Наша Родина- Россия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Калмыкова Татьяна Николаевна

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить названия крупных городов и рек РФ. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представления детей о родном городе,

 

Коррекционно-развивающие:

 

Развивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу.

 

Активизировать словарь детей: столица, россияне, Омичи, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент.

 

Воспитательные:

 

Воспитывать: патриотические чувства по отношению к к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.

 

Материалы:

 

Глобус, карта России, изображения президента РФ, герба и флага, выставка рисунков о родном городе, крае, альбомы города Омска, аудиозаписи государственного гимна;

 

Предварительная работа:

 

Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание глобуса, фотографий городов и рек; рассматривание живописных произведений о Родине, д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб», «Иностранный гость Москвы»; сюжетно-ролевые игры «Мы строим город», «Путешествия по городу»; рассматривание открыток об Омске, о Москве.

 

Творческая работа:

 

- рисование городов РФ, Государственного флага

 

- коллективная аппликация «Родной город»

 

- выставка рисунков «Мой Омск»

 

- конструирование «Улицы моего города».

 

-изготовление альбомов «Мой Любимый город Омск!»

 

Ход занятия.

-Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!

 

На ноге стоит одной,

 

Крутит-вертит головой.

 

Нам показывает страны,

 

Реки, горы, океаны.

 

Воспитатель: - Ребята что это такое? (глобус)

 

-А что такое глобус? (модель земли)

 

-А что на нём изображено? (моря, океаны, страны)

 

(глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города).

 

- А какие страны вы знаете?

 

-На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

 

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

 

– Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?

 

Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.

 

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

 

Стихотворение:

 

У каждого листочка, У каждого ручья

 

Есть главное на свете- Есть Родина своя.

 

И там, где мы родились, Где радостно живем,

 

Края свои родные Мы Родиной зовем.

 

Воспитатель: - Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

 

- Человек без Родины что соловей без песни.

 

- Нет в мире краше Родины нашей.

 

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

 

-Тот герой кто за Родину горой.

 

- Жить - Родине служить.

 

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

 

- Родина поучает – Родина выручает.

 

- Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

 

- Граждане России называются … (россияне) .

 

Столица России – город … (Москва) .

 

А какие реки России вы знаете?

 

Город, в котором мы живем, называется … (Омск)

 

Игра в города

 

-Я предлагаю вам сыграть в игру «Я знаю города России». У меня в руках флажок. Кому он в руки попадет, тот и город России назовет (дети становятся в круг, передавая флажок - друг другу, называют города России)

 

-Дорогие ребята, а что нужно сделать что бы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие)

 

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно - в родном городе. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе.)

 

-Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.

 

Упражнение «УЛЫБКА»

 

- Билеты куплены – занимайте места в вагоне. Дети садятся в «поезд»

 

Воспитатель:

 

Мы в поезде сейчас

 

По России едем.

 

Что увидим - всем расскажем,

 

Как домой приедем.

 

- А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем!

 

Пальчиковая игра "Поезд"

 

Это наш веселый поезд,

 

Много в нем вагонов дружных,

 

Всем на свете очень нужных.

 

/быстро соединять пальцы в замок и разъединять/

 

Раз - вагончик, /загнуть один пальчик вниз/

 

Два - вагончик, /загнуть второй пальчик вниз/

 

Три, четыре, пять и шесть. /загнуть по одному четыре пальчика/

 

Есть места, где можно сесть. /загнуть мизинчики/

 

Проходите по порядку /разгинать пальчики по одному/

 

И поехали, ребятки! /потрясти всеми пальчиками/

 

- Первая остановка: «Символы нашей страны – России». Флаг

 

Воспитатель: -У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн).

 

-А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

 

-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). -Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег и на флаге появилась белоснежная полоска.

 

-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).

 

-В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

 

- Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

 

-По утрам над страной встает солнце.» Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.

 

Белый цвет – березка,

 

Синий - неба цвет,

 

Красная полоска –

 

Солнечный рассвет (В. Степанов)

 

Герб России

 

-Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

 

-Что изображено на гербе России?

 

- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.

 

А что это за воин? (дети рассказывают про Георгия Победоносца, и что эта картина символизирует победу добра над злом).

 

А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)

 

А почему он изображен?

 

Воспитатель: Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»

 

Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел - является символом единства и независимости государства.

 

Чтение стихотворения В. Степанова.

 

У России величавой. На гербе орёл двуглавый,

 

Чтоб на запад на восток. Он смотреть бы сразу мог.

 

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

 

Гимн.

 

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.

 

- А что такое гимн? (Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны).

 

А когда может звучать гимн России? Гимн исполняется в особо важных случаях например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях.

 

-Когда звучит гимн страны - нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине.

 

Воспитатель включает гимн России. Дети встают и поют гимн.

 

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна.

 

Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

 

Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Москва – столица России

 

- В каждой стране есть главный город который называют столицей.

 

-А Какой город является столицей России? (Москва).

 

-А как вы думаете, почему Москва является главным городом нашей страны - столицей нашей Родины? (Предположительные ответы детей).

 

-В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздника здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны.

 

- А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).

 

В Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин).

 

«Фотография президента»

 

Здесь Кремль, Здесь Воробьёвы горы

 

И площадь Красная видна. Такой большой старинный город!

 

Гордится им моя страна! Всем городам она глава,

 

Столица Родины – Москва.

 

А какая красивая природа в России. Давайте это покажем!

 

Физкультминутка:

 

Руки подняли и покачали

 

Это – березы в лесу,

 

Руки согнули, кисти встряхнули –

 

Ветер сбивает росу.

 

В стороны руки, плавно помашем,

 

Это к нам птицы летят.

 

Как они сядут, тоже покажем,

 

Руки согнули назад. Молодцы!

 

Третья остановка «Наш город»

 

Воспитатель: Дети, посмотрите мы приехали в родной наш город!

 

Как называется наш город? (Омск)

 

На какой реке стоит Омск? (Иртыш).

 

- К нашему поезду подошел корреспондент газеты «Омская правда», и он хочет задать нам вопросы о нашем городе!

 

Интерактивная технология «Корреспондент».

 

Дети отвечают на вопросы о местах города, края. Презентация альбомов «Мой Любимый город Омск!», которые дети совместно с родителями изготовили к занятию (в альбомах фотографии памятных мест города Омска). Оценивают работы других детей, высказывают свои суждения.

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

 

воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).

 

О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

КВН "Наша Родина Россия" "Наша Родина "Кузбасс"

Сценарий интеллектуального развлечения "Наша Родина Россия"  "Наша Родина Кузбасс" предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет)  Все задания посвящены теме...