Проект "Приволжск – мой родной город"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privolzhsk_-_moy_rodnoy_gorod.docx | 793.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Приволжск – мой родной город
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст участников проекта: 6 лет.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Проблема: Многие родители уделяют недостаточно внимания знакомству детей с городом, его достопримечательностями, известными людьми. Поэтому дети не владеют достаточной информацией о Приволжске.
Актуальность: Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного города, своего народа. Еще Д. С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры родного края». Таким образом, любовь к своей стране начинается с любви к месту, где родился и вырос – со своей малой Родины.
Цель проекта:
Приобщить детей к истории и культуре родного города.
Задачи проекта:
Для детей
Образовательные
- формирование представлений детей о родном городе;
- учить видеть историю города вокруг себя: в домах, которые окружают, в названиях улиц;
- расширение знаний детей о растительном и животном мире города;
- формирование бережного отношения к достопримечательностям родного города.
Развивающие
- развитие связной речи, обогащение и активизация словаря детей;
- развитие воображения;
- развитие у детей умения работать в коллективе, сотрудничать, договариваться.
Воспитательные
- воспитание любви к родному городу;
- воспитание умения восхищаться красотой города Приволжск.
Для родителей
- включение родителей в воспитательно–образовательный процесс;
- включение в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – изучение научной и методической литературы, сбор, анализ, систематизация информации о городе, составление плана работы, создание развивающей среды, подбор игр и оборудования.
Основной этап – совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Завершающий – подведение итогов проекта.
Проектная деятельность выражена через:
- основной вид детской деятельности – игру;
- рассматривание фото архивов;
- посещение памятных мест, экскурсии;
- совместную деятельность детей, педагога, родителей.
Ожидаемые результаты:
- обогащенные и систематизированные знания детей о городе;
- формирование устойчивого интереса к изучению данной темы;
- участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
- использование разработанных дидактических и методических материалов в дальнейшей работе.
Организация деятельности с детьми
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы экскурсоводы», «Нужные профессии», «Мы строители», «Библиотека», «В магазине».
- Дидактические игры: «Здания города Приволжска», «Собери герб», «Собери картинку (достопримечательности города)», «Путешествие по городу Приволжску», «Кому, что нужно для работы», «Найди животное нашего края», «Что растет в родном крае», «С какого дерева листочек». Лабиринт «Прогулка по Приволжску».
- Беседы: «Знаешь ли ты свой город», «Что я видел по дороге в детский сад», «Любимое место в городе», «Дом в котом я живу», «Улица полна неожиданностей (ПДД)», «Как город сделать чище», «Интересные уголки родного города», «Профессия моих родителей», «Что делать, если ты потерялся?», «Почему мост через реку Таху назвали Мухиным?».
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование «Дом, в котором я живу»;
- рисование «Осень в Приволжске»;
- конструирование из бумаги «Улица города»;
- оформление альбома «Мой любимый город»;
- Конструирование из строительного материала «Мухин мост».
Чтение художественной литературы: В. Степанов «Мы живем в России», Пришвин М.М. «Моя Родина», Ушинский К.Д. «Наше Отечество», С.Михалков «Моя улица», Александрова З.Н. «Родина».
- Экскурсия по улицам города.
- Экскурсия в детскую библиотеку.
Работа с родителями:
- консультация «Как знакомить детей с городом?»;
- сбор фотографий города Приволжска.
Итоговое мероприятие викторина «Знатоки города».
Результат проекта:
В результате совместной работы детей и взрослых по проекту дети расширили свои представления о малой Родине - о родном городе, у детей возник интерес к истории города, дети проявили свои творческие способности.
План реализации проекта
Понедельник
Утро:
Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».
Беседа: «Знаешь ли ты свой город» (с использованием фотографий города) Цель: выявить уровень знаний детей по теме.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине» Цель: закреплять умение создавать игровую обстановку, распределять роли, пользоваться предметами -заместителями.
Дидактическая игра «С какого дерева листочек» Цель: Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Чтение В. Степанов "Мы живем в России". Цель: развивать интерес к художественной литературе, воспитывать гордость за свою страну.
НОД
Ознакомление с миром природы: «Родная природа» Цель: Уточнить представление о лесах, лугах, полях; закреплять умение находить общие и отличительные признаки; воспитывать любовь к родной природе.
Безопасность: «Что делать если ты потерялся?» Цель: дать детям представления о правилах поведения на улице; учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся; способствовать развитию осторожности, осмотрительности.
ПРОГУЛКА
Наблюдение - рассматривание таблички на здании детского сада с указанием его адреса. Цель: закреплять знание адреса детского сада, о его месторасположении в городе.
Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: упражнять в беге, развивать двигательную активность. Индивидуальная работа: бег между предметами. Цель: развивать ловкость. Труд на участке: сбор опавших листьев с разных деревьев; природного материала.
Сюжетно-ролевая игра «Новоселье». Цель: совершенствовать умение отражать в игре впечатления от окружающей жизни, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Работа перед сном: пальчиковые игры: «Кто живет в моей квартире?», «Новый дом», «Наша страна».
Вечер:
Гимнастика после сна.
Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Цель: формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, ответственности, дружелюбия.
Дидактические игры: Лабиринт «Прогулка по Приволжску», «Здания города Приволжска».
Рассматривание фотографий города.
Раскрашивание раскрасок: «Семья», «Дом».
Прогулка.
Вторник:
Утро
Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».
Беседа: «Что я видел по дороге в детский сад». Цель: Продолжать работу по активизации и расширению словаря. Формировать познавательный интерес. Развивать наблюдательность. Учить делиться полученными впечатлениями.
Рассматривание иллюстраций с видами города и его достопримечательностями. Дидактическая игра "Собери герб". Цель: закрепить представление детей о гербе родного города. Пальчиковая гимнастика "Ветер по лесу летал". Цель: развивать мелкую моторику, речь.
НОД
Физическое развитие.
Ознакомление с окружающим миром: «Такие разные дома». Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилых строений.
Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Дом, в котором я живу» Цель: Учить изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементах.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за рябиной. Цель: совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений, расширять представления о лиственных деревьях. Беседа: «Как город сделать чище?». Труд: сбор опавших листьев. Цель: продолжать формировать трудовые навыки. Подвижная игра «Совушка» Цель: упражнять в беге, развивать двигательную активность.
Работа перед сном: чтение Пришвин М.М. «Моя Родина».
Вечер:
Гимнастика после сна.
Работа над созданием альбома «Мой любимый город».
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» Цель: Закрепить представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.
Раскрашивание раскрасок, игры со счетными палочками, строительным материалом.
Прогулка.
Среда
Утро:
Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».
Беседа: «Улица полна неожиданностей» (ПДД) Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Чтение К.Ушинский «Наше отечество».
НОД:
Художественно-эстетическое развитие (музыка).
Экскурсия по улицам города. В библиотеку.
Работа перед сном: Беседа: «Что мне понравилось на экскурсии?»
Вечер:
Гимнастика после сна.
Работа над альбомом «Мой любимый город».
Сюжетно-ролевая игра «Мы экскурсоводы» Цель: Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь, пополнять представление о городе.
Дидактическая игра «Путешествие по городу Приволжску». Цель: Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.
Рисование по замыслу детей, штриховки, раскраски.
Четверг
Утро
Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».
Беседа: «Почему мост через реку Таху назвали Мухиным?».
Конструирование из строительного материала «Мухин мост».
Рассматривание рисунков детей на тему: «Любимое место в городе».
НОД:
Физическое развитие.
Речевое развитие: составление рассказа на тему «Мое любимое место в городе». Цель: закрепление знаний детей о родном городе.
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Осень в городе». Цель:
учить создавать образ деревьев осенью, делать листья, траву из цветной бумаги, сложенной гармошкой, небо - техникой обрывания бумаги.
Прогулка
Целевая прогулка к цветнику. Цель: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений. Труд – очистим участок от опавшей листвы. Подвижная игра «Кто быстрее до флажка?». Цель: упражнять в беге. Сюжетно ролевая игра "Машины нашего города". Цель: совершенствовать умение отражать в игре впечатления от окружающей жизни, распределять роли, вести ролевые диалоги.
Работа перед сном: чтение С.Михалков «Моя улица», З.Н. Александрова «Родина». Беседа с детьми о том, что поэты и писатели передавали любовь к Родине в своих произведениях.
Вечер
Гимнастика после сна.
Рассматривание предметных картинок на тему «Профессии». Беседа с детьми о профессиях родителей. Раскрашивание картинок «Профессии». Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Прогулка.
Пятница
Утро
Утренняя гимнастика «Машины едут по городу».
Беседа «Моя дорога в детский сад». Цель: расширять представления о родном городе, развивать умение высказывать свое мнение. Сюжетно – ролевая игра "Детский сад". Цель: совершенствовать умение распределять роли, создавать игровую обстановку.
Дидактические игры «Собери картинку», лото «Растения и животные нашего края».
НОД
Художественно-эстетическое развитие (музыка).
Конструирование из бумаги «Улица города». Цель: учить выполнять «постройку», передавая характерные особенности разных сооружений, соотносить по размеру с работами сверстников, закреплять навыки коллективной работы (напомнить правила поведения при выполнении коллективной работы), закрепить знание слов: тротуар, дорога, проезжая часть.
Прогулка
Наблюдения за погодными изменениями. Цель: совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений. Подвижная игра "Эстафета парами". Цель: совершенствовать навык бега парами, согласования своих действий с действиями товарища. Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору.
Работа перед сном: Чтение наиболее понравившихся стихов о родине. Пальчиковые игры.
Вечер
Гимнастика после сна.
Итоговое мероприятие викторина «Знатоки города». Цель: закреплять знания о Приволжске, расширять кругозор, словарный запас, развивать внимание, память, мышление.
Прогулка.
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера,1999.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004.
3. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Москва,«МозаикаСинтез»,2015.
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада, Москва, «Мозаика Синтез»,2016.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва, «Мозаика Синтез», 2015.
6. Шорыгина Т.А. Моя семья методическое пособие. Москва, Издательство «ТЦ СФЕРА», 2012.
7. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Москва, «ТЦ СФЕРА», 2015
8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва, «ВАКО»,2013
Консультация для родителей
Тема: «Как знакомить детей с городом»
Уважение и любовь к своей Родине, стране, народу закладывается в детстве. В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей. Познакомьте своего ребенка с его родным городом.
Начать знакомство с городом лучше всего со своей улицы. Расскажите ребенку, почему улица носит свое имя. В честь какого человека или события она названа. Проходя по другим улицам, объясняйте и их имена. Рассказывайте о домах, построенных вокруг, обращайте внимание на материал, из которых возведены постройки, на высоту зданий, на наличие балконов и других украшений. С детьми можно поговорить про магазины, аптеки, больницы, почту, парикмахерские и автобусные остановки. Зайти в них. Поговорите о том, для чего они служат.
Показывайте ему интересные постройки, чугунные заборчики, красивые скамейки и необычные фонари или балкончики. Рассмотрите витрины магазинов.
Но прогулка должна быть не только развлекательной. Она должна быть еще и познавательной. Попросите малыша описать место, в котором он находится. Пусть ребенок расскажет вам о том, что он видит вокруг, нравится ли ему здесь. Такие рассказы будут развивать речь и мышление вашего ребенка.
Рассказывайте ребенку, как называются деревья, цветы, растения. Обращайте внимание ребенка на грязь, ручейки и лужи. Отмечайте сезонные изменения в природе. Пожелтели листья - значит скоро осень. Тает снег и появились лужи - пришла весна.
Гуляя по городу, учите ребенка правилам дорожного движения. Познакомьте с сигналами светофора, с правилами перехода по зебре. Научите быть внимательным и осторожным.
Знакомьте ребенка с памятниками, время от времени посещайте музей города. Посмотрите, какой у нас замечательный парк! Обязательно приходите играть с детьми в наш городской парк (Сад Текстильщик). Развлечения могут быть частью экскурсий по родному городу. Ведь ребенку будет не интересно весь день бродить по улицам и рассматривать наличники и ворота. Идем в парк и попутно изучаем город!
Не забывайте фотографировать ребенка во время прогулок и экскурсий. При просмотре фотографий спрашивайте ребенка, где вы гуляли. Пусть ребенок рассказывает, что он видит кроме себя на фотографии. Где это было. Что еще вокруг построено. Все это разовьет внимательность ребенка, а так же будет ему хорошим воспоминанием о детстве.
Дошкольное детство - пора открытий. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому и неизведанному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект ознакомления с родным городом.
Оглавление.Введение в проект• Актуальность• Составные противоречия проекта•...
Практико-ориентированный проект: «Самара - мой родной город».
Развитие познавательной деятельности ребенка через формирование знаний о родном городе....
Проект "Осень в родном городе"
Актуальность темы:Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает с...
Детский исследовательский проект «По улочкам родного города»
Однажды в детском саду наша воспитательница дала нам задание узнать, на какой улице мы живем. Когда мама сказала мне, что наша улица называется Васильева, мне стало интересно в честь кого она так назв...
Проект "Путешествие по родному городу"
Проект «Путешествие по родному городу». Тема: «Знакомство с Самарой»Цель:Продолжать знакомить детей со своей малой Родиной с Самарой. Учить детей узнавать и называть знакомые места в городе, знам...
Презентация к проекту "Приволжск - мой родной город".
quot;Нет в мире лучше родного края" - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомство детей с малой Родиной начинается еще в дошкольном возрасте. Эти знания помогут детям правильно распо...
Исследовательский проект по истории родного города проект для детей старшей группы № 22 «Мой город любимый - Ростов-на-Дону»
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории возникновения и становления родного города, обычаев местного населения Дона, родно...