"Путешествие в весенний лес"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Малинина Наталья Ивановна

Конспект НОД по окружащему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_detmi.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: старшая

Ф. И. О. воспитателя: Малинина Наталья Ивановна

НОД  воспитателя с детьми : «Путешествие в весенний лес»

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

1.     Активизировать словарь по лексической теме.
2.     Совершенствовать  грамматический строй речи

3.     Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи
4.      Развивать мелкую моторику рук
5.     Развивать психические процессы: зрительное  и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.
7.     Автоматизация  звуков.

Образовательные задачи:

1.  Закрепить с детьми характерные признаки весны.
2.  Продолжать  знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками)

3.  Учить детей отвечать на вопросы, использовать объяснительную и доказательную речь

4. Закрепить знания детей о перелетных птицах

Воспитательные задачи: 

1.  Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе

2.  Воспитывать умения детей быть доброжелательными и корректными собеседниками.
3.  Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.

Оборудование: клубочки ниток, мольберт, иллюстрации с изображением времени года «Весна», заготовки для солнышка (прищепки и  картонные круги), аудио запись «Голоса птиц», картинка с изображением подснежника, разрезная картинка «Подснежник», аудио запись со звуками лесных шумов, кукла «Лесовичок», большая миска с водой, мисочки на каждого ребенка, губки, полоски бумаги, шнурок, плюшевый медвежонок, мешочек с набухшими почками, мешочек с землей, бочонок с медом, счетные палочки.

Ход НОД

Воспитатель:  Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет.

- Ребята, а сейчас встаньте спокойно, руки свободно опустите, закройте глазки… и слушайте… Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. (Дети выполняют движения 3 раза). Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки , опустим руки, встряхнем ими ( дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся ( дети потягиваются). Опустите ручки, молодцы!

- Чтобы увидеть весеннее пробуждение природы, мы с вами отправляемся в путешествие в весенний лес вот по этим тропинкам (воспитатель показывает на тропинки с клубочками).

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется

Нам, ребятушки, с клубком!

Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая руками  клубок.

Воспитатель:  Ребята, опишите свой путь по сказочной тропинке. Что вы чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу. (Дети делятся впечатлениями: кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом; кто-то шел босиком по мху…)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! ( Воспитатель с детьми подходят к мольберту, на котором вывешены иллюстрации о весне).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

- Ребята, в какой лес мы с вами пришли? (ответы детей: сказочный, чудесный, дремучий, красивый, волшебный, таинственный)

- Какое время года изображено на картинках? (ответы детей: весна).

- Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?  (дети доказывают, что на всех картинах изображена весна, называют весенние признаки).

- Вот теперь я вижу, что на всех картинах весна нам улыбается. А что дарит весне улыбку? (ответы детей: солнце, цветы, пушистые облака, ручеек, птенчики).

-Верно, а давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы с вами добавим ему лучиков.

(Дети добавляют к круглым картонным заготовкам  лучики-прищепки).

- Ребята, давайте поиграем в игру « Один-много». Я буду говорить со словом один, а вы со словом много(Одно солнышко  -  много … ; один лучик –  много …; одна улыбка  -  много …)

- Слышите,  как поют птицы в весеннем лесу?  Каких птиц вы услышали? (Ответы детей: кукушка, филин, ласточка, дятел, сорока). Какая птица открывает  весну?( (Ответы детей: грач).Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

- Почему в народе так говорят: « Грач открывает весну»? Как называются птицы, которые зимуют вместе с нами? Как называются птицы, прилетающие из теплых краев весной? (ответы детей)

Д/игра: «Перелетные и зимующие птицы»

Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя сначала зимующих, а потом перелетных птиц.

- А теперь, ребята, отгадайте загадку:

На шесте  - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец)

- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы с вами построим уютные домики для скворцов  (дети выкладывают на столе скворечники из счетных палочек).

- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (Ответы детей: быстро). Значит на земле появляются проталины, а на проталинах  какого весеннего гостя вы видите? (Ответы детей: подснежники). Правильно! (Воспитатель показывает картинку с изображением подснежника).

- Давайте поиграем в игру «Собери цветок». (Дети собирают разрезанную на несколько частей картинку с изображением подснежника).

- Вы хорошо справились с заданием, молодцы! А теперь давайте вспомним стихотворение про подснежник (дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник»).

В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул  цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих  сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?

- А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? (Воспитатель включает аудиозапись «Звуки природы», имитирующие лесные шумы: хруст веток, журчание воды, капель, стук дятла, голоса птиц. Затем предлагает детям высказаться, что бы  это могло быть).

- Молодцы! Вы все правильно отгадали.

Воспитатель подводит детей к ширме, где сидит кукла - Лесовичок.

Лесовичок: - Вы зачем сюда пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

Воспитатель: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?

Дети: -Да!

Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как? (дети предлагают варианты помощи: вычерпать воду, откачать ее, построить новую норку)

Воспитатель: -  Все ваши ответы хороши, но мышатам хочется жить в своей норке, поэтому давайте откачаем воду из норки с помощью поролоновых губок. (В небольшом и неглубоком тазу на камушке сидят мышата; таз наполнен наполовину водой; дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко).

Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые , но и находчивые.

Воспитатель: - Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!

Лесовичок: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.

Дети накручивают полоски бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают и  снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок.

Воспитатель: - Вот, Лесовичок, наш подарок готов.  Передай его, пожалуйста, Весне от нас!

Лесовичок: - Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.

Дети с воспитателем идут дальше и подходят к «снежному» холмику

Воспитатель: - А что это такое? (дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя лежащего на боку) В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну звали.

Воспитатель с детьми:

Весна, весна!  (идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью, (поворачивают в противоположную сторону)

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными (взявшись за руки, бегут по кругу)

Воспитатель: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки  мы сейчас посмотрим.

Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка.

Воспитатель: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!

Воспитатель: - Молодцы, давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся домой.

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались  в лесу, что нового узнали? (Ответы детей: говорили о приметах весны, играли с мячом, прищепками, спасали домики мышат, делали бусы, учились правильно дышать, собирали цветы из разрезанных картинок,  делали скворечник для птиц).

Молодцы, ребята, а теперь возвращаемся в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...