Образовательный проект "Я б в ученые пошел..."
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данный проект расскрывает систему работы с детьми старшей группы по экспериментально-исследовательской деятельности. Способствует развитию познавательной активности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_ya_b_v_uchennye_poshel._s_prilozheniem.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Я б в ученые пошел, пусть меня научат»
«Развитие познавательных действий у детей старшей группы»
Разработчик: Ярошевич Т.Г.- воспитатель
Вид проекта - практико-экспериментальный.
Участники – педагоги Ярошевич Т.Г. , Киселёва Е.С.; воспитанники старшей группы №5, Родители
Продолжительность – долгосрочный с октября 2018 г. по апрель 2019 г.
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
1.Актуальность:
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить элементарные основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок, познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивает мировидения ребенка».
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
2. Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
- расширять и уточнять представление о предметах: их свойствах и качествах.
- формировать способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями;
- учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов и умению делать выводы, открытия.
Развивающие:
- развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
- способствовать развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия, внимания и памяти.
Воспитательные:
- создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- способствовать созданию дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
3. Ожидаемый результат:
У дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- действовать согласно алгоритма познания;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- доказательно объяснять полученный результат;
- формируются предпосылки учебной деятельности
У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Формы работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
4. Аннотация
5. Этапы реализации проекта. | |||
Содержание деятельности | Формы работы | срок | |
I этап. Организационный | |||
1. Анализ научной методической литературы. Определение актуальности проблемы цели. Подбор содержания и форм работы с детьми 5-6 лет | Сентябрь | ||
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов | |||
3. Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме | в течение проекта | ||
II этап. Основной | |||
1. Реализация перспективного плана работы с детьми и взаимодействия с родителями | - Организация предметной среды и мини-лаборатории. - Работа с детьми: НОД, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность. Дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в Центре природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видео презентаций, мультфильмов, исследовательский проект | октябрь – апрель | |
- Привлечение родителей к совместной проектной деятельности. -Оформление информационно- просветительского материала в виде, консультаций, папок–передвижек. - Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. | |||
III этап. Заключительный | |||
1. Родительское собрание: Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома». - Игротека-практикум «Поэкспериментируем!» - Показ презентации «Я б в ученые пошел, пусть меня научат». 2. Пополнение картотеки схемами-алгоритмами для самостоятельной деятельности. 3. Создание картотеки видео роликов и презентаций на тему «Охрана окружающей среды» |
апрель |
Данный образовательный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детьми старшего дошкольного возраста; для повышения профессиональной компетенции педагогов группы в области экспериментально – исследовательской деятельности и приобщения родителей совместной деятельности с детьми.
Он включает в себя систему методической работы по поисково-познавательной деятельности с детьми старшей группы: перспективное планирование работы с детьми и родителями по месяцам, описание проводимых
Опытов.
6. Перспективный план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
Перспективный план взаимодействия с родителями
Месяц | Формы работы |
Октябрь | Консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. Привлечь родителей к пополнению коллекции (камней, ракушек, плодов) |
Ноябрь | Беседа: «Как организовать игры с водой». Привлечение родителей к пополнению мини лаборатории емкостями для экспериментов с водой (стаканчики, емкости разной формы, емкости 0,5 л) . Мерные ложки. Образцами ткани. |
Декабрь | Папка-передвижка «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования (Весы, шприцы без игл, пинцеты) |
Январь | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
Февраль | Консультации «Роль совместного творчества в семье» Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования лупами, маленькими зеркалами, магнитами по количеству детей |
Март | Предложить родителям провести эксперимент написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов). |
Апрель | Родительское собрание: Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома». Презентация «Я б в ученые пошел, пусть меня научат». |
7. Вывод. Результаты реализации проекта
октябрь-ноябрь ППРС. Для создания условий по реализации проекта приобрели 2 одинаковые емкостей с крышками для хранения оборудования, пластмассовые бутылки, одноразовые стаканчики, ванилин, сахар, соль, муку, полиэтиленовые пакеты камни, иллюстрации, салфетки, фартучки. Дети узнали о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая). Научились обнаружить воздух в пространстве. Умеют называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Познакомились с агрегатными свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Дети научились различать и называть водных животных и птиц. Научились анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Познакомились с работой микроскопа, градусника. Родители: Провела консультацию для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Собрали материал: песочные часы, лупы, мерные ложки, фартучки Пополнели коллекции (камней, ракушек, плодов) Педагоги Сделали картотеки: опытов, схем - алгоритмов опытов; образцов бумаги, ткани. |
декабрь - февраль РППС: Для реализации проекта (для опытов) приобрели емкости для опытов с водой 2-х видов по количеству детей; механические и электронные весы; Дети научились определять предметы легкие и тяжелые, узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качество и свойство. Узнали, что необходи- мо для роста и развития растений (свет, вода). Имеют представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. Познакомились со способность разных материалов очищать воду. Научились выделять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Научились самостоятельно готовить раствор для мыльных пузырей. Познакомились с работой электронных и механических весов Родители: Предложила родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. Оформила папку-передвижку «Экспериментируем дома». Педагоги Изготовили: коробочки с разными запахами; картотеку экологических игр. |
март- апрель ППРС. Для создания условий по реализации проекта приобрели: лупы, пинцеты, мерные стаканчики (по количеству детей); макет солнечной системы, игры-балансиры. Дети научились использованию различных веществ вместо чернил, и способам их проявления. Познакомились с природным явлением — извержение вулкана. Выявили, в какой почве растения растут лучше. Дети приобрели умение работать в группе, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Родители: Предложила родителям провести эксперимент написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов). Провела родительское собрание: Тема: «Развитие познавательно - исследова-тельской деятельности у дошкольников в детском саду и дома». Подготовила Презентацию по результатам образовательного проекта: «Я б в ученые пошел, пусть меня научат». Педагоги Изготовили: коробочки на восприятие звуков. Оформила и представила проект на конкурс в ДОУ |
8. Ресурсы.
Для разработки проекта изучала опыт работы, методическую литературу по данной теме на следующих сайтах:
- referad.ru – Схемы проведения опытов и экспериментов.
- pedportal.net; vospitateljam.ru
- docplayer.ru – Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
9. Литература.
1. Соломенникова О.А – Ознакомление с природой в детском саду. Конспекты занятий. Старшая группа М. Мозаика-Синтез. 2015 г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Иванова И.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Николаева С.Н. Юный эколог Программа экологического воспитания в детском саду.
«Мозаика Синтез» 2010 г.
5. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом»
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста
7. Шапина О.Б. Школа открытий. Опыты «Издательство Оникс» 2007 г.
8. Султанова М. Простые опыты с водой. Серия для дошкольников. Книга с заданиями.
«Хатбер - пресс», 2014 г.
9. Султанова М. Простые опыты с воздухом. Серия для дошкольников. Книга с заданиями
«Хатбер - пресс», 2014 г.
10. Султанова М. Простые опыты с бумагой. Серия для дошкольников. Книга с
заданиями. «Хатбер - пресс», 2014 г.
11. Султанова М. Простые опыты с природным материалом. Серия для дошкольников. Книга с заданиями. «Хатбер - пресс», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...
Конспект НОД «Я бы в ученые пошел, пусть меня научат» старший дошкольный возраст
Цель: обогащать познавательный опыт.Программное содержание.Образовательные задачи.1.Познакомить детей с Днем науки.2.Дать понятие определения: наука, ученый.Развивающие.1.Развивать интерес к познанию....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Проект "Чтение - лучшее учение"
Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга — необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ...
Приказ об итогах муниципальной проектно-исследовательской конференции среди дошкольных образовательных учреждений Братского района "Ученый кот"
Приказ №14 от 07.02.2024...
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...
Всероссийского конкурса "Педагоги России 2024" Номинация: Мой лучший социально-значимый проект Название работы: Проект "Я б кондитеры пошел..."
ПОБЕДИТЕЛЬ I МЕСТО Всероссийского конкурса "Педагоги России 2024" Номинация: Мой лучший социально-значимый проект Название работы: Проект "Я б кондитеры пошел..."...