Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Доброе, хорошее солнышко»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леонтьева Галина Виниаминовна

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умение определять погоду по приметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_horoshee_solnyshko.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по  экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Доброе, хорошее солнышко»        

Задачи:

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля.

Загадки:

Один костер
Весь свет согревает. 
(Солнце).

Золотое яблочко
По небу катится,
С утра улыбается.
А улыбка – лучи
Очень горячи. 
(Солнце).

Воспитатель. Ребята! А Солнышка-то сегодня и нет! И настроение у меня от этого что-то не очень весёлое. А у вас?

Воспитатель. Давайте подойдём к окошку и позовём Солнышко, споём ему песенку.

Дети. 

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись,

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Нет, не показывается. Ребята, как вы думаете, почему Солнышка сегодня нет?

Дети. Потому что пасмурно, и на небе тучи.

Вопросы: 
1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (солнечная, или пасмурная).

Художественноеслово:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
5. Почему погода стала холоднее? (Солнце редко появляется на небе).
6. Почему солнце реже появляется на небе? (Наступила осень).
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что у солнышка есть лучики. Летом они были очень тёплые. Давайте протянем наши руки к солнышку, поздороваемся с его лучиками. 
Я под солнышком стою,
Чудо-песенку пою:
Солнце, солнце, поскорей 
Мои рученьки согрей.
Что вы чувствуете? (Солнце светит, но не греет).
Приди, приди, солнышко,
Солнышко-колоколнышко,
Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Как вы думаете, для чего светит Солнышко? (Чтобы было светло и тепло).

Как солнце влияет на растения, на животных? (Они радуются солнцу, растут).

Солнце – это звезда, это гигантский пылающий шар. Оно очень горячее. Оно испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование живых организмов. На небе оно выглядит почти таким же, как полная Луна, но на самом деле оно во много раз больше, чем Луна и Земля.

Как солнце светит в разное время года? (По-разному, летом много солнца, зимой солнце находится высоко в небе и его практически не видно, осенью солнце светит меньше, чаще идут дожди, на небе тучи.Весной на деревьях и кустах почки раскрываются ярко-зелеными молодыми листочками. Зеленеют травы. Кто же их разбудил?

солнце светит меньше, чаще идут дожди, на небе тучи.

А зимой? Зимой солнце находится высоко в небе и его почти не видно, а у нас на Севере вообще полярная ночь. Дни короткие.

А весной? Весной на деревьях и кустах почки раскрываются ярко-зелеными молодыми листочками. Зеленеют травы. Кто же их разбудил?

Стихотворение:

Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть,
И ручьи пустились в путь.

Теплое солнце растопило снег и лед. Весной солнышко приближается ближе к земле, дни становятся длиннее.

Летом дни становятся еще длиннее. Солнце светит больше.

 Закрепление знаний.

Итак, кто мне скажет, что такое СОЛНЦЕ? (Это большая круглая звезда. Она очень горячая. Она дает тепло и свет, хорошее настроение.)

Солнце-главный источник тепла и света. Свечка, фонарик, электрическая лампочка. Ребята, объясните, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем. (Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце, источники света.)

Давайте порассуждаем о том, что было бы, если б солнца не стало.

Мы сказали, что от солнца светло, значит, если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет.

Солнце еще и греет.

И мы с вами знаем, что солнце нагревает предметы.

Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а от них уже нагревается воздух. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца.

Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту

А сейчас проведем физкультминутку. Пальцы собираются в кулак. Медленно разжимаются по одному.

Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучиком пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель Ребята , помните сказку о том как ужасный крокодил солнце в небе проглотил? Что же после этого произойдёт? Что произойдёт, если Солнце перестанет светить.

Дети: Темно, холодно.

Воспитатель: Да, Земля погрузилась бы в темноту, и превратилась бы в мёртвую пустыню. Погибли бы все растения , ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Дело в том, что Солнце всегда оказывало на нас влияние. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле закипает жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца – источника света и тепла.

Закончить наше занятие я бы хотела добрым и ласковым стихотворением:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Сказка Тамары Маршаловой.Сказка про солнышко

Сказочка про ясное Солнышко. Настало время рассвета. Солнышко проснулось, но вставать ему ещё не хотелось. Оно нежилось в белом пушистом облачке, как в мягкой пуховой перине и мечтало. А мечтало оно. Ну, мало ли о чём могло мечтатьСолнышко! Например, превратиться бы в большой красивый цветок, чтобы им все восхищались, или же в золотую рыбку, плавающую в прозрачной, как хрусталь, воде, или же. Можно превратиться в мяч! Да, в большой жёлтый мяч, который скачет и скачет. И всем весело. Вокруг смех, веселье. - Кукареку! - пропел Петушок. -Солнышко, просыпайся! - Уже проснулось, - ответило Солнышко, выглянув из-за облачка. - Да, на чём это я остановилось? - продолжало мечтать Солнышко, расчёсывая свои лучики, взъерошившиеся за ночь. - Так вот, мяч скачет и скачет по зелёной траве. И это уже не мяч, а большой жёлтый цветок, который своим ярким цветом притягивает к себе пчёл и мотыльков. Они летают вокруг мяча-цветка ивосхищаются: - Вы только посмотрите, какая красота! Какой насыщенный жёлтый цвет! - Это цвет мёда! - жужжат пчёлы. - Это цвет узора на наших крылышках! - восклицают разноцветные мотыльки. - Это цвет моих глаз! - вмешивается в разговор огромная стрекоза, пролетая мимо. - Это цвет. золотой рыбки, - вдруг решает мяч-цветок, скатившись по зелёному склону в ручей. И вот мяч уже не цветок, а рыбка, которая плывёт по ручью. Знакомая стрекоза так и норовит приземлиться на эту удивительную рыбку, которая ещё недавно была мячом-цветком. Водичка в ручье чистая, прозрачная, видны даже крохотные камешки на его дне. - Как хорошо! - говорит про себя мяч-рыбка. - Плывёшь себе и плывёшь, а вокруг. А вокруг мяча-рыбки уже стали собираться обитатели ручья: мелкая рыбёшка, зелёные лягушата, головастики. - Что за чудная рыбка? - дивятся они. - Она нам что-то напоминает. Но, что? Ну, конечно же,солнце. Это рыба-солнцеСолнце! Где тёплое и ласковое Солнышко? ЯсноеСолнышко, где ты! Солнышко очнулось от своих мечтаний и снова выглянуло из-за облачка. - Кто меня звал? - спросило Солнышко. - Мы, - услышало оно в ответ и увидело множество вопрошающих глаз. Солнышко ждали все! И цветочки на поляне, и рыбки в ручье, и детки в саду, держа в руках огромные красочные мячи. - Ах, как хорошо, что я всё-таки солнце! - подумало Солнышко, выкатываясь, огромным жёлтым мячом из-за облачка, и плывя по бескрайнему голубому небу золотой рыбкой. - Ведь меня все так любят и ждут.

Рогозина Екатерина Сказка про Солнце и Дождь

Жили были на Небе Солнце и Дождь.

Жили они на разных сторонах Неба и старались не встречаться, потому что друг другу не слишком-то нравились. Солнце считало Дождь слишком хмурым и плаксивым, а Дождь считал Солнце заносчивым задавакой, уж больно оно ярко светило во все стороны своими лучами.

Но вот однажды, когда Солнце светило во всю, радостно согревая Землю, на Небе показались Дождевые тучки. Они подкрадывались к Солнцу всё ближе и ближе, и вот его совсем окружили.

-Эй! Вы куда! Это моя часть неба! - вскричало Солнце, распихивая руками-лучами тёмные облака. - Идите отсюда! Это моё место!

И тут облака заплакали, пошёл Дождь:

-Не могу я уйти отсюда, - рыдал он, заливаясь слезами. - Меня сюда гонит Ветер.

-Вот бестолковый! - воскликнуло Солнце и крикнуло Ветру: -Эй, ты! Гони-ка этих сопливых отсюда! Они меня загораживают!

Но Ветер был очень ветреным и непостоянным. Он то дул с Севера на Юг, то с Юга на Север, а то и вовсе носился кругами или сразу стремился во все стороны. Поэтому он только рассмеялся в ответ на крики Солнца и продолжил гонять Дождевые тучки, как ему вздумается.

Так Дождь отказался совсем-совсем близко от Солнца.

-Ой-ой-ой! - ахнуло Солнце. - Ты же замочишь все мои лучики!

-Прости, пожалуйста, - всхлипнул Дождик, - Но я ничего не могу поделать.

И Солнце так расстроилось, что потускнело. И вокруг стало совсем темно и мрачно. Даже Ветер притих!

-Как страшно! Как темно! - испугался Дождик и заплакал ещё пуще. - Я боюсь!

Солнце помолчало, а потом тихо сказало:

-Если ты чуть-чуть подвинешь свои тучки, я, так и быть, посвечу.

Дождик огляделся, но хулигана Ветра нигде не было видно. Тогда он тоже тихонько шепнул Солнцу:

-Я постараюсь.

Он перестал плакать и начал осторожно стягивать свои тучки в одну кучку. Сначала одну, потому другую, так понемножку в тучках появился просвет. И Вскоре Солнце могло видеть Землю, пусть не всю, но хотя бы кусочек.

-Ура! - закричало Солнышко и щедрой пригоршней рассыпало свои лучи.

Лучи радостно засияли по всему небу, раcцветили Дождевые тучки так, что те перестали быть такими тёмными и мрачными, проскользнули в просвет и.

-Ой! Что это! - одновременно воскликнули Солнце и Дождь.

Между Небом и Землей пролегла радостная семицветная лента.

-Это Радуга! - завопил неизвестно откуда взявшийся Ветер. - Семицветная Радуга-дуга! - и со смехом начал кататься по крутой Радуге.

-Как красиво! - воскликнуло Солнце.

-Неужели это мы сделали? - скромно удивился Дождик.

-Конечно вы! - мягко прозвенела Радуга. - Я - это Дождиковы слёзы и Солнцевы лучики.

-Как здорово! - улыбнулись друг другу Дождь и Солнце.

И стали они дружить.

Иногда они играли вместе, Дождик окружал тучками Солнце, потом отбегал прочь,Солнце разбрасывало лучи, и снова появлялась Радуга.

Эта игра им очень нравилась. И больше они никогда не ссорились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Солнышко, солнышко выгляни скорее» (вторая младшая группа)

Дать детям представления о весенних изменениях в природе.Формировать интерес к явлениям  природы.Учить передавать образ солнца в рисунке....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Добрым быть совсем непросто…»

Тема НОД: «Добрым быть совсем непросто...»Цель НОД: Освоение первоначальных представлений социального характера добра и зла и включение детей в систему социальных отношений.Задачи НОД:«Социально-комму...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Вместе с солнышком гуляем».

Данная работа будет интересной воспитателям младших групп. Конспект познавательного занятия направлен на активизацию речи, и формирования  познавательной деятельности....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме «Хороша весна царица» в первой младшей группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме  «Хороша весна царица» в первой младшей группе.Цель: Способность дальнейшему формированию умения замечать и называть явления в природ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме «Хороша весна царица» в первой младшей группе.

        Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме  «Хороша весна царица» в первой младшей группе.Цель: Способность дальнейшему формированию умения з...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Как дети солнышко искали"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы...