Проект «Я и природа»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Я и природа»
История возникновения проекта.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, наблюдая за птицами узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека. У детей появились вопросы «Чем природа помогает человеку?», «Как природа может помочь?», «Почему природа помогает?», «Зачем людям нужна помощь от природы?».
Исходя, из интереса детей решили взять тему и разработать экологический проект «Я и природа».
Цель проекта: Сформировать познавательный интерес у детей к миру природы.
Участники проекта: Дети средней группы, педагоги и родители.
Формы и методы работы: педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей .
Срок проведения : Учебный год. Ребёнок должен иметь возможность проследить изменения в жизни растений и животных в разные сезоны.
Задачи проекта:
- Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности.
- Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
- Повысить компетентность родителей и ответственное отношение к экологическому воспитанию ребенка.
- Расширить представления об окружающем мире, имеющие развивающее воспитательное значение.
Методы и приемы работы с детьми и родителями.
тема | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | |||
Сентябрь | ||||||
1. | «Я и природа» | Введение детей и взрослых в проект. Выяснить представления детей о природе, их отношения к ней, заинтересовать проблемой | Беседы. | Анкетирование. Беседа, консультация по созданию стенгазеты «Природу я берегу» | ||
Октябрь | ||||||
1. | Чем питаются растения? | Расширить представления о живой и неживой природе | Занятие | Подбор фотографий «Времена года» | ||
2. | Природа вокруг нас. | Выбор объекта наблюдений и исследования. | Беседы, наблюдения | |||
3. | «Осенний лес» | Формировать потребность и желание активно изучать природный мир | Экскурсия | Поход в лес с детьми. | ||
4. | Поэты о красоте осенней природы | Расширить представления о живой и неживой природе | Вечер поэзии | |||
5. | «Экологический десант» | Приучать детей к труду | Субботник по уборке территории детского сада | Вовлечение родителей в совместный труд. | ||
6. | «Растения нашего двора» | Расширить представления о живой и неживой природе Формировать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями | Оформление выставки, альбомов, рисунков. «Растения нашего двора» со стихами, загадками, рисунками; изготовление гербария растений нашей местности. | |||
7. | «Река рядом» | Правила поведения у реки | беседа | Выставка рисунков, оформление альбома | ||
Ноябрь | ||||||
1. | Что мы знаем о птицах. | Формировать потребность и желание активно изучать природный мир | Занятие | Пословицы и поговорки о птицах. | ||
Оформление альбома «Крылатые гости Сибирского края» | ||||||
2. | Чтение стихотворений о птицах. | Проявлять интерес. | Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций | Помощь в подборе книг и иллюстраций | ||
3. | Заседание «ЭКО клуба» | Сочинение сказки о птицах | ||||
4. | Акция «Столовая для птиц» | Привлечение внимания к нуждам братьев наших меньших | Изготовление и распространение листовок | Практическая помощь в изготовлении кормушек. | ||
5. | «Наши добрые дела» | Забота о зимующих птицах | Поездка в парк молодёжи Развешивание кормушек и постоянное наполнение кормом. | |||
6. | Ведение дневника наблюдений | Подбор примет | ||||
Декабрь | ||||||
1. | Какие звери живут в лесу? | Формировать потребность и желание активно изучать природный мир | занятие | Оформление альбомов «Животные», «Зимний лес» | ||
2. | Животные нашего края | Расширить представление о Животных нашего края. | Экскурсия в музей | |||
3. | Чтение художественной литературы Е.Н. Чарушина, В.В. Бианки | Проявлять интерес к произведениям Чарушина Е.Н. и Бианки В.В. | Выставка рисунков по рассказам Е.Н. Чарушина | Выставка «Мое любимое животное» (рисунки, поделки) | ||
4. | Заседание «ЭКО клуба» | Сочинение рассказов о животных | ||||
5. | Урок доброты «Как человек помогает животным» | Проявлять заботу и бережное отношение человека к животным. | Занятие | |||
6. | Панорама зимнего леса | Формировать представление о панораме зимнего леса. | Изготовление поделок | |||
7. | Ветер, ветер, ты могуч…. . | Формировать умение в изготовлении вертушек, и наблюдение за направлением ветра. | Наблюдения за ветром | Изготовление вертушек дома | ||
8. | Ведение дневника наблюдений | Подбор примет, пословиц | ||||
Январь | ||||||
1. | Что такое рукотворный мир? | Выбор объекта наблюдений и исследования | Беседа, рассматривание иллюстраций и предметов | |||
2. | Как природа помогает человеку? | Уточнить с детьми какую помощь может природа оказать человеку | Занятие-исследование | |||
3. | Природа в жизни человека. | Расширить представления о природе жизни человека | Опытническая деятельность | |||
4. | «Золотые руки мастеров» | Формировать умение изготовить поделки из бросового материала. | Выставка поделок из природного и бросового материала | |||
5. | Ведение дневника наблюдений | Подбор примет, пословиц | ||||
Февраль | ||||||
1. | Что мы знаем о воде? Говорят, она везде! | Формировать потребность и желание активно изучать воду. | Занятие - исследование | Подбор картин, иллюстраций, литературы. | ||
2. | Какая она – вода? | Расширить представление о свойстве воды. | Опыты, моделирование | |||
3. | Заседание «ЭКО клуба» | Сочинение рассказа «Мое путешествие по воде» | ||||
4. | Выставка рисунков «Этот чудесный подводный мир» | Проявлять творческого интереса в изготовлении « «Аквариумов» | Изобразительная деятельность детей | Изготовление «Аквариумов» из бросового материала. | ||
5. | Ведение дневника наблюдений | Подбор примет, пословиц | ||||
Март | ||||||
1. | Самая печальная книга природы. | Привлечение внимания к книге. | Знакомство с Красной книгой | Помощь в создании Красной книги | ||
2. | Акция «Мусор-проблема №1». | Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Проявлять желание бережного отношения к природе. | Показать, какой ущерб наносят отходы посёлку . | Консультация. Создать рекламные листовки для мусорных урн: «Пусть посёлок будет чистым!». | ||
3. | Разучивание пальчиковой гимнастики о природе. | Проявление интереса. | ||||
4. | Ведение дневника наблюдений | Подбор примет, пословиц | ||||
Апрель | ||||||
1. | Консультация «Природа вокруг нас» | Активно отражать свои впечатления о природе в творческой деятельности | Итоговая беседа | информировать родителей об экологическом воспитании в детском саду, на прогулках, на экскурсиях | ||
2. | Ведение дневника наблюдений | Подбор примет, пословиц | ||||
Май | ||||||
1. | Мастер- класс «Семья и природа» | Активно отражать свои впечатления о творческой деятельности .Формировать желание активно изучать природный мир. | Участие в мастер-классе | |||
Ожидаемые результаты:
Проект позволит:
Детям:
- Расширить представления о живой и неживой природе.
- Проявить желание бережного отношения к природе.
- Повысить познавательный интерес.
- Формировать потребность и желание активно изучать природный мир.
- Формировать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями.
- Активно отражать свои впечатления о природе в творческой деятельности.
Родителям:
В результате проведения совместных мероприятий: экскурсий, консультаций, досугов, праздников, развлечений, повысить уровень знаний в области экологического воспитания, применить данные знания и умения в семье. Посвящать свой досуг развлечениям с детьми на природе, которые будут способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье.
Список литературы.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
- Газета «Дошкольное образование».
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Журнал «Обруч».
Приложения
Приложение 1
Мастер-класс «Семья и природа».
Цель:Сформировать у родителей положительное и ответственное отношение к природе.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для общения родителей друг с другом.
- Обобщать и пропагандировать успешный семейный опыт в организации семейного отдыха на природе с использованием различных подвижных игр,использовать экспериментирование в исследовательской деятельности детей, привлечения ребенка к правилам безопасного поведения на природе.
- Расширить представления о значимости экологического развития детей.
Предварительная работа: консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, рисунки о правилах поведении на природе, фотовыставка «Семейные традиции, отдыха на природе».
Приглашение родителям.
Мир, окружающий ребёнка - это прежде всегда мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
Уважаемые (Ф.И.О. каждого родителя) 20 марта, 18-00 часов будем рады видеть Вас на встрече посвященной экологическому воспитанию детей! Вы сможете получить интересующую Вас информацию и полезные практические советы.
Ход мастер-класса:
В. Орлова
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Всё – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород.
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Уважаемые родители, дети, гости, коллеги. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы узнать много нового и интересного, как можно использовать художественное слово в наблюдении в природе, как организовать спортивные мероприятия,отдыхая с детьми на природе, как использовать эксперименты по ознакомлению детей с природой.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Стихи … семья, расскажет и покажет, как приятно отдыхать на природе.
- Семья …организовывает различные спортивные мероприятия, подвижные игры.
Подвижные игры с детьми на природе порадуют не только самих детей, но и их родителей. Выезжая всей семьей на пикник, можно устроить «Веселые старты», а потом дружно скушать «призы». В подвижные игры можно играть и вдвоем-втроем, но, конечно же, чем больше игроков – тем веселей проходит игра. В какие же подвижные игры можно поиграть с детьми на природе?
Предлагает поиграть:
- «Море волнуется раз...» - тоже очень веселая игра из нашего детства. Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море».
- Всевозможные эстафеты – неисчерпаемый источник веселья. Эстафета – командная игра, обычно участвуют две команды по 4-6 человек. В зависимости от возраста детей уровень сложности эстафет может быть разным. Например, можно по очереди проходить «полосу препятствий», чья команда быстрее – та и объявляется победителем. Если усложнить задачу, например, прыгать в мешке, без помощи рук переносить какой-нибудь предмет, наполнять маленькой чашкой большой сосуд – игра станет еще интереснее.
- Многие из игр основаны на том, что ведущий произносит некоторые слова и показывает соответствующие движения, а дети за ним их повторяют.
«Как живешь»
Как живешь? Вот так.
А плывешь? Вот так.
Ждешь ответ? Вот так.
Машешь вслед? Вот так.
Как бежишь? Вот так.
Утром спишь? Вот так.
Вдаль глядишь? Вот так.
Как шалишь? Вот так.
Есть ещё немало интересных и увлекательных коллективных подвижных игр и спортивных конкурсов, которые можно устраивать на природе. Так что выбирайте, играйте, и пусть при наступлении очередной холодной зимы у вас будет, что вспомнить о минувших летних каникулах или отпуске.
«Осень».А. Н. Майков
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
- Семья …. поделится с нами как, наблюдая за явлениями природы, используют художественное слово.
Семья презентует:
Гуляя с ребенком в парке осенью, любуясь красками осени, мама процитировала стихотворение Пушкина «Унылая пора очей очарованья». Сыну очень понравилось, я рассказала, что Александр Сергеевич Пушкин так увидел осень и описал её в своём произведении. Он рассказал мне стихотворение, которое учили в детском саду. Теперь, когда мы собираемся гулять, я готовлю стихотворение чтобы порадовать своего ребенка и научить видеть красоту природы.
Стихи: «Белая береза под моим окном» С. Есенин, «Унылая пора очей очарованья» А. Пушкин, «Холодно» О. Высотская, «Осень» Бальмонт,
«Весна» Плещеев.
Русские народные потешки «Сорока, сорока», «Огуречик, огуречик», «Солнышко-ведрышко».
* * *А. С. Пушкин
...Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Семья …. поделится опытом, как они используют эксперименты по ознакомлению детей с природой.
Однажды, гуляя с ребенком во дворе, он спросил у меня: « Что такое лед?» Я решила наглядно показать, мы принесли лед домой и наблюдали, что с ним происходит. Сыну очень понравился опыт, и мы решили их продолжать.
-Вода не имеет формы.
Разливаем воду в различные формы и рассматриваем, что происходит с водой. Делаем выводы, что вода принимает форму сосуда, в который её наливают.
- Превращение в воду (снег)
Приносим снег домой, рассматриваем какой он? (холодный, белый, чистый или грязный) и наблюдаем, что с ним происходит. Появляется вода, какая она? (грязная) Проводим беседу «Что может произойти, если будешь брать его в рот»
-Иней (как сделать иней самим).
Мы рассматривали деревья в инее и решили сделать иней сами. В морозную погоду вынесли кастрюлю с кипятком на улицу. Подержали веточку над паром и на ней стали появляться кристаллики, Гриша был в восторге.
Уважаемые родители, дети, гости наш мастер- класс подошел к завершению, мне очень хотелось услышать ваши отзывы, предложения, пожелания (педагог предлагает ответить на вопросы:)
- Чем оказалось полезным данное мероприятие?
- Что понравилось больше и почему?
- Почему не применяли раньше?
Результат показал, что данное мероприятие оказалось полезным молодым родителям. Они узнали, как использовать художественное слово в процессе наблюдения в природе. Какие эксперименты можно проводить в домашних условиях. Очень понравился эксперимент с инеем, подвижные игры, которые можно использовать на природе. Родители узнали, чтов ходе экспериментирования формируется мышление ребенка, обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, воспитываются нравственные навыки любить и бережно относиться к природе.
В дальнейшем мы решили продолжить сотрудничество в области экологического развития детей:
- Круглый стол «Опасности в природе».
- Подбор детской литературы, методической литературы для родителей.
- Индивидуальные консультации.
- Подбор игр на воздухе.
- Картотека экспериментов, опытов согласно возрасту детей.
- Совместный досуг «Дети и природа».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Живая душа природы"
Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов.Проект "Живая ду...
Познавательный проект - Жалобная книга природы
Актуальность-Природа наше богатство.Стебель-это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Человек- это часть природы.«Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы.В гор...
Методический материал к проекту "Чудеса в природе"
НОД к проекту "Чудеса природы"...
Детско-родительский проект "Юные защитники природы"
для детей подготовительной группы...
"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")
Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....
Проект "Молодые исследователи природы" Всероссийской акции "Россия - теория "Эколята- молодые защитники природы"
участие во Всероссийском конкурсе "Эколята"...
«Базовые национальные ценности» Номинация «Социальный проект» на тему: «Природа» «Природа Краснодарского края».
Цель проекта: познакомить с природой Краснодарского края, её многообразием, редкими и лекарственными растениями края. Формировать представления о редких животных, об охране природы края....