Проект "Приволжск – мой родной город"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Сергеевна Голубева

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privolzhsk_-_moy_rodnoy_gorod.docx793.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Приволжск – мой родной город

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Возраст участников проекта: 6 лет.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Проблема: Многие родители уделяют недостаточно внимания знакомству детей с городом, его достопримечательностями, известными людьми. Поэтому дети не владеют  достаточной информацией о Приволжске.

Актуальность: Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного  города, своего народа.  Еще Д. С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры родного края». Таким образом, любовь к своей стране начинается с любви к месту, где родился и вырос – со своей малой Родины.

Цель проекта:

Приобщить детей к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:

Для детей

Образовательные

- формирование представлений  детей  о родном городе;

- учить видеть историю города вокруг себя:  в домах,  которые окружают, в названиях улиц;

- расширение знаний  детей о растительном и животном мире города;

- формирование  бережного  отношения  к  достопримечательностям родного города.

Развивающие

- развитие  связной речи, обогащение и активизация  словаря детей;

- развитие воображения;

- развитие  у детей  умения работать в коллективе, сотрудничать, договариваться.

Воспитательные

- воспитание любви к родному городу;

-  воспитание  умения  восхищаться красотой города Приволжск.

 Для родителей

- включение родителей в воспитательно–образовательный процесс;

- включение в совместную деятельность  с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – изучение научной и методической литературы, сбор, анализ, систематизация информации о городе, составление плана работы, создание развивающей среды, подбор игр и оборудования.

Основной этап – совместная деятельность детей и воспитателя с  подключением родителей.

Завершающий – подведение итогов проекта.

Проектная деятельность выражена через:

- основной вид детской деятельности – игру;

- рассматривание фото архивов;

- посещение памятных мест, экскурсии;

- совместную деятельность детей, педагога, родителей.

Ожидаемые результаты:

-  обогащенные и систематизированные знания детей о городе;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной темы;
- участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
-  использование разработанных дидактических и методических материалов в дальнейшей работе.

Организация деятельности с детьми

- Сюжетно-ролевые игры: «Мы экскурсоводы», «Нужные профессии», «Мы строители», «Библиотека», «В магазине».

- Дидактические игры: «Здания города Приволжска», «Собери герб», «Собери картинку (достопримечательности города)», «Путешествие по городу Приволжску», «Кому, что нужно для работы», «Найди животное нашего края», «Что растет в родном крае», «С какого дерева листочек». Лабиринт «Прогулка по Приволжску».

- Беседы: «Знаешь ли ты свой город», «Что я видел по дороге в детский сад», «Любимое место в городе», «Дом в котом я живу», «Улица полна неожиданностей (ПДД)»,  «Как город сделать чище», «Интересные уголки родного города», «Профессия моих родителей», «Что делать, если ты потерялся?», «Почему мост через реку Таху назвали Мухиным?».

 Художественно-эстетическое развитие:

- рисование «Дом, в котором я живу»;

- рисование «Осень в Приволжске»;

- конструирование из бумаги «Улица  города»;

- оформление альбома «Мой любимый город»;

- Конструирование из строительного материала «Мухин мост».

   Чтение художественной литературы: В. Степанов «Мы живем в России», Пришвин М.М. «Моя Родина», Ушинский К.Д. «Наше Отечество», С.Михалков «Моя улица», Александрова З.Н. «Родина».

- Экскурсия по улицам города.

- Экскурсия в детскую библиотеку.

 Работа с родителями:

- консультация «Как знакомить детей с городом?»;

- сбор фотографий города Приволжска.

Итоговое мероприятие викторина «Знатоки города».

Результат проекта:

В результате совместной работы детей и взрослых по проекту дети расширили свои представления о малой Родине - о родном городе, у детей возник интерес к истории города, дети проявили свои творческие способности.

План реализации проекта

Понедельник

Утро:

Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».

Беседа: «Знаешь ли ты свой город» (с использованием фотографий города) Цель: выявить уровень знаний детей по теме.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине» Цель: закреплять умение создавать игровую обстановку, распределять роли, пользоваться предметами -заместителями.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек» Цель: Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать  словарный  запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Чтение В. Степанов "Мы живем в России". Цель: развивать интерес к художественной литературе, воспитывать гордость за свою страну.

НОД

Ознакомление с миром природы: «Родная природа» Цель: Уточнить представление о лесах, лугах, полях; закреплять умение находить общие и отличительные признаки; воспитывать любовь к родной природе.

Безопасность: «Что делать если ты потерялся?» Цель: дать детям представления о правилах поведения на улице; учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся; способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

ПРОГУЛКА

Наблюдение - рассматривание таблички на здании детского сада с указанием его адреса. Цель: закреплять знание адреса детского сада, о его месторасположении в городе.

Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: упражнять в беге, развивать двигательную активность. Индивидуальная работа: бег между предметами. Цель: развивать ловкость. Труд на участке: сбор опавших листьев с разных деревьев; природного материала.

Сюжетно-ролевая игра «Новоселье». Цель: совершенствовать умение отражать в игре впечатления от окружающей жизни, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Работа перед сном: пальчиковые игры: «Кто живет в моей квартире?», «Новый дом», «Наша страна».

Вечер:

Гимнастика после сна.

Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Цель: формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре,  ответственности, дружелюбия.

Дидактические игры: Лабиринт «Прогулка по Приволжску», «Здания города Приволжска».

Рассматривание фотографий города.

Раскрашивание раскрасок: «Семья», «Дом».

Прогулка.

Вторник:

Утро

Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».

Беседа: «Что я видел по дороге в детский сад». Цель: Продолжать работу по активизации и  расширению словаря. Формировать познавательный интерес. Развивать наблюдательность. Учить делиться полученными впечатлениями.

Рассматривание иллюстраций с видами города и его достопримечательностями. Дидактическая  игра "Собери герб". Цель: закрепить представление детей о гербе родного города. Пальчиковая гимнастика "Ветер по лесу летал". Цель: развивать мелкую моторику, речь. 

НОД

Физическое развитие.

Ознакомление с окружающим миром: «Такие разные дома». Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилых строений.

Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Дом, в котором я живу»  Цель: Учить изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементах.

ПРОГУЛКА

Наблюдение за рябиной. Цель: совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений, расширять представления о лиственных деревьях. Беседа: «Как город сделать чище?». Труд: сбор опавших листьев. Цель: продолжать формировать трудовые навыки. Подвижная игра «Совушка» Цель: упражнять в беге, развивать двигательную активность.

Работа перед сном: чтение Пришвин М.М. «Моя Родина».

Вечер:

Гимнастика после сна.

Работа над созданием альбома «Мой любимый город».

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» Цель:  Закрепить представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

Раскрашивание раскрасок, игры со счетными палочками, строительным материалом.

Прогулка.

Среда

Утро:

Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».

Беседа: «Улица полна неожиданностей» (ПДД) Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. 

Чтение К.Ушинский   «Наше отечество».

НОД:

Художественно-эстетическое развитие (музыка).

Экскурсия по улицам города. В библиотеку.

Работа перед сном: Беседа: «Что мне понравилось на экскурсии?»

Вечер:

Гимнастика после сна.

Работа над альбомом «Мой любимый город».

Сюжетно-ролевая игра «Мы экскурсоводы» Цель: Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь, пополнять представление о городе.

Дидактическая игра «Путешествие по городу Приволжску». Цель: Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

Рисование по замыслу детей, штриховки, раскраски.

Четверг

Утро

Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».

Беседа: «Почему мост через реку Таху назвали Мухиным?».

Конструирование из строительного материала «Мухин мост».

Рассматривание рисунков детей на тему: «Любимое место в городе».

НОД:

Физическое развитие.

Речевое развитие: составление рассказа на тему «Мое любимое место в городе». Цель: закрепление знаний детей о родном городе.

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Осень в городе». Цель:  

учить создавать образ деревьев осенью, делать листья, траву из цветной бумаги, сложенной гармошкой, небо - техникой обрывания бумаги.

Прогулка

Целевая прогулка к цветнику. Цель: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений. Труд – очистим участок от опавшей листвы.  Подвижная игра  «Кто быстрее до флажка?».  Цель: упражнять в беге. Сюжетно ролевая игра "Машины нашего города". Цель: совершенствовать умение отражать в игре впечатления от окружающей жизни, распределять роли, вести ролевые диалоги.

Работа перед сном: чтение С.Михалков «Моя улица», З.Н. Александрова «Родина». Беседа с детьми о том, что поэты и писатели передавали любовь к Родине в своих произведениях.

Вечер

Гимнастика после сна.

Рассматривание предметных картинок на тему «Профессии».  Беседа с детьми о профессиях родителей. Раскрашивание картинок «Профессии». Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Прогулка.

Пятница

Утро

Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».

Беседа «Моя дорога в детский сад». Цель: расширять представления о родном городе, развивать умение высказывать свое мнение. Сюжетно – ролевая  игра "Детский сад". Цель: совершенствовать умение распределять роли, создавать игровую обстановку.

Дидактические игры «Собери картинку», лото «Растения и животные нашего края».

НОД

Художественно-эстетическое развитие (музыка).

Конструирование из бумаги «Улица  города». Цель: учить выполнять «постройку», передавая характерные особенности разных сооружений, соотносить по размеру с работами сверстников, закреплять навыки коллективной работы (напомнить правила поведения при выполнении коллективной работы), закрепить знание слов: тротуар, дорога, проезжая часть.

Прогулка

Наблюдения за погодными изменениями. Цель: совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений. Подвижная игра "Эстафета парами". Цель: совершенствовать навык бега парами, согласования своих действий с действиями товарища. Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору.

Работа перед сном: Чтение наиболее понравившихся стихов о родине. Пальчиковые игры.

Вечер

Гимнастика после сна.

Итоговое мероприятие викторина «Знатоки города». Цель: закреплять знания о Приволжске,  расширять кругозор, словарный запас, развивать внимание, память, мышление.

Прогулка.

Список литературы:


1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера,1999.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004.
3. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Москва,«МозаикаСинтез»,2015.
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в  подготовительной к школе группе детского сада, Москва, «Мозаика Синтез»,2016.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва, «Мозаика Синтез», 2015.

6. Шорыгина  Т.А. Моя семья методическое пособие. Москва, Издательство «ТЦ СФЕРА», 2012.

7. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Москва, «ТЦ СФЕРА», 2015

8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва, «ВАКО»,2013

Консультация для родителей

Тема: «Как знакомить детей с городом»

http://www.koenigbicycle.ru/photos2006/v0616191.jpg

Уважение и любовь к своей Родине, стране, народу закладывается в детстве. В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей. Познакомьте своего ребенка с его родным городом.

Начать знакомство с городом лучше всего со своей улицы. Расскажите ребенку, почему  улица носит свое имя. В честь какого человека или события она названа. Проходя по другим улицам, объясняйте и их имена. Рассказывайте о домах, построенных вокруг, обращайте внимание на материал, из которых возведены постройки, на высоту зданий, на наличие балконов и других украшений.  С детьми  можно поговорить про магазины, аптеки, больницы, почту, парикмахерские и автобусные остановки. Зайти в них. Поговорите о том, для чего они служат.

Показывайте ему интересные постройки, чугунные заборчики, красивые скамейки и необычные фонари или балкончики. Рассмотрите витрины магазинов.

Но прогулка должна быть не только развлекательной. Она должна быть еще и познавательной. Попросите малыша описать место, в котором он находится. Пусть ребенок расскажет вам о том, что он видит вокруг, нравится ли ему здесь. Такие рассказы будут развивать речь и мышление вашего ребенка.

Рассказывайте ребенку, как называются деревья, цветы, растения. Обращайте внимание ребенка на грязь, ручейки и лужи. Отмечайте сезонные изменения в природе. Пожелтели листья - значит скоро осень. Тает снег и появились лужи - пришла весна.

Гуляя по городу, учите ребенка правилам дорожного движения. Познакомьте с сигналами светофора, с правилами перехода по зебре. Научите быть внимательным и осторожным.

Знакомьте ребенка с памятниками, время от времени посещайте музей города. Посмотрите, какой у нас замечательный парк! Обязательно приходите играть с детьми в наш городской парк (Сад Текстильщик). Развлечения могут быть частью экскурсий по родному городу. Ведь ребенку будет не интересно весь день бродить по улицам и рассматривать наличники и ворота. Идем в парк и попутно изучаем город!

Не забывайте фотографировать ребенка во время прогулок и экскурсий. При просмотре фотографий спрашивайте ребенка, где вы гуляли. Пусть ребенок рассказывает, что он видит кроме себя на фотографии. Где это было. Что еще вокруг построено. Все это разовьет внимательность ребенка, а так же будет ему хорошим воспоминанием о детстве.

Дошкольное детство - пора открытий. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому и неизведанному.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20181009_114516.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ознакомления с родным городом.

Оглавление.Введение в проект•        Актуальность•        Составные противоречия проекта•...

Практико-ориентированный проект: «Самара - мой родной город».

Развитие познавательной деятельности ребенка через формирование знаний о родном городе....

Проект "Осень в родном городе"

Актуальность темы:Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает с...

Детский исследовательский проект «По улочкам родного города»

Однажды в детском саду наша воспитательница дала нам задание узнать, на какой улице мы живем. Когда мама сказала мне, что наша улица называется Васильева, мне стало интересно в честь кого она так назв...

Проект "Путешествие по родному городу"

Проект «Путешествие по родному городу». Тема: «Знакомство с Самарой»Цель:Продолжать знакомить детей со своей малой Родиной с Самарой. Учить детей узнавать и называть знакомые места в городе, знам...

Презентация к проекту "Приволжск - мой родной город".

quot;Нет в мире лучше родного края"  - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомство детей с малой Родиной начинается еще в дошкольном возрасте. Эти знания помогут детям правильно распо...

Исследовательский проект по истории родного города проект для детей старшей группы № 22 «Мой город любимый - Ростов-на-Дону»

Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории возникновения и становления родного города, обычаев местного населения Дона, родно...