Подготовка детей к экологическому досугу "День защиты зверей"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к экологическому досугу: «День защиты зверей»
Выполнила Тихонова Светлана Владимировна
Место работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение N 170г.Оренбург, воспитатель
Адрес и место жительства 460006 г.Оренбург пер . Селивановский 30/32кв.4
Электронный адрес 89228494623@mal.ru
Телефон 89228494623, 89058431284
Подготовка детей к экологическому досугу: «День защиты зверей»
Огромные масштабы приняла в настоящее время проблема взаимодействия человека с окружающей средой, общества и природы. Только деятельность людей может, как навредить, так и спасти планету. Человек должен осознавать себя как часть природы, глубоко понимать законы природы, учитывать многочисленные взаимодействия в природных сообществах, осуществлять свою деятельность во благо сохранения природы и природных ресурсов.
Проблема сохранения окружающей среды от отрицательного воздействия человека на природу волнует все человечество и требует формирования экологической культуры и экологически- осознанного отношения каждого человека, как жителя нашей планеты.
Необходимо повышать уровень эколого-нравственной культуры в каждом человеке, формируя с раннего детства и продолжать всю жизнь. Следует обратить особое внимание на экологическое образование и экологическое воспитание подрастающего поколения. Потребительское отношение к природе со стороны человека связано с недостатком экологического воспитания. Важная задача экологического воспитания- это формирование экологического сознания личности, ценностно-ориентированного отношения к природе[1].
Процесс формирования экологического сознания очень долгий и должен охватывать все возрастные группы детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для формирования основ экологической культуры. В период дошкольного детства мы наблюдаем значительный скачек в познавательной сфере ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения личности ребенка, формируется осознанное отношение к окружающему миру. Дошкольнику свойственен образный характер мышления, он основывается на собственный опыт взаимодействия с объектами окружающего мира. Дошкольный возраст- это период интенсивного роста и развития ребенка, развиваются и совершенствуются психические и физические возможности ребенка, формируется личность в целом. Ребенок быстро накапливает свой жизненный опыт, на основе сенсорных ощущений, расширяет круг своих представлений. На основе сенсорных ощущений формируется восприятия ребенком окружающего мира[2].
У ребенка формируется самосознание, он начинает выделять себя из окружающего мира, ориентироваться в предметно- природной среде. В процессе экологического воспитания у детей формируется отношение к окружающему миру, он осознает самоценность природы.
Экологически -воспитанный дошкольник активно участвует в деятельности экологически-ориентированного характера. Во время экологической деятельности у детей дошкольного возраста, закрепляются и углубляются знания, умения и навыки общения с природой, активизируется гуманное отношение к ней. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста формирует эмоционально- положительное отношение к природе. Детям- дошкольникам свойственны: эмоциональность, отзывчивость, сострадательность к объектам живой и неживой природы. Дошкольный возраст, педагоги и психологи, считают самым благоприятным для формирования экологической культуры и гармоничного развития личности ребенка[3].
Экологическое образование- это новое направление в дошкольной педагогике и в настоящее время считается наиболее актуальным. Внедрение нового направления требует от педагогов поиска новых путей педагогического воздействия, построение педагогического процесса в духе современного общества.
Широко в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время педагоги используют в экологическом образовании детей, проведение экологических праздников-досугов. Организация и проведение экологических досугов является интересной формой экологического образования дошкольников, вызывает эмоционально-положительный отклик у всех участников мероприятия.
В легкой, естественной и радостной форме экологические досуги развивают у детей много положительных качеств, таких как инициативу, активность, творчество, доброжелательность, эмпатию. Знания, приобретаемые во время проведения досуга, легко усваиваются детьми. Экологические праздники, досуги, развлечения играют важную роль в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста[4].
Экологические досуги развивают в детях духовно- нравственные и эстетические качества личности. Экологические досуги развивают любовь к родному краю, к культуре своей страны. Экологические досуги целесообразно сопровождать музыкальными этюдами. Дети, изображая животных, закрепляют знания о повадках в естественной среде, имитируют звуки птиц. В результате проведения экологических досугов дети получают ни только экологическое развитие, но и музыкальное. После такого мероприятия у детей усиливается эмоционально-положительное восприятие природы, окружающего мира, закрепляются знания о объектах живой и неживой природы, о сезонных изменениях в природе, расширяются представления о взаимосвязях между объектами природы, активно развиваются творческие способности детей, обогащается духовный и внутренний мир ребенка. Трудно не оценить влияние экологических досугов на общее развитие детей дошкольного возраста.
Досуг-это вид детской, в которой сочетаются обучение и воспитание. Экологический досуг-это мероприятие, которое организуют для формирования у ребенка разнообразных представлений об объектах природы, о природных явлениях, развивает знания, умения и навыки экологического содержания. Экологическое воспитание при проведении досугов, направлено на формирование экологической культуры личности, её нравственных качеств: гуманности, ответственности, сопереживания. Экологическое воспитание закладывает основы правильного поведения ребенка в природе и ценностного отношения к ней.
Праздники-досуги с одной стороны закрепляют приобретенные знания, а с другой стороны способствуют познанию нового, расширяют кругозор ребенка, обогащают словарный запас новыми экологическими терминами. Во время проведения досуга дети переживают гуманные чувства, сопереживают за своего сверстника, пытаются помочь разрешить проблемную ситуацию.
Перед проведением досуга воспитатель проделывает большую предварительную работу. Дети ждут с нетерпением праздника, совместно с родителями готовят костюмы персонажей, в которых они выступают на мероприятии.
В основе каждого экологического досуга лежит идея, которую необходимо донести до каждого ребенка. При определении темы и содержания праздника, необходимо приурочить их к праздничной, государственной дате, национально- традиционным праздникам, учитывая сезон года. Например праздники, проводимые в детском саду: День Земли (22 апреля), День птиц(18 марта), «Синичкин день»(12ноября), День защиты животных (4 октября)[5].
После определения темы экологического досуга, воспитатель совместно с музыкальным руководителем разрабатывают сценарий и определяются с датой проведения данного мероприятия. Сценарии досугов составляют так, чтобы они познавательно- развлекательный характер, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На предварительном этапе мы проводим беседы с детьми на темы экологического досуга, формируя новые экологические представления.
В сценарий можно действующими героями привлечь и детей старшего дошкольного возраста, разучить с ними диалоги, стихи, песни. При разработке сценария досуга рекомендуется использовать художественное слово, народный, фольклорный материал. Потешки, частушки, загадки- это интересный и доступный для детей источник знаний и представлений об окружающем мире. Народный, выразительный и образный язык зарождает интерес детей дошкольного возраста к народному фольклору, обычаем, традициям, обогащает тем самым духовный и эмоциональный мир ребенка. Большое внимание при разработке сценария уделяется подборке музыкального материала экологического содержания. Внимательно, с интересом дети прослушивают музыку природы: щебет птиц, журчание ручейка, шелест осенних листьев- все это способствует творческому воображению ребенка. В праздник включают разнообразные детские игры:
дидактические игры экологического содержания( «Где я живу?», «Что я ем?», «Мой домик», «Чей листок?» итд.), народные игры, игры-эстафеты. В результате игр у детей закрепляются приобретенные знания, развивается самостоятельность, инициативность, активность в принятии решений, обогащается словарный запас детей, приобретаются коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми. В сценках и танцах экологического мероприятия дети имитируют движения животных, птиц и насекомых, узнаваемых по их повадкам[6].
Огромное значение для создания атмосферы праздника имеет укрощение зала. Необходимо создать соответствующую декорацию, согласно выбранной темы экологического досуга, погрузить ребенка в реальное восприятие праздника (макеты, рисунки, ширмы ит.). Красиво оформленный зал настраивает детей на положительно-эмоциональный лад. Экологические досуги способствуют восприятию экологических проблем каждой личностью отдельно.
В своём детском саду мы проводили экологический досуг, под названием «День защиты зверей», приурочив его к празднику «День защиты животных», который отмечается 4 октября. Цель, которую мы себе поставили- это развитие у дошкольников восприятия животных, как партнеров в процессе жизнедеятельности; формировать гуманное отношение к миру природы, обогатить знания детей о разнообразных видах животных.
Перед проведением экологического праздника мы проводили беседу с детьми «Умеешь ли ты обращаться с животными?». Ознакомили детей с правилами поведения при встрече с животными. Узнали у детей, у кого дома есть домашнее животное. Дети рассказывали истории о своих питомцах. Учили детей составлять описание- рассказы о домашних животных. Целью нашей беседы было- воспитание в детях чувства доброты и чуткого отношения к животным. По окончании беседы мы посмотрели с детьми диафильм «Удивительный мир зверей», познакомили детей с другими видами животных. Совместно с детьми оформили эко-газету «Наши братья меньшие», где каждый ребенок мог разместить фото любимого животного.
На предварительном этапе подготовки к нашему основному празднику детям раздали стихи о животных и предложили дома, совместно с родителями, изготовить костюм животного, любимого и знакомого детям.
В день проведения экологического досуга «Дня защиты зверей», дети в группе нашли письмо со следами животного, для того, чтобы найти это животное, необходимо подняться в музыкальный зал.
При входе в зал дети услышали песенку «Зверя по следам любого..»из знакомого мультипликационного фильма. Дети расположили в зале на стулья и посмотрели презентацию «Мы в ответе за тех, кого приручили». В зале было ощущение леса: большие деревья, пеньки с игрушками- животными, имитация реки из синей ткани. На стене висели рисунки детей, с животными нашего края и домашними питомцами.
После просмотра фильма дети читали стихи о животных, затем отгадывали загадки воспитателя. Потом воспитатель предложил детям поиграть в игру «Угадай-ка». Воспитатель читает поговорку, а ребята должны её продолжить и угадать о каком животном идет речь? Продолжили мероприятие инсценировкой сказки «Теремок». В конце праздника в зал вошел сказочный герой-животное, чьи следы видели дети в начале досуга и раздал детям сладости.
В группе мы обсудили с детьми праздник, и дети ответили на вопросы воспитателя о животных. С помощью экологического досуга мы старались закрепить знания детей о животных, развивали интерес детей к живой природе, воспитывали у дошкольников доброе отношение к животным, гуманное и бережное отношение к ним.
Экологические досуги в ДОУ положительно влияют на личность ребенка. Экологический досуг- это одна из форм организаций деятельности детей в рамках ДОУ. Педагогическое воздействие экологического досуга трудно не оценить. В занимательной, театрализованной форме дети осваивают знания природоведческого содержания. Музыкальное сопровождение, украшенный зал и предварительно, подготовленные костюмы, усиливают восприятие ребенка, глубоко погружая его в тематику досуга.
Экологические досуги способствуют нравственному развитию детей дошкольного возраста, чувства сопереживания за себя и своего сверстника, развивают коллективизм и дисциплинированность. Особая праздничная атмосфера способствует эстетическому воспитанию дошкольников: детей заинтересовывают репродукции художников-пейзажистов, музыкальные произведения о природе, дети с удовольствием разучивают стихи и песни экологического содержания. Подготовка к досугу проходит систематически и планомерно, и не нарушает общий ритм жизни ДОУ. Праздник оказывает эмоционально-положительное влияние на ребенка, каждый вносит свой вклад в общую картину досуга[7].
Немаловажную роль в проведении досуга следует отвести ведущему. Педагог- ведущий должен сам обладать высокой экологической культурой, чтобы быть примером для детей, грамотно контролировать весь праздник, быть веселым и находчивым, способный быстро решить проблемную ситуацию, знать особенности поведения каждого ребенка, заинтересовать детей общей идеей экологического досуга.
Досуг по своей организации- это активная деятельность детей. Праздник ни только средство для воспитания, но и форма взаимодействия педагогов с родителями. На подготовительном этапе к досугу мы активно привлекаем родителей воспитанников, они готовят костюмы для детей, атрибуты для праздника, участвуют в украшении зала. Родителей можно пригласить на проведение экологического досуга, включить участие в сценарий. Привлекая родителей к экологическому досугу, мы повышаем уровень экологической культуры всей семьи.
Экологические досуги помогают педагогам обратить внимание детей на красоту родного края, обогатить внутренний мир ребенка. В игровой форме, используя сказочные персонажи, помогают педагогам добиться больших результатов. Дети испытывают особую радость в подготовке и проведении досуга, чувствуют свою значимость. Экологический досуг в ДОУ- это не формальное действие, а красочное, зрелищное мероприятие, направленное на формирование экологической культуры детей[8].
Список используемой литературы
1.Серебрякова,Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т.А. Серебрякова.М.: Издательский центр «Академия»,2008. С. 124.;
2..Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш.заведений/С.Н. Николаева.М.: Издательский центр «Академия», 2005.С. 156.;
3. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие/ В.А. Зебзеева. М.: ТЦ Сфера,2009.С.144.;
4.Зацепина, М.Б. Организация культурно- досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие/ М.Б. Зацепина.М.: Пед.общество России,2004. С.132-135.;
5. Зацепина,М.Б. Культурно- досуговая деятельность в детском саду: Учебно-методическое пособие/ М.Б.Зацепина.М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006.С.34-38.;
6. Зацепина,М.Б. Праздники и развлечения в детском саду: Учебно- методическое пособие/М.Б.Зацепина.,Т.В.Антонова.М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006.С.172.;
7.Турыгина,С.В. Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольной и начальной школы: Учебно-методическое пособие/С.В. Турыгина., Н.А. Кашина. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс»,2010.С.89-92.;
8.Лыкова,И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебное пособие/И.А.Лыкова.,И.А.Рыжова.М.: Издательский Дом «Цветной мир»,2014.С.121.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка к формированию экологической культуры у взрослых и детей в условиях ДОУ»
Выступление на городской педагогической конференции...
НОД по экологическому воспитанию детей старшей группы "Как живут звери зимой в лесу"
Конспект НОД представлен в форме беседы с детьми, в плане закрепления знаний о жизни зверей зимой в лесу. Игровые упражнения развивают у детей речь, мышление, интеллектуальные способности. Дети с инте...
Подготовка детей к экологическому конкурсу.
Тема экологии является одной из важнейших в наше время, поэтому с раннего детства ребята должны учиться оберегать и сохранять окружающую среду!...
План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников
План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников...
Конспект занятия с применением ИКТ по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Как звери Сибири зимуют в лесу"
Совершая путешествие в зимний лес, дети встречаю зверей, которые рассказывают, как они живут зимой. С помощью видеопрезентации ребята закрепляют полученные знания по экологии, учатся беречь и любть пр...
Подготовка детей к участию в конкурсе "САМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29031676","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28014862","attributes":{"alt":"","cla...