Проект «Насекомые» в младшей группе с учетом возможностей детей с ОВЗ
проект по окружающему миру (младшая группа)

Харламова  Светлана  Константиновна

Актуальность темы:

формирование у детей экологического сознания,

способности понимать и любить окружающий мир,

бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых,

их пользе или вреде,

развить творческую способность и поисковую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1512"бюджетное

Проект «Насекомые»

в младшей  группе  с учетом возможностей детей с ОВЗ

                                          Составили и провели: воспитатели Папшева Е.И,  Харламова С.К.

                              Участники проекта: воспитатели, дети, родители, муз рук.

                                                                                                                         14.04.2019г.

Вид проекта:   краткосрочный,  творческий, познавательно-исследовательский

Актуальность темы: формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых, их пользе или вреде, развить творческую способность и поисковую деятельность.

 Продолжительность:  14.04-14.05.2019

Цель:  формирование представлений о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.

Задачи

1. Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.

2.Расширять знания об окружающем мире, о пользе насекомых в природе.
3. Развитие творческих и исследовательских способностей детей

Коррекционно — развивающие задачи:

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

1 этап- организационный

Подбор художественной литературы

 Подбор считалок, потешек;

загадок по теме: «насекомые»;

подбор пальчиковой гимнастики

подвижных  игр;

изготовление дидактических игр

подбор информации для консультаций с родителями

 « Первая помощь при укусах насекомых»

2 этап- реализация проекта

исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на участке во время прогулки); рассматривание частей тела насекомых в лупу.

Беседы «Кто такие насекомые», «Летающие и ползающие насекомые», «Бабочки красавицы», «Жуки и пауки», « Муравей».

Чтение сказки «Муха-Цокотуха» , В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»,

сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

отгадывание загадок про насекомых

Рассматривание иллюстраций  о насекомых

 Пальчиковая  гимнастика «Сороконожки», «Бабочка», «Улей», «Тараканы»,

«Паучок» (картотека),» Дударики-дударики прилетели комарики», «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»

Раскрашивали раскраски

НОД « Мир насекомых»

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно — развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

НОД  аппликация  « Пчелка»,

НОД аппликация «Божья коровка»:

      

Цель: развитие навыков создания аппликации из готовых заготовок, формирование аккуратности в работе с клеем, получение новых знаний о насекомых.

Задачи: развивать умение составлять предмет из нескольких частей; развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук. Развивать воображение, умение высказывать предположения. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы.

  НОД рисование «Бабочка»

      

Цель: Раскрашивание бабочек методом нетрадиционных техник – монотипией и рисованием пальчиками.

Задачи:

1.        Знакомить с нетрадиционной техникой рисования – монотипией;

2.        Совершенствовать технику рисованию пальчиками;

3.        Развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук;

4.        Активизировать знания о приметах весны;

5.        Закреплять знания желтого и зеленого цвета;

6.        Воспитывать любовь к природе, любознательность.

Предварительная работа: беседа о приметах весны, о насекомых, рассматривание с детьми на прогулке травки, одуванчиков.

Материалы: Бумажные шаблоны бабочек на каждого ребенка, миски с красками - желтой, зеленой, влажные салфетки, макеты солнца, одуванчика, бабочек, иллюстрации с изображением бабочек.

Техника рисования: Пальчиковая живопись, монотипия.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! Какой сегодня чудесный день, не правда ли? Тише! Слышите, кто-то в окошко постучал?

Это солнышко проснулось,

Всем ребяткам улыбнулось,

Засияло, засверкало,

«С добрым утром!» - нам сказало (сюрпризный момент – появление Солнышка)

        Ребята, как вы думаете, а почему солнышко такое яркое и такое теплое? Какое время года наступило?

ответы детей: Весна!

        - А кроме яркого солнышка, какие приметы указывают на то, что наступила весна? (ответы детей: снег растаял, птички вернулись из теплых стран, травка появилась и т.д.)

        Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие на лесную полянку, и посмотрим, какие чудеса принесла весна туда. А поедем мы на паровозике! Поскорее занимайте свои места, пора в путь! А солнышко отправится вслед за нами!

Мы едем через чащу,

Мы едем через лес,

Туда, где на полянке

Ждет множество чудес.

        Вот мы и приехали! Смотрите! А под большой елкой снег еще не растаял, темно здесь, не заметило солнышко этот сугроб, не дотянулось до него лучиками. Давайте поможем солнышку растопить снежок!

        Речедвигательная игра «Солнышко»:

        - Ребята, какой формы наше солнышко? (круглое). Давайте встанем в кружок и поиграем с солнышком:

Ходит солнышко по кругу (ходьба по кругу, дети держатся за руки),

Улыбнемся мы друг другу

Лучик вверх (понять руки вверх и встать на носочки),

Лучик вниз (опуститься на корточки),

С нами вместе покружись! (кружатся вокруг себя).

И на травку опустись (садятся на ковер).

- Услышало нас солнышко, пригрело посильнее, и снежок растаял… А там! Ребята, посмотрите, вот оно, настоящее чудо! Что же это за цветы, как они называются? Верно, это одуванчики! Какого они цвета? Одуванчики одними из первых появляются весной, и на их яркий цвет слетаются первые насекомые. А вот и гостья к одуванчику пожаловала! Кто это? Бабочка! А почему она прилетела на цветок? Верно, потому что в цветах есть сладкая пыльца, которую бабочки едят.

Давайте повнимательнее рассмотрим бабочку! У нее длинное черное тело, маленькая головка, на которой красуются усики, а еще у бабочки есть крылья. Они очень красивые, яркие! А цвет крылышек может быть самый разный (рассматривание иллюстраций) – и желтый, и красный, и синий, и белый, и даже черный, а еще – пестрый.

- Давайте посадим нашу бабочку на цветок, пускай позавтракает. Только скучно ей, наверное, одной, подружки ее еще не проснулись от зимнего сна. Я предлагаю вернуться в наш паровозик, и отправиться на нем в волшебную мастерскую, где с помощью красок мы оживим целую стаю бабочек. Поскорее занимайте свои места в паровозе, мы отправляемся! (дети рассаживаются за столы. На столах – вырезанные из бумаги фигурки бабочек, гуашь желтого и зеленого цветов, влажные салфетки для вытирания пальчиков).

Посмотрите, что у вас лежит на столе? Это – бумажная бабочка. Какого она цвета? Верно, полностью белая.  Яркая ли она? Конечно, нет. А чтобы сделать бабочку яркой, нам нужно ее раскрасить. А раскрасим мы ее весенними цветами. Какими же цветами мы будем пользоваться, и почему же они весенние? Это – желтый цвет, цвет солнышка, и зеленый цвет – цвет травки.

Давайте еще раз внимательно посмотрим на бабочку (рассматривание иллюстрации). Поглядите, крылышки справа у бабочки точно такие же, как и слева, рисунок одинаков, как будто одно крылышко смотрит в зеркало.  Рисовать свою бабочку мы будем необычным способом.  И для этого нам не понадобятся кисти, потому что рисовать мы будем пальчиками. Посмотрите на доску! Я обмакиваю палец в краску, но не весь, а только подушечку, и аккуратно ставлю отпечаток на одно крылышко.  Затем я снова обмакиваю палец, и вновь ставлю отпечаток. А теперь я хочу поставить пятнышко другого цвета. Я вытираю палец салфеткой, чтобы красочки не смешались, и чистый палец окунаю в другую краску. Чтобы и ваша бабочка выглядела красивой и аккуратной, пальчик, после того как вы порисовали одной краской, нужно вытирать, и только потом окунать его в краску другого цвета.

Вот, посмотрите, одно крылышко у бабочки я раскрасила, а второе – нет. Оно по-прежнему белое. Теперь я аккуратно складываю крылья вместе, как будто книжку закрываю, сильно прижимаю ладошкой, а затем – раскрываю крылышки. Посмотрите, с обеих сторон крылья получились одинаковые.

Итак, давайте повторим по порядку все действия, которые нам нужно произвести, чтобы раскрасить бабочку:

•        Не забываем, что раскрашиваем мы только одно крыло.

•        Палец обмакиваем в гуашь не полностью, а только подушечку.

•        Пока мы пользуемся желтым цветом, вытирать палец не нужно. Как только нам потребуется зеленая гуашь, палец мы хорошо вытираем салфеткой. И так вытираем пальчик каждый раз, когда решим сменить цвет! А когда закончим раскрашивать крыло, также вытираем палец, чтобы наши ручки были чистыми.

•        Чистыми руками аккуратно «закрываем» бабочку, нажимаем на нее ладошкой, и аккуратно «раскрываем».

        Рисуем аккуратно, не пачкая ни стол, ни свою одежду. А когда наши бабочки станут яркими, мы отпустим их на лужок! (на доске закреплен плакат-лужайка). Итак, начинаем работу! (наблюдение за ходом работы детей, помощь по необходимости).

        Вот и наша работа завершена! Чтобы перенести бабочку на лужок, нужно встать из-за стола, задвинуть свой стульчик, аккуратно положить бабочку на ладошку и отнести на луг. А там, выбрав самый красивый цветочек, мы посадим на него свою бабочку (закрепляем с помощью магнита на доске).

- Посмотрите, как ожила наша лужайка! Красивые ли у нас получились бабочки? Какими цветами мы пользовались для того, чтобы их нарисовать? А с помощью чего мы их нарисовали? Понравилось ли вам рисовать? А я очень рада, что вы так много знаете о весне, о цветах, а теперь – и о бабочках. А еще мне очень понравилось, что вы работали старательно, аккуратно и дружно. Вы большие молодцы! И даже наше солнышко, посмотрите-ка, улыбается еще приветливее! Оно подарило нам целую корзинку угощений. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем мыть ручки

НОД лепка «Гусеница»

Прослушивание аудиозаписи Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» Музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.).

Цель: развитие музыкального слуха, представлений детей о насекомых, вызвать интерес и положительные эмоции

дидактические игры «Соедини точки и узнай кто изображён на рисунке,

«Собери гусеницу», «Разложи по карманам», «Чей домик», « Один-много»

Малоподвижная игра "Кузнечик", «Гусеница»

подвижные игры : Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

 Подвижная игра: «Медведь и пчелы»

 3 этап заключительный

Оформление выставки – игрушки « Мир насекомых»,

выставка рисунков и аппликации,

выставка познавательной и художественной литературы о насекомых, энциклопедий, журналов.

Рефлексия: воспитатель задает вопросы детям по пройденной теме с целью закрепления материала. Для выяснения,  что интересного узнали, что нового открыли для себя ребята и что больше всего запомнилось.

Результативный этап.

Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:

познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы над проектом « Насекомые» следует сделать вывод:

Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;

Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.

Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:

Дети овладели обобщающим понятием «насекомые»;

научились узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, комар, блоха, водомерка, клоп, майский жук, шмель и т.д.),  познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

 дети готовы охранять и защищать насекомых;

у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания

приложение №1

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190520_174333.jpg                 C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190522_163016.jpg

на прогулке ищем насекомых                  не    обижай      насекомых

 C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190522_160844.jpg                C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190522_160544.jpg

рассматривание иллюстраций                подбор  художест.  литературы             

Малоподвижная игра «Гусеница»          выставка   « Мир   насекомых»

приложение №2

Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

Играющие пчелы летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении. Игра «Пчелкины песни» Часть детей превращается в «пчёлок», которые «летают»(бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» - «пчёлки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки. Игра «Пчелкины шалости» «Пчёлки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчёлкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают»(бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчёлка»(ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.

Подвижная игра: «Медведь и пчелы»

 Цель: развивать координацию движений, развитие речи. Ход игры. В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок-»медведь», дети-»пчелы». Выбрать медведя помогает считалка. Если играющих только двое: вы и ваш малыш, то один из вас-»пчела», другой-»медведь». «Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Ведущий произносит: «Пчелы!» Дети- «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать. Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают». Взрослый говорит: Вот медведь идет, Ищет мишка мед! Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Догоню, накаж-ж-жу! «Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.  Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями...

Проект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в младшей группе по теме «Насекомые»

Цель: Развивать умение составлять описательный рассказ по теме «насекомые».Задачи приоритетной образовательной области:·        Социально-коммуникативное разви...

Познавательно-творческий проект «Волшебница Осень» в средней группе с учетом возможностей детей с ОВЗ.

Задачи проекта:Образовательные:познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;познакомить с овощами и фруктами;способствова...

Конспект Досуга «Путешествие по мотивам сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок»» в младшей группе № 4 с учетом возможностей детей с ОВЗ (АОП для слабовидящих детей, детей с ТНР, ЗПР и НОДА).

Цель: закрепление знания сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок».Образовательные задачи:- расширять представления об окружающем мире посредством сказки.- учить различать предметы по существенны...

Название проекта: «Насекомые» Тема проекта: «Необычные насекомые планеты»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460925","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460932","attributes":{"alt":"","class"...

Инфраструктура дошкольной образовательной организации: единство предметно - пространственной среды и содержательных аспектов развития и воспитания ребенка: «Создание РППС с учетом возможностей и потребностей участников образовательной деятельности»

Статья посвящена участникам образовательного процесса ДОУ. На основе полученного опыта при планировании РППС, пришли к единому распределению центров активностей, согласно ФОП. Развивающая предметно-пр...