НОД "Хвойные деревья".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Куфтырева Ольга Валерьевна

Конспект занятия по познавательному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность c детьми в старшей разновозрастной группе МДОУ  детский сад №8 «Ягодка»

на тему: « Хвойные деревья»

Педагог: Куфтырёва Ольга Валерьевна

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширять представления о хвойных деревьях и их семенах.

Задачи:

1) Научить детей сравнивать   хвойные деревья ель, пихту  и сосну находить различия и сходства.

 2) Развивать познавательные способности  детей путём экспериментирования.

3) Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: хвоя, хвойные , пихта, кедр

Методы и приемы: объяснение, показ, практическая работа, беседа, исследовательская деятельность

Материал:  коллекция  шишек: ели , пихты, сосны, кедра ,лупы, модели деревьев, белка

Предварительная работа: прогулка в природу по теме: « Хвойные деревья»

дидактическая игра « К названому дереву беги».

Ход познавательной  встречи.

 Воспитатель : дети, я предлагаю Вам отправиться в путешествие  в зимний лес.  Вы согласны?

Дети: да, согласны

Воспитатель: Но прежде чем это сделать, мы с вами должны вспомнить о правилах поведения в лесу. Подскажите, как нужно себя вести, чтобы не нарушать покой лесных жителей?

Дети: Нельзя шуметь, ломать деревья.

Воспитатель: Правильно, мы ведь с вами в гостях, а значит должны вести себя прилично. Ну что же, правила поведения мы с вами знаем, можно отправляться в путь.

(Играет  спокойная музыка, дети заходят в зал, оформленный под воображаемый зимний лес.)

Воспитатель: Вот  мы и пришли, посмотрите, как красиво, тихо.

Говорят ,зимою лес

Полон сказочных чудес.

А давай-ка поспешим

Да на чудо поглядим.

Ель стоит  белым – бела,

Руки ветки развела:

« Проходите ,- говорит,

Добрым людям вход открыт».

Воспитатель:  давайте  поздороваемся   со всеми , кто сейчас есть в зимнем   лесу мы же с вами пришли в гости, только сделаем это тихо , что бы не напугать лесных жителей и не разбудить медведя.  

Дети: здравствуйте.

Воспитатель: я предлагаю отгадать вам загадку.

                            Что же это за девица

                            Не швея, не мастерица,

                            Ничего сама не шьет,

                            А в иголках круглый год?  (ель)

Воспитатель : Давайте подойдем к  елочке  и попробуем  описать ее.

                  (дети подходят к ели рассматривают)

Дети:  ветки растут от самой макушки и до земли слегка наклонены к низу, вверху веки короткие , а в низу длинные.

Воспитатель :Давайте нарисуем елочку  в воздухе.

           ( дети рисуют елочки  ,  соблюдая симметрию)

                           Мы рисуем елочку,

                          Елочку –иголочку.

                           Елочку пушистую

                           Елочку душистую.      

Воспитатель :  А кто знает,  если у елки сестренка?

Ответы детей : да это пихта.

Воспитатель: я предлагаю вам  взять веточки и сравнить их.

(обращает внимание на то , что одни колючие , а другие мягкие,

          дети сравнивают  иголки,  делают вывод)  

 Дети: у елочки  колючие иголки, у пихты мягкие.

Воспитатель : верно пихта это то же хвойное дерево , она похожа на елку, только иголочки у нее мягкие. Из иголок пихты  люди делают пихтовое масло для лечения разных болезней. Давайте сейчас понюхаем масло

(  воспитатель предлагает  понюхать  пихтовое масло )

Воспитатель  :  какой запах.

Дети: пахнет елкой.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю отгадать еще одну загадку

На мне колючие иголки,

Но не пихта я и не елка

Стройна , прекрасна, зелена

Весь год красавица…..

                                  (Сосна) 

Дети : сосна.

Воспитатель  :  давайте   подойдем к сосне  и рассмотрим ее веточки.

(педагог предлагает взять веточку сосны  и описать ее)

Дети: у сосны и елки иголки  колючие

Воспитатель: дети , а вы знаете , что деревья то же живые и они растут как и вы. А что  нужно для их роста?

Дети: для роста нужны солнце, воздух, вода.

 Воспитатель: верно без этого наши деревья не смогли бы расти.

Давайте покажем, как они растут.

Физкультминутка.

Сосны до неба, хотя дорасти.

( дети встают на носочки и вытягивают руки вверх)

Небо ветвями хотят подмести,

(машут руками из стороны в стороны)

Чтобы в течении года,

ясной стояла погода.

( разводят руки в стороны)

 Воспитатель :  как вы думаете,  у сосны есть брат?

( если дети знают,  то отвечают)

Воспитатель : дети ,  а попробуйте отгадать загадку.

Он растёт у нас в Сибири,
Самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший.
Собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти 
Любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр
Великан известный ... 
(Кедр)
В. Аношина

Воспитатель :  это кедр ,он растет в Сибири    у него иголочки похожи на сосновые только длиннее. А в нашем лесу он растет, давайте  подойдем.

(  подходят ,рассматривают  ветку кедра)

Дети: иголочки длинные, длиннее чем у сосны.

Воспитатель: дети, а кто из вас знает,  как называются  иголочки?

Дети:  иголочки называются хвоинки.

Воспитатель: а как можно назвать эти деревья?

Дети: деревья можно назвать хвойные.

 А знаете ,чем еще  похожи  деревья друг на друга ? У них есть шишки.

2. Исследовательская деятельность. « Для чего нужны шишки»

Воспитатель:   давайте возьмем по одной  разной шишке, рассмотрим их.

(Дети берут  из под деревьев по одной  шишке рассматривают их )

Дети: у сосны шишки круглые ,  а у ели длинные.

Воспитатель :  а кто знает , для чего дереву  нужны  шишки?

Дети: в них семена.

Воспитатель: а для чего нужны семена ?

Дети: чтобы из них выросли новые деревья.

 Воспитатель :дети, давайте  отделим чешуйки и рассмотрим  их, это семена

  ( рассматривание семян через лупу )

Воспитатель: дети , а сейчас посмотрите на схему , даже не возможно поверить , что  из такого крошечного семечка вырастает  такое большое дерево.

Итог :  

Воспитатель: дети, наша прогулка подходит к концу пора возвращаться в детский сад  я надеюсь , что  вам понравилось наше путешествие.

Подскажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? Что Вам особенно понравилось?

Ответы детей:

 Я предлагаю вам взять с собой шишки, ведь из них можно сделать замечательные поделки, а семена посадить. А еще белочка приготовила нам сюрприз .

( воспитатель достает из-под дерева туесок с орешками и  кедровую шишку)

Под музыку дети уходят из зала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...