Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»
Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.
Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.
Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Оборудование: Схема плана «Экологическая тропа», картинки насекомых, земноводных, лечебных растений, цветов, кукла Машенька, фишки «ромашки»
Ход занятия
Дети играют, появляется бабушка Агафья.
Агафья : Здравствуйте, ребята! Я – бабушка Агафья , пришла к вам в гости.
Дети с интересом рассматривают Агафью.(переодетый воспитатель)
Агафья : Лесные птицы «напели» мне о том, что в вашем детском саду есть «Экологическая тропа» для детей и родителей. Я прошу вас помочь мне пройти по «Экологической тропе», рассказать мне о ней, возможно, и я смогу тоже рассказать и показать что-нибудь интересное. Дети соглашаются.
Агафья достаёт схему – карту из своей корзиночки.
Агафья подводит детей к старой БЕРЕЗЕ (она первая отмечена на схеме), начинает расспрашивать об этом дереве.
Дети: Береза это лиственное дерево, у березы прямой ствол, белая кора и черные прожилки, веточки с листьями опущены. Мы пьем березовый сок, он очень полезен, листва дерева закрывает нас от прямых солнечных лучей.
Агафья : А кто из лесных жителей считает деревья своим домом?
Дети: Птицы, белки, разные насекомые.
Агафья : Почему вы так считаете?
Дети: для птиц – дерево дом, потому что на ветках деревьев они вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов, а в кроне — скрываются от опасности; белки выбирают глубокие старые дупла и устраивают там себе гнездо. А для насекомых деревья не только дом, но и столовая, место для того, чтобы скрыться под корой от своих преследователей.
Агафья : А можно разорять гнезда птиц?
Ответы детей
Нет, что Вы, птицы ловят и едят вредных насекомых, так они спасают наши сады, огороды от вредителей. Они радуют нас своим пением! А так как птицы беззащитны и малы, то они нуждаются в нашей защите, внимании и понимании. Взрослые нам объясняют правила поведения с дикими животными и птицами в лесу, поле. Да и на улице, около дома тоже нельзя брать в руки даже маленьких птенцов или незнакомых животных, играть с ними.
Агафья оглядывается и видит «ЗОНУ ОГОРОДА». А что это у вас?
Дети: Это — наш огород. На нем мы выращиваем овощи.
Агафья : А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: Да
Агафья :
Помидору – брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан)
На стебле зеленый крюк,
А на нем висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Стоит Антошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек.
(Капуста)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Лежит между грядок –
Зелен да гладок.
(Огурец)
Вот так диковина:
На ветке – морковина.
Висит, краснеется,
На солнце греется.
(Перец)
Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал пан –
Надел красный кафтан.
(Помидор)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом.
(Редиска)
Меня единственного в мире
Не просто варят, а в мундире.
(Картофель)
Как слива, темна,
Как репа, кругла,
На грядке силу копила –
К хозяйке в борщ угодила.
(Свекла)
Жёлтая курица
На огороде дуется.
(Тыква)
Зонт хорош,
А в дождь не пойдешь.
(Укроп)
В длинной светлице
Сели в ряд девицы.
Все они хорошие,
Друг на друга похожие.
(Фасоль)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе,
К пище – приправа,
На болезни – управа.
(Чеснок)
Ягоды полезные
Агафья : Вот молодцы!
Все идут по экологической тропе. Дети находят МУРАВЕЙНИК, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.
Агафья : Муравьи обладают удивительным трудолюбием. У каждого из них есть обязанности, за невыполнение которых может быть назначено наказание и даже смертная казнь. В колонии муравьев принято распределять обязанности между рабочими особями, обучать их, для чего у них существуют специальные наставники. Когда насекомое подрастает, его отправляют в «бригаду» для выполнения каких-либо работ, например, уборки, охраны, добычи пищи и др.. Понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение? (Во время рассказа, воспитатель показывает картинки строения муравейника, жизни муравьев, работы муравьёв). (Дети наблюдают за муравьями).
Агафья : Я видела на плане вашей экологической табличке ВОДОЕМ, не проводите меня к нему?
Агафья : А знаете ли вы, ребята, какие животные и насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
Агафья показывает иллюстрации, а дети называют, насекомых
Жук-плавунец, Стрекоза, Головастики, Улитки, Личинка стрекозы, Водомерка, Лягушка
Агафья : А вот не обижаете ли вы этих животных и насекомых?
Ответ Детей
Нет! В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу.
Агафья : А у вас в городе есть водоемы? Дети отвечают
Агафья : А мусор в воду не бросаете?
Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.
Агафья : Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле.
Агафья во время разговора не заметно подводит детей к ЦВЕТНИКУ
Агафья : Для цветника подбираются растения цветущие с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.
Дети рассматривают цветы, в это время Марфа Семеновна знакомит детей с названиями цветов.
Агафья : Я знаю, что у вас ещё есть в детском саду ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА, у вас там много ЛЕЧЕБНЫХ ТРАВ.
Агафья : А какие же у вас растут растения на этой поляне?
Дети наперебой называют лекарственные травы.
Агафья : Ой, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Я показываю, а вы называете», а то я ничего не разберу. Агафья показывает растение, дети называют его.
Агафья : А ваши родители выращивают лечебные травы дома?
Ответ детей
Мамы и бабушки тоже используют полезные лекарственные растения (дети перечисляют те травы, которые растут у них дома в саду или огороде) – мята лимонная, крапива,….
Агафья : Ой, ребята, посмотрите, кажется, здесь заблудилась Машенька (подходит и поднимает куклу, сидящую в траве) Что с тобой, Машенька?
Машенька: Я гуляла, наколола себе пальчик на руке и натерла ножку, сил нет, как пить хочется и голова болит.
Агафья : Дети, а что Маша неправильно сделала, когда пошла гулять?
Ответ Детей
Не надела головной убор, не взяла кипяченой воды,.
Агафья : Ребята, мы сможем помочь Маше, используя наши лечебные травы?(ответ детей)
Конечно, лист лопуха можно «надеть» вместо головного убора – он защищает от солнечных лучей. Лист подорожника, промыть, немного растереть пальцами и привязать к ранке на ноге и пальчике руки – он снимет боль и обеззаразит ранку, ну а водой мы сейчас ее напоим. Машенька благодарит детей.
Машенька: Ребята, а можно я с вами буду гулять?
Дети: Да, да, да!
Ну, порадовали вы меня!
Ребёнок: А мы тоже хотим загадать вам загадку. Что помогает людям узнать про то, какая же будет завтра погода.
Агафья : Восход и заход солнца, полет птиц, дым, стелящейся из трубы, рой насекомых и даже пение птиц, шелест листвы, облака, тучи.
Дети: И не только! У нас есть МЕТЕОСТАНЦИЯ (рассказывают о приборах- дождемер, флигель, флюгер, градусник, компас, солнечные часы и др. – как работают для чего нужны)
Все подходят к метеостанции рассматривают и изучают её.
Агафья : Ребята, а если мы пойдём дальше по нашей тропе ,то придём к СЕЛЬСКОМУ ДВОРИКУ , где можно узнать много интересного о домашних животных и птицах, об их особенностях внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку.
Агафья : Тут неподалёку расположился и ПТИЧИЙ ДВОРИК. Агафья знакомить детей с некоторыми видами птиц, рассказывает о зимующих и перелетных птицах, их значением в природе, и об отношении людей к птицам.
Агафья : Ну что ж, дорогие ребята, я очень рада за вас, ваши познания и любовь вашу к природе, только как же эти знания пригодятся вам в жизни?
Дети задумываются и начинают перечислять:(предполагаемые ответы детей) мы знакомимся с природой родного края; узнаем много нового о жизни растений, птиц, животных, насекомых, о значении воды на нашей планете Земля. Рядом с нами «живет» лес. Люди сажают сады. Разбивают огороды. Человек, живет на земле, и должен беречь все, что растет и живет вокруг него.
Мы должны любить и бережно относится ко всему живому на нашей планете, правильно использовать дары природы.
Агафья : Спасибо вам, ребята, за эту удивительную экскурсию. А мне пора , до свидание!.
Дети прощаются с бабушкой Агафьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»
Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.
Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.
Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Оборудование: Схема плана «Экологическая тропа», картинки насекомых, земноводных, лечебных растений, цветов, кукла Машенька, фишки «ромашки»
Ход занятия
Дети играют, появляется бабушка Агафья.
Агафья : Здравствуйте, ребята! Я – бабушка Агафья , пришла к вам в гости.
Дети с интересом рассматривают Агафью.(переодетый воспитатель)
Агафья : Лесные птицы «напели» мне о том, что в вашем детском саду есть «Экологическая тропа» для детей и родителей. Я прошу вас помочь мне пройти по «Экологической тропе», рассказать мне о ней, возможно, и я смогу тоже рассказать и показать что-нибудь интересное. Дети соглашаются.
Агафья достаёт схему – карту из своей корзиночки.
Агафья подводит детей к старой БЕРЕЗЕ (она первая отмечена на схеме), начинает расспрашивать об этом дереве.
Дети: Береза это лиственное дерево, у березы прямой ствол, белая кора и черные прожилки, веточки с листьями опущены. Мы пьем березовый сок, он очень полезен, листва дерева закрывает нас от прямых солнечных лучей.
Агафья : А кто из лесных жителей считает деревья своим домом?
Дети: Птицы, белки, разные насекомые.
Агафья : Почему вы так считаете?
Дети: для птиц – дерево дом, потому что на ветках деревьев они вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов, а в кроне — скрываются от опасности; белки выбирают глубокие старые дупла и устраивают там себе гнездо. А для насекомых деревья не только дом, но и столовая, место для того, чтобы скрыться под корой от своих преследователей.
Агафья : А можно разорять гнезда птиц?
Ответы детей
Нет, что Вы, птицы ловят и едят вредных насекомых, так они спасают наши сады, огороды от вредителей. Они радуют нас своим пением! А так как птицы беззащитны и малы, то они нуждаются в нашей защите, внимании и понимании. Взрослые нам объясняют правила поведения с дикими животными и птицами в лесу, поле. Да и на улице, около дома тоже нельзя брать в руки даже маленьких птенцов или незнакомых животных, играть с ними.
Агафья оглядывается и видит «ЗОНУ ОГОРОДА». А что это у вас?
Дети: Это — наш огород. На нем мы выращиваем овощи.
Агафья : А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: Да
Агафья :
Помидору – брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан)
На стебле зеленый крюк,
А на нем висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Стоит Антошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек.
(Капуста)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Лежит между грядок –
Зелен да гладок.
(Огурец)
Вот так диковина:
На ветке – морковина.
Висит, краснеется,
На солнце греется.
(Перец)
Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал пан –
Надел красный кафтан.
(Помидор)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом.
(Редиска)
Меня единственного в мире
Не просто варят, а в мундире.
(Картофель)
Как слива, темна,
Как репа, кругла,
На грядке силу копила –
К хозяйке в борщ угодила.
(Свекла)
Жёлтая курица
На огороде дуется.
(Тыква)
Зонт хорош,
А в дождь не пойдешь.
(Укроп)
В длинной светлице
Сели в ряд девицы.
Все они хорошие,
Друг на друга похожие.
(Фасоль)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе,
К пище – приправа,
На болезни – управа.
(Чеснок)
Ягоды полезные
Агафья : Вот молодцы!
Все идут по экологической тропе. Дети находят МУРАВЕЙНИК, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.
Агафья : Муравьи обладают удивительным трудолюбием. У каждого из них есть обязанности, за невыполнение которых может быть назначено наказание и даже смертная казнь. В колонии муравьев принято распределять обязанности между рабочими особями, обучать их, для чего у них существуют специальные наставники. Когда насекомое подрастает, его отправляют в «бригаду» для выполнения каких-либо работ, например, уборки, охраны, добычи пищи и др.. Понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение? (Во время рассказа, воспитатель показывает картинки строения муравейника, жизни муравьев, работы муравьёв). (Дети наблюдают за муравьями).
Агафья : Я видела на плане вашей экологической табличке ВОДОЕМ, не проводите меня к нему?
Агафья : А знаете ли вы, ребята, какие животные и насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
Агафья показывает иллюстрации, а дети называют, насекомых
Жук-плавунец, Стрекоза, Головастики, Улитки, Личинка стрекозы, Водомерка, Лягушка
Агафья : А вот не обижаете ли вы этих животных и насекомых?
Ответ Детей
Нет! В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу.
Агафья : А у вас в городе есть водоемы? Дети отвечают
Агафья : А мусор в воду не бросаете?
Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.
Агафья : Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле.
Агафья во время разговора не заметно подводит детей к ЦВЕТНИКУ
Агафья : Для цветника подбираются растения цветущие с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.
Дети рассматривают цветы, в это время Марфа Семеновна знакомит детей с названиями цветов.
Агафья : Я знаю, что у вас ещё есть в детском саду ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА, у вас там много ЛЕЧЕБНЫХ ТРАВ.
Агафья : А какие же у вас растут растения на этой поляне?
Дети наперебой называют лекарственные травы.
Агафья : Ой, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Я показываю, а вы называете», а то я ничего не разберу. Агафья показывает растение, дети называют его.
Агафья : А ваши родители выращивают лечебные травы дома?
Ответ детей
Мамы и бабушки тоже используют полезные лекарственные растения (дети перечисляют те травы, которые растут у них дома в саду или огороде) – мята лимонная, крапива,….
Агафья : Ой, ребята, посмотрите, кажется, здесь заблудилась Машенька (подходит и поднимает куклу, сидящую в траве) Что с тобой, Машенька?
Машенька: Я гуляла, наколола себе пальчик на руке и натерла ножку, сил нет, как пить хочется и голова болит.
Агафья : Дети, а что Маша неправильно сделала, когда пошла гулять?
Ответ Детей
Не надела головной убор, не взяла кипяченой воды,.
Агафья : Ребята, мы сможем помочь Маше, используя наши лечебные травы?(ответ детей)
Конечно, лист лопуха можно «надеть» вместо головного убора – он защищает от солнечных лучей. Лист подорожника, промыть, немного растереть пальцами и привязать к ранке на ноге и пальчике руки – он снимет боль и обеззаразит ранку, ну а водой мы сейчас ее напоим. Машенька благодарит детей.
Машенька: Ребята, а можно я с вами буду гулять?
Дети: Да, да, да!
Ну, порадовали вы меня!
Ребёнок: А мы тоже хотим загадать вам загадку. Что помогает людям узнать про то, какая же будет завтра погода.
Агафья : Восход и заход солнца, полет птиц, дым, стелящейся из трубы, рой насекомых и даже пение птиц, шелест листвы, облака, тучи.
Дети: И не только! У нас есть МЕТЕОСТАНЦИЯ (рассказывают о приборах- дождемер, флигель, флюгер, градусник, компас, солнечные часы и др. – как работают для чего нужны)
Все подходят к метеостанции рассматривают и изучают её.
Агафья : Ребята, а если мы пойдём дальше по нашей тропе ,то придём к СЕЛЬСКОМУ ДВОРИКУ , где можно узнать много интересного о домашних животных и птицах, об их особенностях внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку.
Агафья : Тут неподалёку расположился и ПТИЧИЙ ДВОРИК. Агафья знакомить детей с некоторыми видами птиц, рассказывает о зимующих и перелетных птицах, их значением в природе, и об отношении людей к птицам.
Агафья : Ну что ж, дорогие ребята, я очень рада за вас, ваши познания и любовь вашу к природе, только как же эти знания пригодятся вам в жизни?
Дети задумываются и начинают перечислять:(предполагаемые ответы детей) мы знакомимся с природой родного края; узнаем много нового о жизни растений, птиц, животных, насекомых, о значении воды на нашей планете Земля. Рядом с нами «живет» лес. Люди сажают сады. Разбивают огороды. Человек, живет на земле, и должен беречь все, что растет и живет вокруг него.
Мы должны любить и бережно относится ко всему живому на нашей планете, правильно использовать дары природы.
Агафья : Спасибо вам, ребята, за эту удивительную экскурсию. А мне пора , до свидание!.
Дети прощаются с бабушкой Агафьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
План-конспект интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Физкультурно-экологическое занятие в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
План-конспект интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Физкультурно-экологическое занятие в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-525329-1416122497.jpg)
Сценарий праздника « Путешествие по весенней экологической тропинке»
Экологическое воспитание дошкольников...
Целевая прогулка по летней экологической тропе
Открытие экологической тропы на территории детского сада, знакомство с маршрутом и остановками тропы...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-1301707-1671095481.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по виртуальной экологической тропе»
Анна ИващенкоКонспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по виртуальной экологической тропе»Конспект «Прогулка по виртуальной экологической тропе»Старша...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-632921-1610189027.jpg)
Целевая прогулка «Путешествие по летней экологической тропе» (старшая группа)
Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев...