Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Александрова Юлия Викторовна

Конспект-путешествие с детьми в лес с использованием игровых , здоровьесбеегающих, личностно-ориентированных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 108 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста  

«По лесным тропинкам»

Воспитатель:

Александрова Юлия Викторовна

Санкт-Петербург

2018г.

Пояснительная записка

Цель: дать детям экологические знания, прививать бережное отношение, ответственность к живому и растительному миру.

Задачи:

Учить беречь и охранять природу, закрепить правила поведения на природе, развивать интерес к миру природы.

Расширять и активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Птицы», «Деревья», «Насекомые».

Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать активность и уверенность.

Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства.

Побудить у детей чувства любви к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

«Познавательное развитие» - уточнить представление детей о лесе – какие деревья, растут в лесу. Закреплять у детей знания о лесных птицах, насекомых вредителей и насекомых помощниках леса.

«Художественно-эстетическое развитие» - учить детей воспринимать и узнавать звуки природы.

«Речевое развитие» - обогащать словарный запас, развивать память, внимание, умение отвечать на вопросы развёрнуто.

«Физическое развитие» - Развивать у детей двигательные навыки и  координацию.

Материалы и оборудование:

- Презентация, компьютер, проектор

- Фонограммы «Звуки леса», «Пение птиц», музыкальные композиции.

 - Картинки, иллюстрации с изображением деревьев, леса, лесных жителей, разрезные картинки птиц; заготовки запретных знаков.

- Корзины, «мусор»

- Счетные палочки

 Используемые технологии:

- «Игровая технология» - (группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку).

- «Личностно-ориентированная технология» (обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий  развития, развивать навыки культурного общения).

- «Здоровье сберегающие технологии»:  Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

- Мнемотехника

Предварительная работа:

Знакомство детей с деревьями, зверьми, птицами и насекомыми, живущими в лесу.

Беседы о пожарной безопасности в лесу, о правилах поведения на природе. Заучивание стихов и загадок по теме.

Путешествие по лесным тропинкам

Дети входят в зал  Слайд 1.

Здравствуйте ребята, вы,  представляете, я сегодня обнаружила письмо! Интересно, что в нем, давайте посмотрим.

  Письмо: « Лес в опасности! Срочно нужна ваша помощь!

Лесовичок.»

 Воспитатель Ребята Лесовичку нужна помощь!

Ой, здесь еще билет на поезд!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесным тропинкам.  

На каждом билете написан номер посадочного места. Занимайте места.

Перед тем как отправиться в лес, давайте вспомним как вести себя в лесу.

Дети: Надо беречь природу, нельзя ломать деревья, разжигать костры и т.д.

Ну что, теперь мы готовы отправится в лес. Поехали!

 Вот мы и приехали. Как красиво в лесу. Кокой чистый воздух, дышите глубже.  Он в лесу такой, потому что в лесу много деревьев. А какие деревья вы знаете?

А отгадайте загадки про деревья

Загадки про деревья

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, белом сарафане. (Береза)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб)

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём (Клен)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит  (Ива)

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат...

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят (Осина)

 Молодцы ребята, а посмотрите, что с этим деревом.

  • Посмотрите  - на этом дереве совсем нет листьев и может, случится, так, что оно совсем засохнет.  Но если вы ребята будете выполнять правила поведения в природе, то оно оживет, и на нем появятся листья! Есть ли среди вас ребята,  которые знают, как  заботятся о природе?

Есть! Тогда я буду оставлять вам задания в конвертах — если вы справитесь с этими заданиями — дерево вновь оживет!

Ребята вы готовы к выполнению этих заданий?

  • Да!
  • Тогда первое задание! За выполнение заданий па дереве появляется зеленый листок. («Дерево оживает»)

Вот вам первая подсказка

1. Солнце

Ребята, а что нужно деревьям для жизни и роста? (Солнце)

Давайте, соберем из счетных палочек солнышко

Давайте позовем солнышко

Закличка Солнышко

(пальчиковая гимнастика)

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, посвяти

На яблоньку высокую,

На елочку зеленую,

На грушицу кудрявую,

 Березку кучерявую!

На сосну величавую!

Молодцы и на нашем дереве появляется первый листочек!

Следующий конвертик с заданием – тут, что-то зашифровано, давайте попробуем отгадать

2. Вода

- А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

На дереве появляется листочек.

  • 3. Ветер
  • Ветер нужен для опыления.

Давайте позовем ветер

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише

Деревцо все выше.

Воздух

Давайте послушаем следующую загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)  

    - А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

- Правильно, без воздуха нет жизни.

Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом

А что нужно делать, чтобы кислорода было больше? (Сажать деревья, фильтры на заводы... Правильно и на дереве появляется еще один листок

Давайте присядем, закроем глаза, подышим.                                            Музыка леса

Пока сидят с закрытыми глазами на «полянке» появляется «мусор»

Ребята, посмотрите, что случилось тут на поляне.  Давайте уберем мусор

 Подвижная игра

Дети строятся в две колонны друг за другом. По очереди каждый подбегает к «мусору», берет 2 бумажки, бежит обратно и кладет их в корзинку, после чего стартует следующий ребенок.

Молодцы, ребята!

Только представьте  животные и растения — весь этот мир гибнет из-за загрязненной экологии. Спасибо вам ребята, вы очистили лес от мусора, и на нашем дереве появляется еще один листок

Пожары

Что это за знак? Что он означает?

  • ответы детей

Воспитатель: А что делать, чтобы не было пожаров в лесу?

Ответы детей...

Да, действительно, по вине человека случается много лесных пожаров, особенно сейчас, когда прошлогодняя трава еще сухая, а новая зеленая еще не выросла.

А  что делать, если уже случился пожар?

Давайте посмотрим, отчего еще могут плакать деревья

Молодцы! А на нашем дереве появляется еще один листок

Насекомые

Ребята, а здесь загадка:

 На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион (муравейник).

А что за жильцы такие в нем?

- Муравьи

– А что делают муравьи?

- Спасают от вредителей

– Посмотрите на этот знак, что он означает? «Знак не разоряйте муравейники!»

А какие насекомые вредят лесу?

- Гусеницы, короеды, тля и тд.

Да ,посмотрите, вот они на экране.

А какие полезные насекомые вы знаете?

- Ответы детей (Пчела, муравьи и т.д.)

Есть насекомые, которые вредят деревьям. Это различные короеды, личинки, гусеницы, тля.

Посмотрите, а тут божие коровки. Чем они отличаются? А тут цветочки на них цифры.

Задание «Посади божию коровку на ромашку»

Птицы

А что означает следующий знак?

 

Воспитатель –  Деревья гибнут не только от пожара, но и от вредителей

Ребята, а кто спасает лес от вредителей?

Дети – Птицы

– Давайте из частей соберём изображения птиц.

 Игра «Разрезные картинки» (птицы).  

Собрали.

Молодцы. Вот еще один листок появляется на нашем дереве!

Сегодня мы много интересного вспомнили о лесе. Лес наше богатство! Многие художники пишут пейзажи, люди поют песни о красоте природы, а поэты сочиняют стихи. Давайте и мы вспомним стихотворение, которое называется «Лес - наш друг»  Посмотрите на эту таблицу и вспомните стихотворение.

Ребята, давайте вспомним стихотворение.  

Лес– наш друг! 
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )

Посмотрите, на нашем дереве появились листья, оно ожило, а значит, мы делали всё правильно.

А нам пора отправляться в обратный путь.  Давайте попрощаемся с гостями.

А мы едем на паровозике обратно!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию из бумаги "Ранней весной на лесной полянке".

Данный материал знакомит детей с японским искусством оригами и повышает интерес к изготовлению поделок из бумаги....

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на экологический тропе.

Данный материал надпомнит воспитателям формы и методы работы с детьми на экологической тропе, а также взаимодействие с родителями по данному направлению...

Конспект занятия (квест-игры) для детей старшего дошкольного возраста "По лесным тропинкам"

Конспект квест-игры "По лесным тропинкам" для детей старшегодошкольного возраста.Цель:  повышение экологической культуры детей.Задачи: - способствовать развитию познавательно-исследоват...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста. «По лесным тропинкам. Лес сказок»

Расширять знания детей об осени. Формировать представления об осени, как времени года.· Развивать познавательные процессы, сообразительность, логику. · Развивать темп и ритм речи.·...

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие по лесным тропинкам»

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.Задачи:Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие умения исполнять элементы танц...