«Зимующие птицы» Проект средней группы №4 «Лисята»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ерунова Светлана Александровна

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Актуальность проекта:

Дети среднего возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах.

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицамизимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Именно в период дошкольного детства происходит формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Необходимо помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц. Вызвать желание у детей помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проблема:

Недостаточные представления о зимующих птицах. Дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект«Зимующие птицы».

Вид проекта:

информационный, познавательный.

Цель проекта:

расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные

• Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.

• Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.

• Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие

• Развивать познавательные способности детей, учить проявлять

любознательность и самостоятельность.

• Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные

• Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Сроки реализации проекта:

краткосрочный (февраль месяц)

Участники проекта:

воспитатели, родители, дети средней группы.

Организационный:

Дать детям представления о зимующих птицах (как живут пернатые друзья, чем питаются) -тематическая выставка: детская художественная литература (сказки, рассказы, стихи);

-Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма

- Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», Т. Шарыгиной «Снегири», Е. Авдиенко «Снегири», В. Гаазов «Пестрый дятел»

-Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц«Зимующие птицы»«Птицы у кормушки»

-дидактические игры«Кормушка»«Угадай-ка»«Разрезные картинки» (зимующие птицы)

-заучивание пальчиковых игр «Птицы у кормушки»«Мы во двор пошли гулять»;

Формирующий:

-Расширять у детей представления о зимующих птицах.

-Привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

-Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

-Воспитывать любовь к родной природе. -Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, речь, память, внимание.

Познавательное развитие:

-Беседы «Беседа о птицах»«Как живут наши пернатые друзья зимой»«Кто заботится о птицах»«Знакомство с воробьем»

-наблюдение за птицами на участке; наблюдение за вороной, голубями, воробьями;

- Дидактические игры «Один -много»«Счет птиц»«Четвертый лишний»

-конструирование«Домик для птичек».

Речевое развитие:

-чтение: Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой, Н. «Еловая шишка», Э. Шим «Как воробей теплый угол искал»

Воспитательные:

 

- Развешивание кормушек на территории детского сада.

-Д/и «Один – много», Д/и «Скажи ласково», Д/и «Угадай птицу по описанию», Д/и Загадки – отгадки», Д/и «Доскажи словечко»;

Физическое развитие:

-пальчиковые игры«Мы во двор пошли гулять»«Птицы у кормушки»«Я зимой кормлю всех птиц»;

-подвижные игры«Совушка»«Веселый воробей», «Птички в гнездышках, «Воробушки и кот»«Воробушки и автомобиль»;

Художественно-эстетическое развитие:

-коллективная аппликация «Зимний гость» (снегирь)

-рисование«Воробей и мышка».

-лепка «Учимся лепить птиц»;

Рисование: Раскраски

 

«Снегири на ветке рябины»;

-слушание аудиозаписи «Голоса зимнего леса».

Социально-коммуникативное развитие:

-«Четвертый лишний»«Какой птицы не стало»«Разрезные картинки»;

-кормление птиц.

Консультация для родителей«Зимующие птицы нашего края». Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы«Развитие познавательной деятельности у детей?»

Итоговый:

Закрепить знания о зимующих птицах. -Викторина «Зимующие птицы – наши друзья»

-организовать для родителей выставку детских работ.

Используемая литература: детская художественная литература, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр; Интернет-ресурсы.

Приложение:

Пальчиковые игры:

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)

В них насыпали зерно.

(«насыпаем» зерно щепотками)

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

(на каждую птицу загибаем палец)

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Сколько птиц

Сколько птиц в кормушке нашей

(сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(на каждое название птицы загибать пальцы)

Всем хватило зернышек.

(сжимать и разжимать кулачки)

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

ЗАУЧИВАНИЕ:

«Снегири»

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

«Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

ЗАГАДКИ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ:

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок.

(Воробей)

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка -.

(Воробей)

Маленький мальчишка

В сером армячке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует

- Коноплю ворует.

(Воробей)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

Трещала с самого утра:

"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит.

(Сорока)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её.

(Сорока)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её.

(Сорока)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(Сорока)

Днём спит, ночью летает.

(Сова)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись.

(Дятел)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Что за кузнецы в лесу куют?

(Дятлы)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой

- Все равно он будет мой!

(Дятел)

Очень странный почтальон:

Не маг и не волшебник он.

Доставит письма и газеты,

Несёт посылку на край света,

Хранить умеет все секреты.

Крылат и смел, и зорок он.

Кто же этот почтальон?

(Сова)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

(Сова)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(Дятел)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

БЕСЕДЫ О ПТИЦАХ

«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?

Воспитатель:

• Почему воробей – птица?

• Что есть у птицы(показать модель)

• какого цвета грудка?

• Чем покрыто тело?

• Какого цвета перышки?

• Какого цвета шапочка?

• Что это? (показать клюв)

• Какой клюв?

• Зачем он нужен?

• Что воробей клюет?

• Зачем нужен хвост?

• Зачем воробью глазки?

• Кто у него враги?

• Могут ли птицы прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель:

• Кто это?

• Какие они?

• Они живые?

• Что они едят?

• А как зовут эту птицу(Показать картинку с изображением синицы).

• Что она ест?

• Много ли сейчас насекомых?

• Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).

• Какие птицы улетают?

• Как их называют?

• Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).

• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?

• Так какие же птицы бывают?

Дети отвечают.

Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Что это?

• Зачем нужна кормушка?

• Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

• Что ест голубь, воробей, синичка?

• Так зачем подкармливать птиц зимой?

Дети отвечают.

Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

• Куда вышли дети?

• Для кого они несли зерно?

• Куда они насыпали зерно? Зачем?

• Почему прилетели птицы?

• Кому насыпали семечки?

• Птицы были рады?

• Так почему же надо подкармливать птиц?

Дети отвечают.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект -презентация по экологии "Зимующие птицы" для средней группы

Краткое, последовательное изложение  материала для проведения работы по созданию экологического проетка "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста...

Проект "Зимующие птицы" для средней группы

Тип проекта: позновательно- исследовательский.Проект по развитию речи...

Проект "Зимующие птицы" в средней группе.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Исследовательский проект "Зимующие птицы" в средней группе.

Исследовательский проект "Зимующие птицы" в средней группе....

Проект " Зимующие птицы " для средней группы

Проект образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы" в средней группе...

п «Как зимуют птицы» ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...

Экологический проект «Зимующие птицы»! в средней группе

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше,...