Статья Опытно -экспериментальная деятельность
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Радова Татьяна Николаевна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности

Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

 

Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова по применению методики исследовательского обучения дошкольников, Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх по методике формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ, разработала перспективный план, модели познавательно – исследовательских занятий и наглядно – схематический материал.

Для организации опытно – экспериментальной деятельности совместно с родителями преобразовала и пополнила предметно-пространственную среду группы.

Полифункциональность материалов и оборудования в группе:

- преобразование статичной мебели«Кухня» - в "Лабораторию" по опытно - экспериментальной деятельности,

- ширмы со сменяемым панно в соответствии с тематикой познавательно – исследовательских занятий;

- предметы – заместители.

Оборудование уголка экспериментирования:

- набор емкостей различных размеров и форм;

- приборы для определения веса, объема, времени, направления;

- наглядно – схематический материал «Волшебный компьютер» с информацией по изучаемому объекту;

- настольно – печатные игры экологического содержания;

- картотека игр с элементами ТРИЗ, опытов с разными объектами.

Особенности применения элементов методики:

А. И. Савенков предлагает использовать на занятиях карточки с символическими изображениями «методов исследования» как дополнительный источник информации.

Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх разработали методику формирования у дошкольников классификационных навыков на основе технологии ТРИЗ и предлагают использовать для анализа признаков объектов карточки с символическим изображением анализаторов.

Изучив методики, отобрала карточки – схемы, позволяющие детям понять, где собирать информацию и с помощью чего.

«Где»«С помощью чего»:

«Волшебный компьютер»«Что мы можем услышать об объекте»;

«Посмотреть в книгах»;

«Что мы узнаем, потрогав объект»;

«Посмотреть по телевизору» (видеофильм)«Что мы можем увидеть у объекта»;

«Связаться со специалистом».

«Имеет ли объект запах»;

«Подумать самостоятельно» - «Имеет ли объект вкус»;

Адаптировала карточки – схемы для детей среднего дошкольного возраста. При анализе объекта даю словесную инструкцию к карточке – схеме.

Таким образом, в ходе познавательно – исследовательских занятий, у детей формируются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью использую следующие формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование родителей;

- привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;

- оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации «Юные исследователи», памятки «Проведите с детьми дома», рекомендации по созданию уголка экспериментирования дома»;

- тематические родительские собрания;

- открытые мероприятия для родителей;

- реализация детско-взрослых проектов познавательной направленности;

- оформление выставки результатов совместных опытов;

- экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;

- мини исследования на заданную тему в домашних условиях«Умеют ли рыбы говорить»«Есть ли у рыб кровь и какого она цвета?»«Какая бывает бумага»;

- творческие проекты в ходе предварительной работы: оформление коллекций, изготовление игр, поделок из бумаги, дерева, пластмассы и др.

Таким образом, вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в исследовательской деятельности, а так же ясное представление о том, посредством каких методов и приемов происходит познавательное развитие детей.

 

Анализ структуры познавательно-исследовательского

занятия с детьми 4-5 лет.

В ходе совместной деятельности дети опытным путем знакомятся со свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, шуршать, мочить, с назначением бумаги в повседневной жизни. Дети учатся накапливать информацию о предмете опытным путем, опираясь на ранее полученный опыт. В процессе деятельности дети знакомятся с историей бумаги, с разновидностями профессии «художник», с новым знаковым символом «Подумай самостоятельно!» У детей совершенствуется диалогическая речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Предварительная работа к познавательно – исследовательскому занятию проходила через:

познавательные беседы «Как создается бумага»«Что можно сделать из бумаги»«Чтоб деревья нам спасти, ты бумагу береги!»«Как пользоваться салфеткой»;

- изготовление поделок из бумаги совместно с родителями «Дед Мороз и Снегурочка»«Картонная кормушка из коробочек»«Книжка для малышки»;

- рисование на тему«Шапка Деда Мороза»«Рождественская елочка»;

- рассматривание и чтение познавательных сказок «Сказка о бумажном листочке»«Бумажная сказка о храбром солдате», энциклопедии «Всё обо всем»;

опыт «Изготовление бумаги», где поэтапно делали бумагу.

Были использованы следующие материалы и оборудование:

- образцы бумаги разного назначения и вида;

- таз с водой, бумажные цветы;

- продукт предварительного опыта (образец самодельной бумаги);

- карточки – схемы«Волшебный компьютер», восклицательный знак, глаз, ухо, нос, рука,

- фантики в коробке, карандаши, фломастеры, восковые мелки,

- "Секретное письмо" написанное с помощью свечки.

Занятие начинается с организационного момента – появление воспитателя в образе мультипликационного героя «Профессор Чудаков», образ которого был ранее предложен детьми.

Анализ этапов основной части занятия

Знакомство с объектом исследования.

На выставке в лаборатории представлен объект, который дети изучают в процессе совместной деятельности. В данной части использовала следующие методы и приемыактивизация самостоятельного мышления, отгадывание загадок, вопросы, объяснения.

Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей

Методы и приемы: рассматривание и анализ различных образцов бумаги разной формы, цвета и запаха, карточки – схемы по технологии ТРИЗ («Нос - «Имеет ли объект запах», глаз – «Что мы можем увидеть у объекта», уточняющие вопросы, объяснение.

Организация динамической паузы «Мы фантики бумажные»

Проведение опыта №1 «Издает ли звук бумага»«Что мы узнаем, потрогав объект».

Цель: подвести детей к пониманию того, что бумага может издавать звук, может быть разной толщины.

Методы и приемы: сравнение разных видов бумаги, эксперимент с бумагой (шуршит, рвется, издавая звук).

Игра «Бывает – не бывает» (элементы технологии ТРИЗ)

Дети встают в круг. Профессор называет предмет с прилагательным «бумажный». Наталкивая детей наводящими вопросами на рассуждения. Дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Проведение опыта №2 «Можно ли рисовать на бумаге, которую сделали сами?».

Цель: подвести детей к пониманию того, что бумагу можно изготовить самим и опытным путем проверить свои предположения.

Методы и приемы: опора на предварительный опыт, вопросы к детям, эксперимент с бумагой, анализ полученного результата, объяснение нового материала с опорой на наглядность.

Проведение опыта №3 «Вода и бумага»

Цель: формировать у детей представления о том, что все бумажные предметы портятся от встречи с водой, т. к. бумага – материал не прочный.

Методы и приемы: эксперимент с бумагой, наблюдение.

Психологическое упражнение «Любящее сердце»

Цель: способствовать установлению тесного эмоционального контакта с детьми через сюрпризный момент (фокус «Секретное письмо»)

Анализ заключительной части

Вывод:

Дети совместно с педагогом делают вывод об изучаемом объекте с опорой на «Волшебный компьютер», в котором представлен иллюстративный ряд.

Заключение

Проведенная работа благотворно отразилась на познавательном развитии детей:

- дети выделяют основные признаки предмета, составлять рассказы об объектах из 3-4 предложений, «читать» простейшие знаки - символы;

- овладели простейшими навыки обследования объектов с помощью анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание);

- умеют обращаться к различным источникам информации: компьютер, книга, телевизор, специалист;

- устанавливают элементарные причинно – следственные связи между предметами, событиями и явлениями и делают умозаключения;

- высказывания детей стали более чёткими, связными и последовательными;

- повысился интерес детей к совместной образовательной деятельности по познавательному развитию.

 

 

Список литературы:

1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010 .

2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2010 .

3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольниковклассификационных навыков (Технология ТРИЗ)практическое пособие. – М.: Аркти, 2010.

4. А. М. Щетинина «Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика». – М.: ТЦ Сфера, 2011.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...