«Дикие животные»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie-givonye.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

детей старшего дошкольного возраста

на тему

«Дикие животные»

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, социо-игровых технологий, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Семендерова Н.Н.

Санкт – Петербург

2019

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о диких животных леса.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение.
  2. Обогащать словарь по теме «Дикие животные».
  3. Развивать связную речь.
  4. Развивать умение выстраивать «пищевые цепочки в лесу»

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
  2. Формировать и развивать умение работать сообща в командах.
  3. Формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
  4. Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Материалы: карточки с дикими животными, карточки с заданиями, колокольчик, бумага, карандаши, ИКТ.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Татьяна Рик «Лесные животные»

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

Тема: «Дикие животные»

Экологические дидактические игры: «Я знаю», «Птицы, звери, рыбы». «Четвертый лишний», «Кто где живет?»

Ход НОД.

1.Ритуал приветствия «Давайте порадуемся»

Цель: создание положительного настроя в группе.

Дети стоят полукругом на ковре, произносят слова и выполняют действия

«Доброе утро солнцу и птицам! », (дети поднимают руки вверх)

«Доброе утро улыбчивым лицам! » (улыбаются друг другу)

«Доброе утро! » - маме и папе (берутся за руки)

«Доброе утро! » - останется с нами. (руки прижимают к груди)

Игра: «Тень-потетень»

2.Постановка проблемной ситуации.

Инструкция: Педагог сообщает детям о том, что в лесу  стоит шум и гам. Животные спорят, кто из них главнее и нужнее. Педагог просит ребят помочь разобраться в этой ситуации.

(Параллельно на экране появляется слайд «дикие животные» на фоне записи шум леса).

Педагог: Ребята, нам нужно выполнить ряд заданий, благодаря которым мы сможем определить, кто из диких животных самый главный в лесу. Как вы думаете, сможете выполнить задания?.. Справитесь?..

  1. Формирование малых групп. Выполнение задания 1.

Инструкция: Дети делятся на команды, рассчитавшись на «хищники», «травоядные», «всеядные». Сформированные команды сами выбирают капитана и придумывают название, или почему команда так названа.

По сигналу колокольчика капитаны подходят к педагогу. Им предлагается выбрать конверты, в которых находятся карточки с изображением животных. Втайне от команд капитаны получают задание, которое затем должны самостоятельно объяснить остальным участникам.

Игра «4-й лишний». Определить, какое животное лишнее. Время для выполнения – 3-4 мин. По завершении капитаны выходят к педагогу для представления результатов.

Кабан, кролик, лиса, белка…( кролик – домашнее животное),

Заяц, волк, еж, белый медведь…( белый медведь – дикое животное Севера),

Рысь, лось, бурый медведь, кенгуру… (кенгуру – дикое животное Австралии).

Или картинки

Игра: «Чей след?» каждой команде картинки

Игра: «Чьи хвосты?» каждой команде

  1. Смена лидерства. Выполнение задания 2.

Инструкция: Дети делятся на новые команды – встают в круг и рассчитываются на «белса», «лилень», «медволк». Избираются новые капитаны, придумываются названия команд. Алгоритм получения задания тот же, что и выше.

Игровое упражнение «Узнай животное».Капитаны выбирают  попавшиеся карточки из конвертов: 1)карточку с животным (волк, медведь, лось). Задача – составить описательный рассказ про животное, не называя его, другие отгадывают. (Живет в норе, хитрая, ловит мышей…, живет в логово, злой, серая шкура…, Рога ветвистые, копыта, любит кору осины…)

Время выполнения 3-5 мин. По завершении капитаны выходят к педагогу для представления результатов.

  1. Разминка «Тропинка, кочка, копна».

Цели: снятие усталости, сплочение коллектива, развитие внимания.

Инструкция: Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу они начинают движение по кругу, пока педагог не произнесёт слово-задание: «тропинка» - дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» - дети направляются в центр круга, поднимая руки вверх к центру; «кочки» - дети приседают, положив руки на голову. Задания повторяются.

  1. Смена лидерства. Выполнение заданий 3, 4.

Инструкция: Дети делятся на новые команды – встают в круг и рассчитываются на «лосенок», «олененок», «ежонок». Избираются новые капитаны, придумываются названия команд. Алгоритм получения задания тот же, что и выше.

Игровое упражнение «Постановка необычных проблем».Эта игра направлена на развитие изобретательности ребёнка, т.е. воображения в сочетании с творческим мышлением (технология ОТСМ-ТРИЗ).

Детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание: «Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доску или на полу » ( растения должны быть изображены с плодами и семенами ). Проверив правильность выполнения задания, педагог дает второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их ниже на доске» (к этой группе относятся гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные- мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны и т.д. Третье задание: «Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на доске ниже растений». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники. Четвертое задание.  «Поместить на доску изображения животных- хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.

Вопросы каждой команде:«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

 - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. В лесу все друг другу нужны.

  1. Рефлексия. Упражнение «Комплимент».

Вопросы для обсуждения: 1)Понравилось ли вам играть? 2)Какая игра понравилась больше всего? 3)Что было труднее всего выполнить?

Инструкция к упражнению: Дети встают в круг, берутся за руки. Задача – глядя в глаза соседу, назвать его по имени, сказать ему несколько добрых слов (комплимент, похвалить за что-то). Принимающий кивает головой, благодарит за слова (назвав ребёнка по имени) и дарит комплимент своему соседу и т.д.

  1. Ритуал прощания.

Инструкция: Дети берутся за руки и хором говорят: «Спасибо за прекрасный день!».

рисунок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....