Викторина "Путешествие в природу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель:
обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества,
уважение к партнёрам и соперникам по игре.
воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_puteshestvie_v_prirodu.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая викторина «Путешествие в природу»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества,
уважение к партнёрам и соперникам по игре.
- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Материал:
Аудиозапись пение птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки, магнитная доска с магнитами, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления», наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Птицы средней полосы», «Животные средней полосы» «Грибы», призы.
Ход викторины:
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»
Мы сегодня с вами проведём викторину: Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается фишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителя.
1 команда «Подснежники». 2 команда «Ландыши»
Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
1. Кого называют царем зверей? (лев)
2. Лошадь в тельняшке? (зебра)
3. Кто является санитаром леса? (дятел)
4. Сумчатый попрыгун (кенгуру)
5. Самое упрямое животное (осёл)
6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
«Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
1 задание. Дидактическая игра «Объясни правило».
Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графическим изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!
Задание 2. «Угадай дерево». Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.
Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
Задание 3. «Загадки о животных»
Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом.
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?
Зимой спит – летом ульи ворошит.
Кто на себе свой дом носит?
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу.
Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык!
Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?
Мы с вами поиграем в игру: «Назови лишнее слово»
Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина.
Стрекоза, комар, щука, муха, муравей.
Лиса, корова, ёж, заяц, волк.
Сорока, воробей, паук, синица, дятел.
Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).
Какое растение может вас обжечь? (Крапива).
Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
Время года, когда просыпается природа? (Весна).
В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).
Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
Домашний родственник зайца? (Кролик).
Дикий родственник свиньи. (Кабан).
Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).
Готовят ли запасы еды белки? (Да).
Зимняя квартира медведя? (Берлога).
Где живет белка? (Дупло).
Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха).
Гирлянды маленьких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши).
Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики).
Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики).
Задание 5. Загадки о птицах.
Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел).
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,
Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка).
Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей).
Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова).
Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей).
Задание 6. «Раздели на слоги»
Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка.
Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла).
Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит. Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар).
У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела, и большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за).
Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка).
Задание 7. «Загадки о ягодах»
Я красна, я кисла, на болоте я росла,
Дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)
На болоте уродилась, в мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка - ягодка... (морошка)
Что за ягодки на кочке? Осень им румянит щечки,
И морозить, и мочить, и варенье варить, и в морс годится – не даст простудиться.
Наклонись-ка, погляди-ка, не поспела ли… (Брусника.)
Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот. (Черника.)
Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с... (Малиной.)
Задание 8. «Сказочные объявления»
(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобразить его).
«Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)
«Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк).
«Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса).
«Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка).
«Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь).
«Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морковкой».
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...