Пернатые друзья бельчонка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Разработанный конспект образовательной ситуации направлен на ознакомление с миром природы детей старшей группы, проводиться в игровой форме с использованием информационно – коммуникационных, игровых, развивающих технологий. В ходе проведения решаются интеграция задач образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие». Подгруппа детей сформирована, исходя из стабильности посещения детьми детского сада, их участия в образовательных ситуациях предшествующих уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pernatye_druzya_belchonka.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Ромашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Тема: «Пернатые друзья бельчонка»
Вид деятельности: Образовательная ситуация
Возраст детей: Старшая группа
Разработала: воспитатель Александрова Татьяна Михайловна |
Конспект образовательной ситуации
Фамилия, имя, отчество автора: Александрова Татьяна Михайловна.
Занимаемая должность: воспитатель.
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка».
Образовательная область: Познавательное развитие, раздел «Ознакомление с миром природы»
Тема: «Пернатые друзья бельчонка»
Продолжительность: не более 25 минут.
Группа: Старшая группа.
Технологии: информационно - коммуникационные (ноутбук).
Аннотация
Разработанный конспект образовательной ситуации направлен на ознакомление с миром природы детей старшей группы, проводиться в игровой форме с использованием информационно – коммуникационных, игровых, развивающих технологий. В ходе проведения решаются интеграция задач образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие». Подгруппа детей сформирована, исходя из стабильности посещения детьми детского сада, их участия в образовательных ситуациях предшествующих уровней.
Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного отношения к живой природе. Формировать интерес детей к природе и природным явлениям.
Задачи:
Образовательные:
Учить устанавливать единство и взаимосвязи живого и неживого в природе, продолжать знакомить детей с доступными явлениями природы. Закреплять представление о том, как похолодание изменяют жизнь растений и животных. Расширять и обобщать представления о птицах и их многообразии (перелетных и зимующих). Учить узнавать их, называть, находить общие признаки и различия.
Развивающие: Развивать любознательность детей при ознакомлении с объектами природы. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, корректировать свою деятельность.
Речевые: Развивать связную речь. Формировать умение вести диалог и излагать свои мысли развернутыми предложениями, понятно для окружающих.
Воспитательные: Воспитание любви к природе, желание ее беречь. Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение действовать по инструкции взрослого. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость.
Оборудование и материалы: конверт с письмом, ноутбук, черно - белые картинки с изображениями лета и осени, зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки, схематические изображения частей тела птиц,
Предварительная работа:
- Просмотр презентации, видеофильма, серии картинок «Птицы средней полосы».
- Дидактические игры по теме «Птицы».
- Целевая прогулка в ПКиО «Ельниковская роща».
- Наблюдения за погодными явлениями и птицами на прогулочном участке и в городе.
- Чтение произведений по темам «Осень», «Птицы».
Методы и приемы:
- Сюрпризный момент «Письмо бельчонка»
- Игровая мотивация «Поможем бельчонку разобраться»
- Игровое упражнение «Узнай на картинках лето и осень»
- Загадки с экрана
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Дидактическая игра «Разрезные картинки»
- Игровое упражнение «Найди общее у птиц»
- Физкультминутка
- Проблемная ситуация «С кем подружиться бельчонку?»
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Итоговый анализ образовательной ситуации, предложение к игровой театрализации.
Ход занятия
Дети в уголке природы рассматривают на дереве птиц, беседуют. В это время в группу входят члены комиссии. Воспитатель обращает внимание детей.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями. Воспитатель продолжает.
Сюрпризный момент «Письмо бельчонка»
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Я положила его на полку. Не стала читать его одна, потому что письмо было адресовано детям группы «Матрешки». Пройдемте на стулья около окна. Присаживайтесь. Сейчас мы откроем конверт и узнаем, от кого это письмо и о чем там написано.
Дети садятся на стулья. Воспитатель присаживается на стул перед детьми и открывает конверт.
Воспитатель: Слушайте внимательно.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет к вам бельчонок из леса. Каждое утро я просыпался под чудесными звуками пения разных птиц. Вокруг было так красиво и весело. Однажды все изменилось. Подули холодные ветра, деревья поменяли цвет листьев. В лесу наступила непонятная тишина. Теперь мне очень грустно. Что случилось почему? Помогите мне понять, ребята! Жду от вас ответа на мое письмо»
Игровая мотивация «Поможем бельчонку разобраться»
(дети сидят на стульях)
Воспитатель: О чем пишет бельчонок? Что мы узнали из письма?
Дети: У него случилось беда. Ему стало грустно жить в лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, почему бельчонку стало грустно? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, бельчонок просит помочь ему понять, почему в лес стало тихо. Но чтобы помочь, нам надо понять, что же произошло в лесу. Нам нужно еще раз прочитать строчки из письма: «Однажды все изменилось. Подули холодные ветра. Деревья поменяли цвет листьев…» Ребята, что произошло в лесу?
Дети: Наступила осень. Погода стало холодная, дождливая. Листья на деревьях пожелтели.
Понять какой был лес раньше, до наступления осени, нам поможет игра. Я предлагаю вам пройти к столам.
Игровое упражнение «Узнай на картинках лето и осень»
Дети встают со своих мест и подходят к двум столам перед окном. Четверо детей встают за первый стол и четверо –за другой стол лицом к окну. Воспитатель садится на стул. На каждом столе лежат карточки на подносах. Набор картинок одинаковый.
Воспитатель: Встаньте удобно. А теперь слушайте внимательно правило игры:
Перед вами на подносах лежат картинки с изображением лета и осени. Вам, ребята, за этим столом (воспитатель обращается к детям за первым столом), нужно выбрать те картинки, на которых изображено лето. А вам, ребята, (обращается к детям за вторым столом), выбрать только те картинки, на которых изображена осень. Картинки нужно выложить на столе, а лишние - отложить на поднос.
Дети приступают к выполнению задания.
Воспитатель: каждая группа проверяет, все ли картинки подобрали правильно. Смотрите внимательно, чтобы ничего не упустить.
Дети еще раз пересматривают.
Воспитатель: (Обращается к ребенку за первым столом) Скажи, почему вы решили, что на этих картинках изображено лето? Ребенок перечисляет. А теперь послушаем (обращается к ребенку за вторым столом,)какие картинки, изображающие осень, нашли ребята этого стола. Лера, почему вы решили, что на картинках изображена осень? Молодцы, ребята. Все картинки выбрали правильно! Теперь я сделаю фотографию ответа, чтобы бельчонок понял, что сменилось время года: летом тепло, люди одеваются легко, загорают, гуляют в лесу, вокруг много красивых цветов. А осенью погода становится прохладной, дождливой. Деревья сбрасывают листья. Воспитатель быстро делает фотографию. Затем дети складывают карточки обратно на поднос подходят к воспитателю.
Воспитатель: Вот мы с вами узнали, что поменялась природа. Лето закончилось.
Настала осень. Но почему же в лесу стало тихо?
Дети: Птицы улетели в теплые края. И бельчонок заскучал.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз! Я предлагаю вам угадать птиц, с которыми дружил бельчонок в лесу из загадок с голубого экрана! Присаживайтесь на стулья. Я буду читать загадки, а вы их внимательно прослушиваете и, если загадку отгадаете – отгадка тут же появиться на экране.
Загадки с экрана
Воспитатель показывает картину на экране. Зачитывает загадку. Дети отвечают. Затем появляется на экране правильный ответ.
Воспитатель: Все загадки разгадали правильно. Как вы думаете, ребята, почему эти птицы улетают осенью в теплые края. (варианты ответов детей: потому что птицам холодно, они питаются насекомыми, червячками. Насекомые к осени исчезают, они впадают в спячку. Перед этим они находят себе укромные местечки, это может быть под корой дерева, в пенечке, в трещинках) А как из называют одним словом?
Дети: Перелетные птицы.
-Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети называют: аист, журавль, цапля, дикие гуси и утки, ……
Воспитатель: все верно, молодцы, значит вы легко сможете их узнать на картинках, спрятанных в конвертах в корзиночках.
Ребята, предлагаем вам пройти за столы, усаживайтесь поудобнее.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Столы стоят Г-образно. Дети проходят на места. Воспитатель садится перед детьми на стул. Перед детьми на столе в корзиночках лежат два конверта разного цвета. Один конверт оранжевого цвета, а другой - зеленого.
Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста из корзиночки, конверт оранжевого цвета. Внутри спрятаны четыре картинки с изображением птиц. Вам нужно достать картинки, выложить их перед собой в один ряд и рассмотреть внимательно. Дети выполняют. Слушайте задание: найдите среди птиц лишнюю и положить чуть подальше. Приступайте. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Проверьте друг у друга все ли правильно.
Затем воспитатель проверяет у всех, и спрашивает у двоих детей.
Воспитатель: Назови, какие у тебя птицы на карточках. Какая птица по - твоему лишняя и почему? Как этих птиц можно назвать одним словом? Почему же в лесу бельчонок больше не слышит их пение? Ответы детей. Правильно ребята, теперь мы разобрались, почему в лесу стало так тихо. С сделаем фотографию – портрет друзей бельчонка и сложим картинки обратно в конверт. Дети выполняют.
Дидактическая игра «Разрезные картинки». А сейчас возьмите из корзиночки зеленые конверты, достаньте содержимое и выложите картинку. Кто же у вас, ребята получился?
Дети: Птица.
Воспитатель: ….Кто у тебя изображён? А у тебя …? Какие они все разные. Настя, какой у твоего дятла клюв? Катя, какие у твоего лебедя ноги? Саша, какого цвета у твоего грача перья? Какие птицы все разные, и разные части тела. Как вы думаете, что же у них общего?
«Найди общее у птиц?» (игра). По каким частям тела мы узнаем, что это птица?
Воспитатель: Хоть они разные по внешности, но у всех птиц есть …. (ответ детей –клюв, два крыла, две ноги, хвост, тело, тело всех птиц покрыто перьями. Выкладывает поочередно на магнитной доске схематические изображения частей тела). Затем просит одного ребенка еще раз рассказать, что общего у всех птиц.
Воспитатель. Сделаем фотографию ответа для бельчонка. Нам нужно подробно все ему рассказать. Сложите разрезные картинки в корзиночки, и я вас приглашаю на веселую физкультминутку.
Воспитатель: Ребята, проходите ко мне. Сейчас мы с вами немного разомнемся и поиграем.
Физкультурная минутка.
Журавли летят на юг (машем руками),
Засыпает майский жук (присели),
Каждый день идут дожди (Руки вперед, вверх, вниз)
Ты тепла уже не жди (обнять себя руками)
Вот сейчас на целый год (прощаемся, машем рукой)
Лето от меня уйдет,
Не могу так долго ждать,
Буду лето догонять (бег на месте).
Проблемная ситуация «С кем подружиться Бельчонку?»
Воспитатель. Ребята, как же быть бельчонку. Ведь ему грустно. Все его друзья птицы улетели в теплые края. Ему, что теперь придется скучать до самой весны?
Дети. Нет. Не все же птицы улетают в теплые края, только перелетные. Еще в лесу остается много зимующих птиц. Он может с ними подружится.
Воспитатель: Верно, ребята. А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: сорока, воробей, ворона, дятел….
Воспитатель: Я предлагаю вам ребятки, поиграть еще одну игру и называется она «Скажи наоборот».
Закончи предложение:
Воробей маленький, а ворона …
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Снегирь поёт тихо, а сорока …
Воробей маленький, а журавль …
Ворона большая, а синица …
Сова спит днём, а охотится…
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
Голубь тяжелый, а соловей легкий…
У снегиря грудка красная, а у синички…
Воспитатель: Какие вы сообразительные, ребята! Мы с вами выполнили разные задания и можем все вместе написать бельчонку ответ с фотографиями. Думаю, когда бельчонок прочитает наше письмо, то поймет, почему в лесу стало так тихо и все вокруг изменилось!
Ребята, а вы помните, мы с вами весной обыгрывали чувашскую народную сказку? Может, мы снимем видео этой сказки и отправим ее бельчонку, чтобы он долгими, зимними вечерами не скучал по своим друзьям? Думаю, он очень обрадуется такому ответу. А когда будет хорошая погода, мы с вами сходим к нему в гости и угостим его вкусными орехами. Да еще и спросим у него, каких новых друзей он нашел себе. Вы согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"
Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Презентация "Пернатые друзья"Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.
Презентация «Пернатые друзья. Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять...