Практико-ориентированный проект: «Самара - мой родной город».
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Развитие познавательной деятельности ребенка через формирование знаний о родном городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou423.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие профессиональных компетентностей работников образования».
Практико-ориентированный проект: «Самара - мой родной город».
Выполнила: Зотова Е.А.
Воспитатель, МБДОУ д.с. № 181.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Самару. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Самара.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Пермью в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта «Самара - мой родной город!».
Проект рассчитан на 2012-2013 учебный год для детей старшей группы.
Цель: развитие познавательной деятельности ребенка через формирование знаний о родном городе.
Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители.
Задачи.
1. Развитие познавательной деятельности.
2. Развитие коммуникативных умений и навыков детей.
3. Привлечение в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.
4. Развитие эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
5. Обогащение словарного запаса ребят.
Прогнозируемый результат.
1.Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
3.Формирование и обогащение словарного запаса детей.
Критерии.
1.Диагностика уровня знаний и представлений детей о родном городе.
2.Анкета для родителей воспитанников.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Самара, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя пермяком. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,
3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Самара у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.
В качестве мотивации и развития познавательной и исследовательской деятельности ребят старшей группы был подготовлен слайд- проект с иллюстрациями достопримечательностей города Самары.
II этап – основной, включает в себя:
1) еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом программы М.А.Васильевой,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
7.) создание стенгазеты «Моя Самара».
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.
В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества:
- «Самара осенью»,
- «С Новым годом, самарчане!»,
- «Самара весенняя»,
- «Как я провел лето».
Кроме того, регулярно демонстрируются семейные коллекции (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.).
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
№ п./п. | Мероприятие | Форма работы | Месяц |
1. | Просмотр слайдов о достопримечательностях города «История возникновения Самары». | Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города. | Сентябрь |
2. | Рассказ «Символика Самары» | Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Самары. | Октябрь |
3. | Развивающее занятие «Волга – красавица, «Волга – кормилица | Обогатить знания детей о реке Волга, ее географическом положении (протяженности) Развивать логическое мышление, внимание, речь | Ноябрь |
4. | Экскурсия «Памятники архитектуры» | Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. | Декабрь |
5. | Литературная викторина «Знаменитые люди города ». | Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. | Январь |
6. | Познавательное занятие « Цирк» | Уточнить знания детей о цирке; продолжать формировать правила поведения в общественных местах; упражнять в составлении описательных загадок о цирке. | Февраль |
7. | Обзорная экскурсия по городу Самара. | Систематизировать и обобщить знания детей о Самаре (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям. | Март |
8. | Экскурсия в Ботанический сад. | Расширять и уточнять знания детей о достопримечательностях района, местах отдыха. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать потребность в поддержании красоты, чистоты в парке. | Апрель |
9. | Открытое занятие для родителей « Я люблю свой родной город» | Презентация стенгазеты « Моя Самара», выставка рисунков « Самара весенняя». Подвести итог проекта «Самара - мой родной город». | Май |
Существуют риски при проведении проекта:
- Не достаточная оснащенность предметной среды в ДУ.
С этой целью с помощью родителей и педагогов создать аудио- и видеотеки, где дети смогут самостоятельно найти интересующую их информацию, что будет способствовать развитию познавательной деятельности.
2. Низкая мотивация родителей. Для этого проведение выставок рисунков, работ детей из пластилина, выпуск стенгазеты «Моя Самара», получение грамот за активное участие в жизни ДОУ.?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».
Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Проект по патриотическому воспитанию "Самара-мой родной город!"
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Самара - мой родной город
Конспект НОД и презентация к конспекту...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМАРА — МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»
Коспект НОД для детей старшего дошкольного возраста....