышка (прищепки и картонные круги), аудио запись «Голоса птиц», картинка с изображением подснежника, разрезная картинка «Подснежник», аудио запись со звуками лесных шумов, кукла «Лесовичок», большая миска с водой, мисочки на каждого ребенка, губки, полоски бумаги, шнурок, плюшевый медвежонок, мешочек с набухшими почками, мешочек с землей, бочонок с медом, счетные палочки.
Ход НОД
Воспитатель: Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет.
- Ребята, а сейчас встаньте спокойно, руки свободно опустите, закройте глазки… и слушайте… Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. (Дети выполняют движения 3 раза). Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки , опустим руки, встряхнем ими ( дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся ( дети потягиваются). Опустите ручки, молодцы!
- Чтобы увидеть весеннее пробуждение природы, мы с вами отправляемся в путешествие в весенний лес вот по этим тропинкам (воспитатель показывает на тропинки с клубочками).
В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая руками клубок.
Воспитатель: Ребята, опишите свой путь по сказочной тропинке. Что вы чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу. (Дети делятся впечатлениями: кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом; кто-то шел босиком по мху…)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! ( Воспитатель с детьми подходят к мольберту, на котором вывешены иллюстрации о весне).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Ребята, в какой лес мы с вами пришли? (ответы детей: сказочный, чудесный, дремучий, красивый, волшебный, таинственный)
- Какое время года изображено на картинках? (ответы детей: весна).
- Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? (дети доказывают, что на всех картинах изображена весна, называют весенние признаки).
- Вот теперь я вижу, что на всех картинах весна нам улыбается. А что дарит весне улыбку? (ответы детей: солнце, цветы, пушистые облака, ручеек, птенчики).
-Верно, а давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы с вами добавим ему лучиков.
(Дети добавляют к круглым картонным заготовкам лучики-прищепки).
- Ребята, давайте поиграем в игру « Один-много». Я буду говорить со словом один, а вы со словом много(Одно солнышко - много … ; один лучик – много …; одна улыбка - много …)
- Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Каких птиц вы услышали? (Ответы детей: кукушка, филин, ласточка, дятел, сорока). Какая птица открывает весну?( (Ответы детей: грач).Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
- Почему в народе так говорят: « Грач открывает весну»? Как называются птицы, которые зимуют вместе с нами? Как называются птицы, прилетающие из теплых краев весной? (ответы детей)
Д/игра: «Перелетные и зимующие птицы»
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя сначала зимующих, а потом перелетных птиц.
- А теперь, ребята, отгадайте загадку:
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы с вами построим уютные домики для скворцов (дети выкладывают на столе скворечники из счетных палочек).
- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (Ответы детей: быстро). Значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (Ответы детей: подснежники). Правильно! (Воспитатель показывает картинку с изображением подснежника).
- Давайте поиграем в игру «Собери цветок». (Дети собирают разрезанную на несколько частей картинку с изображением подснежника).
- Вы хорошо справились с заданием, молодцы! А теперь давайте вспомним стихотворение про подснежник (дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник»).
В лесу, где березы столпились гурьбой
Подснежника глянул цветок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?
- А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? (Воспитатель включает аудиозапись «Звуки природы», имитирующие лесные шумы: хруст веток, журчание воды, капель, стук дятла, голоса птиц. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть).
- Молодцы! Вы все правильно отгадали.
Воспитатель подводит детей к ширме, где сидит кукла - Лесовичок.
Лесовичок: - Вы зачем сюда пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?
Воспитатель: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?
Дети: -Да!
Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как? (дети предлагают варианты помощи: вычерпать воду, откачать ее, построить новую норку)
Воспитатель: - Все ваши ответы хороши, но мышатам хочется жить в своей норке, поэтому давайте откачаем воду из норки с помощью поролоновых губок. (В небольшом и неглубоком тазу на камушке сидят мышата; таз наполнен наполовину водой; дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко).
Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые , но и находчивые.
Воспитатель: - Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!
Лесовичок: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.
Дети накручивают полоски бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают и снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок.
Воспитатель: - Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, Весне от нас!
Лесовичок: - Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.
Дети с воспитателем идут дальше и подходят к «снежному» холмику
Воспитатель: - А что это такое? (дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя лежащего на боку) В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну звали.
Воспитатель с детьми:
Весна, весна! (идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью, (поворачивают в противоположную сторону)
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох)
С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)
С хлебами обильными (взявшись за руки, бегут по кругу)
Воспитатель: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки мы сейчас посмотрим.
Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка.
Воспитатель: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!
Воспитатель: - Молодцы, давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся домой.
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались в лесу, что нового узнали? (Ответы детей: говорили о приметах весны, играли с мячом, прищепками, спасали домики мышат, делали бусы, учились правильно дышать, собирали цветы из разрезанных картинок, делали скворечник для птиц).
Молодцы, ребята, а теперь возвращаемся в нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.
Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....
Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"
Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...
«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп
«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...
Сценарий весеннего развлечения в первой младшей группе совместно с родителями "Путешествие в весенний лес"
1.Цель мероприятия.2.Задачи.Материалы.4.Ход развлечения...
Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»
Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята отправились на веселом паровозике в весенний лес!...
Сценарий весеннего развлечения для детей второй младшей группы с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Путешествие в весенний лес"
Данный материал поможет в работе музыкальным руководителям доу...
Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"
Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...