Краткосрочный проект "Вода - водичка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Данный проект способствует расширению знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и состояниях воды; конкретизирует знания о свойствах воды (прозрачная, течет, растворяет краски); дети знакомятся с элементарным экспериментированием , у них формируется умение с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 353.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта:
Название проекта: | «Вода, водичка» |
Вид проекта: | Краткосрочный, групповой, познавательно - исследовательский. |
Сроки реализации проекта: | 1 день |
Участники проекта: | Воспитанники младшей группы – 3-4 года, родители (законные представителя) воспитанников, воспитатель |
Проблемы: | В своей практике педагоги часто сталкиваются со следующими проблемами:
|
Цель: | Формирование представлений о свойствах и состояниях воды. |
Задачи: | 1. Вызвать интерес к поисковой деятельности; 2. Расширить представления о свойствах воды (прозрачная, течет, растворяет) и состояниях воды (твердое, жидкое); 3. Развивать навыки элементарного экспериментирования; творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности; 4. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. |
Ресурсы проекта: | Иллюстрации и фотографии; художественная литература; дидактические игры, презентация. |
Ожидаемые результаты: | Для воспитанников:
Для педагогов:
Для родителей (законных представителей).
|
Постановка новой проблемы: | «Тонет – не тонет» |
«В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход».
Актуальность.
В условиях современной быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, уметь использовать их, мыслить самостоятельно, творчески. Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Для него все вновь. Он стремится к активной деятельности.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления, логики, творчества и других сторон личности ребенка.
Цель проекта: формирование представлений о свойствах и состояниях воды.
Задачи:
1. Вызвать интерес к поисковой деятельности;
2. Расширить представления о свойствах воды (прозрачная, течет, растворяет) и состояниях воды (твердое, жидкое);
3. Развивать навыки элементарного экспериментирования; творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
4. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
- Дети проявляют познавательный интерес к экспериментированию и владеют навыками элементарного экспериментирования.
- Дети знакомы с разнообразием свойств и состояния воды.
Для педагогов:
- Внедряют новые методы в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей (законных представителей).
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
- самореализация.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Нормативно-правовое
- Кадровое
- дети
- родители
- воспитатель
- Информационное
- интернет - поиск материала для проведения ООД; знакомство с методическими новинками;
- ноутбук, пользование Интернетом; оформление проекта, наглядной информации в группе; подготовка презентации.
- Методическое и материально-техническое
- методические пособия и книги
- научно-методическая литература
- художественная литература, тематические альбомы
- фотографии
- дидактические игры
- прозрачные емкости для воды, краски, формочки для замораживания, краски.
Краткое содержание проекта:
Данный проект, рассчитан для детей младшей группы, способствует расширению знаний и представлений о свойствах и состояниях воды; конкретизирует знания о свойствах воды (прозрачная, течет, растворяет краски); дети знакомятся с элементарным экспериментированием , у них формируется умение с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Этапы реализации проекта:
Этап проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап подготовительный |
Цель: дать детям знания о переходе воды из одного физического состояния в другое. | Дети входят в проблему |
II этап практический (работа над проектом) | ∙ Рассматривание предметных картинок по данной теме; ∙ Чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», В. Викторов «Умывальная», А.Барто «Девочка чумазая» ∙ Игровые ситуации «Умоем куклу Таню», «Назови, что нужно для умывания»…
| Вживаются в игровую ситуацию. Объединяются в подгруппы с помощью воспитателя. Цикл практических дел. |
III этап заключительный |
| Создание алгоритма: «Вместе» (совместная работа родителей и детей). |
Планирование по образовательным областям
1 | Познавательное развитие | Беседа «Кто опрятен, тот приятен», « Аккуратные зайчата». Рассматривание сюжетных картин; игра «Купание куклы Кати», ООД «Вода - водичка», ООД «Поможем лесным зверям» |
2 | Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры, ситуации «Водичка, водичка» Дидактические упражнения, беседа «Почему нужно мыть руки с мылом». |
Чтение художественной литературы | К. Чуковский « Мойдодыр», чтение потешек о КГН. Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная», А.Барто «Девочка чумазая» | |
3 | Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры «Подбери предметы личной гигиены», «Водичка – водичка» |
Труд | Самообслуживание (правильное мытье рук и лица) | |
Безопасность | Ситуативная беседа «Осторожно лед». | |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков, музыкальная игра «Где же наши ручки» |
Свободное рисование «Ладошки», раскраски по теме «Вода». | ||
5 | Физическое развитие | Подвижная игра «Зайка серый умывается», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Дождик». Комплекс утренней гимнастики "«Птички ходят по водичке», игровое упражнение «Помоги маме постирать платочки» |
Дидактические игры «Помоги рыбкам», «Рыбалка», беседы по формированию культурно - гигиенических навыков, практическое упражнение «Чистые ладошки» | ||
6 | Свободная деятельность | Игры и эксперименты с водой. Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки», просмотр мультфильма «Мойдодыр» |
Работа с родителями
∙ Привлечение родителей к участию в проекте и созданию фотоотчета.
∙ Проведение консультаций с родителями.
∙ Обновление материала в информационном уголке для родителей.
Заключение: Мы с вами сегодня узнали, что лед и вода похожи и не похожи, а еще, что бывают такие моменты, когда лед и вода есть одновременно, когда лед превращается в воду, и наоборот. Помогли лисичке найти воду для чаепития.
ООД «Поможем лисичке»
Цель: формирование у детей знаний о переходе воды из одного физического состояния в другое.
Задачи:
- Вызвать интерес к поисковой деятельности;
- Расширить представления о свойствах воды (прозрачная, течет, растворяет) и состояниях воды (твердое, жидкое);
- Развивать навыки элементарного экспериментирования; творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
- Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Место занятия в программе дошкольного образования:
Тематическая неделя «Я и окружающий мир»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Форма организации: фронтальная, индивидуальная (во время работы детей)
Предварительная работа:
- Наблюдение за комнатными растениями
- Купание куклы, стирка белья
- Игры с игрушками в воде
- Рассматривание картинок «Река зимой», «Вода»
- Д/и и упражнения: «Подбери предметы личной гигиены», «Водичка – водичка», «Купание куклы Кати»
- Чтение стихотворений, потешек о воде.
Дидактическое обеспечение:
Для реализации занятия предлагаются следующие методы:
- Наглядный – слайдовая презентация, рассматривание комнатных растений.
- Словесный - рассказ воспитателя, ответы на вопросы педагога, физкультминутка, рассматривание наглядного материала.
- Практический – полив цветов, игры со льдом и водой, рисование льдом
Средства:
Лисичка (взрослый), два ведерка со льдом, кубики льда, цветные льдинки, ватман
Способы:
- Игровая мотивация;
- Вопросы поискового характера;
- Опыты;
- пальчиковая гимнастика.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Мотивация: постановка проблемы – из леса прибежала лисичка - она пригласила друзей на День рождение, хотела угостить их чаем, но забыла ведерки с водой на всю ночь на улице? Вода замерзла. Как помочь лисичке?
Предполагаемый результат:
Дети
- Проявляют познавательный интерес к экспериментированию и владеют навыками элементарного экспериментирования.
- Знакомы с разнообразным состояния воды.
Рефлексия:
- Свободная деятельность с раскрасками;
- Рассматривание иллюстраций.
Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность детей |
Организационный момент. В группу к ребятам прибегает лисичка (взрослый ) с двумя ведерками, в которых замерзла вода. - Ребята, я пригласила друзей на День рождение, хотела угостить их чаем, но забыла ведерки с водой на всю ночь на улице? Теперь я не смогу угостить друзей чаем? - Как вы думаете, что случились ночью? Почему лисичка не может угостить гостей чаем? - Что делать? (С помощью вопросов подвести к решению проблемы, как помочь лисичке достать воду) Вопросы: - Ребята, перед вами — кувшин с водой. Давайте посмотрим и вспомним, какая бывает вода? Какого она цвета? - Вода имеет форму? (Налить воду в стакан, в банку) - Где можно взять воду? Откуда берется вода? - Может ли вода быть твердой? - А, что в ведёрках у лисички? - Что произошло с водой на улице? - Почему она замерзла? - Чем отличается лёд от воды? - Лёд можно пить как воду? Предложить сесть за столы, в тарелочках у каждого ребенка льдинки. Предложить взять льдинки в руки. - Какой лед? - А какого цвета? - А, что ещё бывает прозрачным? - Попробуем пальчиком погладить наши льдинки. Какие они? - А, что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? - Почему? - Что происходит со льдом в ладошках? - Почему лед в руках тает? - Что может произойти, если долго держать в руках? Чтобы наши ручки согрелись, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику Мы с тобою лёд возьмём И ладошками потрём С пальцев капает вода Подевался лед куда? - Надо пальчики согреть Друг о друга потереть Если рядом друг всегда Не страшны нам холода - Какие у нас ладошки стали ладошки? - А какие ладошки были, когда мы держали льдинки? - Почему наши ладошки стали мокрыми? - Значит, что такое лёд? - Как мы можем помочь лисичке?
- А как мы можем растопить льдинки? (Ставим ведерки на батарею) Лисичка: - «Ребята, вы такие молодцы! Я хочу показать вам сюрприз, который приготовила для вас». (Поднос с цветными льдинками) - Что это? - А какой он? - Ребята, а вы помните, что у лисички сегодня День рождения и я предлагаю нарисовать для нее картину в подарок. Согласны? - А чем мы будем рисовать? - Берите карандаши, краски. (их нет на месте) - Как нам быть? - Я хочу предложить вам нарисовать картину льдом. Попробуем? (Обсуждаем, что будем рисовать) - Замечательная картина у нас получилась. - Ребята, посмотрите, пока мы с вами рисовали, что у нас появилось в ведерках? (вода). - А почему? Что стало со льдом на теплой батарее? - Значит что такое лёд? - Вот Лисичка водичка, для чая. Угощай своих гостей. Поздравляем тебя с Днем рождения. - Давайте споём Лисичке «Каравай» Подведение итогов занятия Сегодня, ребята, мы узнали, что вода – волшебница, и умеет превращаться в лёд. Воспитатель и Лисичка выражают восхищение, как ребята много знают и тем, что смогли помочь. Лисичка благодарит ребят и дарит им зимние раскраски. Прощается и уходит Рефлексия -Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня? - Вы сегодня такие молодцы! Мне тоже было очень интересно узнать много нового про лёд. | Здороваются Вода замерзла, ее нельзя налить. Нужно помочь лисичке. Прозрачная, без цвета, без запаха, холодная, теплая. Нет она жидкая, она принимает форму, того во, что налита Из крана, из тучки, из реки. Да - Нет Вода Замерзла, превратилась в лед Зима, холодно, мороз Он твердый Нет Обследуют льдинки, берут их в руки, рассматривают Твердый, холодный, сырой Прозрачный, нет цвета Стекло Гладкий, скользкий Дорожки, каток Можно поскользнуться и упасть Лёд скользкий Лёд тает Руки теплые Можем замёрзнуть и заболеть. Выполняют гимнастику Сжимаем кулачки Трём ладошки Встряхиваем Разводим руками Приставляем подушечки пальцев Трём подушечки пальцев Ладошки скрепляем в замок Сухие, теплые Мокрые Лед растаял, появилась вода Это вода, которая замерзла Нужно нагреть льдинки, чтобы они растаяли Руками, поставить ведерки на теплую батарею, в горячей воде Лед Красный, желтый, зеленый, синий, белый Да Карандашами, красками Их нет Предлагают варианты Да Рисуют заранее замороженным цветным льдом Вода Он растаял и превратился в воду Это замерзшая вода Отдают Лисичке ведёрки с водой, поют каравай и дарят картину на День рождение. Отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Водичка-водичка"
Познавательно - исследовательский проект разработан для второй группы раннего возраста, с целью формирования начальных экологических представлений....
Краткосрочный проект "Вода на земле"
Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Вода на Земле". ...
Краткосрочный проект "Вода, вода кругом вода"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Краткосрочный проект "Вода-Водичка"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.Первое вещество с которым знакомится ребенок- это вода. Она дает Ребенку приятные ощущ...
Краткосрочный проект "Водичка,водичка..." с детьми младшего дошкольного возраста.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дет...
Краткосрочный проект "Вода, вода, кругом вода".
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста экологической направленности....