ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Осень - чудная пора"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Содержание
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Результаты
Выводы
Список литературы
Приложение
Паспорт проекта
Тема проекта
«Осень - чудная пора»
Творческое название
«Осень - чудная пора»
Автор
Тип проекта:
Краткосрочный, творческо-исследовательский, групповой.
Участники проекта
воспитанники средней группы №4, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников
Воспитанники среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Сроки реализации:
06 ноября 2019г. – 13 ноября 2019г.
Проблема:
Большинство современных детей редко общаются с природой и бережно относятся к ней, замечают её красоту.
Актуальность
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Гипотеза
Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, заучивание стихов, песен), то у детей будут сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Цель
Формирование наблюдательности у детей, желание бережно относится к природе и заботится о ней.
Задачи
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
- пополнить и обогатить знания детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Принципы реализации проекта
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
- Основной
Практический – в результате чего был реализован проект:
1. Коммуникативная деятельность
2. Восприятие художественной литературы
3. Музыкально-художественная деятельность
4. Восприятие произведений изобразительного искусства
5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
7. Развитие двигательной деятельности
8. Игровая и познавательная деятельность
9. Трудовая деятельность
10. Работа с родителями
- Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, труд, развлечение.
Методы и приёмы реализации проекта:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные;
- нетрадиционные
Риск проекта
- Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
- Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
- Организация мероприятий на базе ДОУ;
- распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
- разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
- добровольность участия в проектной деятельности
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
- конспекты занятий;
- конспекты бесед;
- выставки детских работ;
- выставки детских работ сделанные совместно с родителями.
Ожидаемый результат
1. Для педагога:
- освоение проектного метода
- работа по сбору информации .
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в написании сценария и конспектов по воплощению проекта.
- организация выставки детских работ;
- организовать праздник для детей по данной теме.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание пальчиковых игр, пословиц, считалок стихотворений, песен.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Для воспитанников:
- формирование познавательно – речевой активности детей среднего дошкольного возраста;
- осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны;
- участие детей в организации выставки своих работ;
- формирование практических знаний, умений, навыков в результате наблюдений за осенними признаками;
- участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.
3. Для родителей:
- участие родителей в изготовлении продуктивной деятельности;
- организовать в родительском уголке выставку детских работ;
Способ оценки достижения планируемых результатов
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
- - Мультимедийные презентации о признаках осени.
- - Методический инструментарий.
- - Наглядный материал.
- - Настольно-печатные игры.
- - Дидактические игры.
- - Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
II этап: творческий (основной)
Беседа на тему: «Перелетные птицы», «Витамины осени», «Овощи – лекари», «Соберем урожай»
Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей»
Д /упр «Найди ошибку»
Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья». « Желтый лист», «Зверюшки - добрюшки». «Сердце осени».
Наблюдения на прогулке
Речевое развитие
«Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»
Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково»
Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»
Отгадывание загадок
Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет осени, закрепление понятия приметы осени. Упражнение детей в составлении предложений об осени из нескольких слов.
Социально – коммуникативное развитие
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото»
Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе».
Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года»
Художественно – эстетическое развитие
ООД:
Рисование - «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Сказочное дерево»
Аппликация: «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»,
Лепка: «Большие и маленькие морковки»
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью»,
Музыка: пение - «Осень»; «Осенние листья»; «Огород»
Танец- «Танец с осенними листьями»
Игра с пением: «Огородная – хороводная».
Заучивание стихотворных форм про осень.
Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р.Н.С. «Мужик и медведь», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»,шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой , Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Инсценировка «Репка».
Музыкальное развлечение «Осенний праздник»
Физическое развитие
(здоровье)
п/и: «Осень по лесу гуляет», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад»
беседа «Прогулка для здоровья»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»
Взаимодействие с семьей
Приобретение раскрасок по теме «Осень»
Участие в выставке рисунков «Осень золотая»
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»
СМИ: консультация «Учите детей наблюдать»
Папка – передвижка «Осень»
III этап: заключительный
1. Обобщение и анализ результатов работы;
2. Выявление полученных знаний детей в ходе проектной деятельности;
3. Проведение праздника «Осень – чудная пора»
4. Подведение итогов работы над проектом;
Результаты работы:
В период работы над проектом у детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов, был обновлён участок.
ВЫВОДЫ:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения.
Словесные игры:
Игра «Один – много»
Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.
лужа — лужи Лист — листья
дерево — деревья Ветка — ветки
туча — тучи Птица — птицы
цветок — цветы Дождь — дожди
Луковица — луковицы Огурец — огурцы
Морковка — морковки Свёкла — свёклы
Кабачок — кабачки Кочан — кочаны
Горошина — горошины Стручок —стручки
Яблоко – яблоки Груша – груши
Вишня – вишни Лимон – лимоны
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.
Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.
Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.
Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.
«Подбери признак»
Цель: образование относительных прилагательных.
—Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
«Назови ласково»
Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Яблоко — яблочко
Апельсин — апельсинчик
Лимон — лимончик
Слива — сливка
Мандарин — мандаринчик
Ананас — ананасик
Вишня — вишенка
Помидор — помидорчик
Огурец — огурчик
Морковь — морковочка
Репа — репонька
Редиска — редисочка
Свёкла — свеколочка
Чеснок — чесночек
Лук — луковичка
Перец — перчик
Баклажан - баклажанчик
Игры с речевым сопровождением:
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
«Дождик»
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Дидактические игры:
«Что где растет»
Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).
«Какое время года?»
Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.
«Овощи и фрукты»
Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
«Северные ягоды»
Задачи: знакомить детей с осенними дарами северного леса, учить сравнивать их внешний вид, формировать понятие «ягоды»
Игра «Что изменилось?»
Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.
Показать картинку, например, с изображением яблока.
—Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.
—Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)
Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…
2 вариант:
Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.
«Что за птица»
Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.
«С какого дерева листок»
Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.
«Чудесный мешочек»
Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.
«Что лишнее?»
Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
Помидор, редька, лук, репа (помидор)
Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)
Салат, редис, капуста, лук (лук)
Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок)
Клюква, малина, груша, рябина (груша)
Киви, банан, груша, брусника (брусника)
Редька, лук, баклажан, черника (черника)
«Что дерево рассказывает о себе».
Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.
Н.Нищеева
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Шагают по столу средним и указательным
пальчиками.)
Н.Нищева
"Вышел дождик погулять".
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая - начиная с мизинца, правая - с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.
Шел неспешно по привычке, "Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.
«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с
больших пальцев)
В лес идем гулять. (обе руки "идут" указательными и средними
пальцами по столу)
За черникой, (загибать пальчики, начиная с большого)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
«Мы капусту рубим – рубим…»
Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)
Мы капусту режем, режем,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем!
Подвижные игры:
«Гуси – гуси»
Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.
Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.
Гуси! Гуси!
Есть хотите?
Ну, летите!
Почему?
Ну, летите, как хотите,
Только крылья сберегите!
Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.
« Огуречик - огуречик…»
Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.
Ход: На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.
Ловишка: «Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет»
Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.
«У медведя во бору»
Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.
Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е. имитируют соответствующие движения и говорят:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».
Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.
«Листопад»
По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.
Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.
По сигналу дети — «листики» летают, кто, где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Захарова М.А. , Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети .-М.: Школьная Пресса ,2010г
2. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
3. Николаева С.Н. “Юный эколог” 2002 год.
4. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
5. Сотникова В. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС , 2002.-216 с.
6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:Детство – Пресс, 2002
7. Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.:Просвещение, 1987.
8. Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.
9. Использование ресурсов сети Интернет: http://maam.ru, http://nsportal.ru.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_chudnaya_pora.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР - детский сад №138» г Воронеж
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Осень - чудная пора»
Автор проекта:
Селиверстова.Т.Н
воспитатель
2019г
Содержание
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Результаты
Выводы
Список литературы
Приложение
Паспорт проекта
Тема проекта
«Осень - чудная пора»
Творческое название
«Осень - чудная пора»
Автор
Тип проекта:
Краткосрочный, творческо-исследовательский, групповой.
Участники проекта
воспитанники средней группы №4, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников
Воспитанники среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Сроки реализации:
06 ноября 2019г. – 13 ноября 2019г.
Проблема:
Большинство современных детей редко общаются с природой и бережно относятся к ней, замечают её красоту.
Актуальность
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Гипотеза
Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, заучивание стихов, песен), то у детей будут сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Цель
Формирование наблюдательности у детей, желание бережно относится к природе и заботится о ней.
Задачи
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
- пополнить и обогатить знания детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Принципы реализации проекта
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
- Знакомство с темой проекта
- Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
- Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
- Подбор методического материала по данной теме;
- Создание развивающей среды для работы;
- Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
- Основной
Практический – в результате чего был реализован проект:
- Коммуникативная деятельность
- Восприятие художественной литературы
- Музыкально-художественная деятельность
- Восприятие произведений изобразительного искусства
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
- Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
- Развитие двигательной деятельности
- Игровая и познавательная деятельность
- Трудовая деятельность
- Работа с родителями
- Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, труд, развлечение.
Методы и приёмы реализации проекта:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные;
- нетрадиционные
Риск проекта
- Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
- Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
- Организация мероприятий на базе ДОУ;
- распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
- разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
- добровольность участия в проектной деятельности
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
- конспекты занятий;
- конспекты бесед;
- выставки детских работ;
- выставки детских работ сделанные совместно с родителями.
Ожидаемый результат
1. Для педагога:
- освоение проектного метода
- работа по сбору информации .
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в написании сценария и конспектов по воплощению проекта.
- организация выставки детских работ;
- организовать праздник для детей по данной теме.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание пальчиковых игр, пословиц, считалок стихотворений, песен.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Для воспитанников:
- формирование познавательно – речевой активности детей среднего дошкольного возраста;
- осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны;
- участие детей в организации выставки своих работ;
- формирование практических знаний, умений, навыков в результате наблюдений за осенними признаками;
- участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.
3. Для родителей:
- участие родителей в изготовлении продуктивной деятельности;
- организовать в родительском уголке выставку детских работ;
Способ оценки достижения планируемых результатов
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
- - Мультимедийные презентации о признаках осени.
- - Методический инструментарий.
- - Наглядный материал.
- - Настольно-печатные игры.
- - Дидактические игры.
- - Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
II этап: творческий (основной)
Беседа на тему: «Перелетные птицы», «Витамины осени», «Овощи – лекари», «Соберем урожай»
Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей»
Д /упр «Найди ошибку»
Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья». « Желтый лист», «Зверюшки - добрюшки». «Сердце осени».
Наблюдения на прогулке
Речевое развитие
«Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»
Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково»
Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»
Отгадывание загадок
Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет осени, закрепление понятия приметы осени. Упражнение детей в составлении предложений об осени из нескольких слов.
Социально – коммуникативное развитие
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото»
Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе».
Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года»
Художественно – эстетическое развитие
ООД:
Рисование - «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Сказочное дерево»
Аппликация: «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»,
Лепка: «Большие и маленькие морковки»
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью»,
Музыка: пение - «Осень»; «Осенние листья»; «Огород»
Танец- «Танец с осенними листьями»
Игра с пением: «Огородная – хороводная».
Заучивание стихотворных форм про осень.
Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р.Н.С. «Мужик и медведь», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»,шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой , Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Инсценировка «Репка».
Музыкальное развлечение «Осенний праздник»
Физическое развитие
(здоровье)
п/и: «Осень по лесу гуляет», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад»
беседа «Прогулка для здоровья»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»
Взаимодействие с семьей
Приобретение раскрасок по теме «Осень»
Участие в выставке рисунков «Осень золотая»
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»
СМИ: консультация «Учите детей наблюдать»
Папка – передвижка «Осень»
III этап: заключительный
- Обобщение и анализ результатов работы;
- Выявление полученных знаний детей в ходе проектной деятельности;
- Проведение праздника «Осень – чудная пора»
- Подведение итогов работы над проектом;
Результаты работы:
В период работы над проектом у детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов, был обновлён участок.
ВЫВОДЫ:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения.
Словесные игры:
Игра «Один – много»
Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.
лужа — лужи Лист — листья
дерево — деревья Ветка — ветки
туча — тучи Птица — птицы
цветок — цветы Дождь — дожди
Луковица — луковицы Огурец — огурцы
Морковка — морковки Свёкла — свёклы
Кабачок — кабачки Кочан — кочаны
Горошина — горошины Стручок —стручки
Яблоко – яблоки Груша – груши
Вишня – вишни Лимон – лимоны
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.
Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.
Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.
Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.
«Подбери признак»
Цель: образование относительных прилагательных.
—Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
«Назови ласково»
Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Яблоко — яблочко
Апельсин — апельсинчик
Лимон — лимончик
Слива — сливка
Мандарин — мандаринчик
Ананас — ананасик
Вишня — вишенка
Помидор — помидорчик
Огурец — огурчик
Морковь — морковочка
Репа — репонька
Редиска — редисочка
Свёкла — свеколочка
Чеснок — чесночек
Лук — луковичка
Перец — перчик
Баклажан - баклажанчик
Игры с речевым сопровождением:
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
«Дождик»
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Дидактические игры:
«Что где растет»
Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).
«Какое время года?»
Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.
«Овощи и фрукты»
Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
«Северные ягоды»
Задачи: знакомить детей с осенними дарами северного леса, учить сравнивать их внешний вид, формировать понятие «ягоды»
Игра «Что изменилось?»
Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.
Показать картинку, например, с изображением яблока.
—Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.
—Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)
Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…
2 вариант:
Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.
«Что за птица»
Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.
«С какого дерева листок»
Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.
«Чудесный мешочек»
Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.
«Что лишнее?»
Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
Помидор, редька, лук, репа (помидор)
Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)
Салат, редис, капуста, лук (лук)
Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок)
Клюква, малина, груша, рябина (груша)
Киви, банан, груша, брусника (брусника)
Редька, лук, баклажан, черника (черника)
«Что дерево рассказывает о себе».
Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.
Н.Нищеева
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Шагают по столу средним и указательным
пальчиками.)
Н.Нищева
"Вышел дождик погулять".
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая - начиная с мизинца, правая - с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.
Шел неспешно по привычке, "Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.
«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с
больших пальцев)
В лес идем гулять. (обе руки "идут" указательными и средними
пальцами по столу)
За черникой, (загибать пальчики, начиная с большого)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
«Мы капусту рубим – рубим…»
Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)
Мы капусту режем, режем,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем!
Подвижные игры:
«Гуси – гуси»
Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.
Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.
Гуси! Гуси!
Есть хотите?
Ну, летите!
Почему?
Ну, летите, как хотите,
Только крылья сберегите!
Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.
« Огуречик - огуречик…»
Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.
Ход: На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.
Ловишка: «Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет»
Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.
«У медведя во бору»
Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.
Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е. имитируют соответствующие движения и говорят:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».
Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.
«Листопад»
По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.
Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.
По сигналу дети — «листики» летают, кто, где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Захарова М.А. , Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети .-М.: Школьная Пресса ,2010г
2. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
3. Николаева С.Н. “Юный эколог” 2002 год.
4. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
5. Сотникова В. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС , 2002.-216 с.
6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:Детство – Пресс, 2002
7. Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.:Просвещение, 1987.
8. Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.
9. Использование ресурсов сети Интернет: http://maam.ru, http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника: «ОСЕНЬ - ЧУДНАЯ ПОРА»
Цель: создание праздничного настроения, закрепление знаний детей о приметах осени...
Проект"Осень- чудная пора!"
Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....
Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!
Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....
" Осень чудная пора"
Сценарий осеннего развлечения для деток младшеё группы. Встреча с белочкой лесной, дождинкой чудесницей, а так же прекрасной Осенью дарят деткам сказку в осеннем лесу....
Осень - чудная пора!
Сценарий осеннего развлечения для средней и старшей группы....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (среднесрочный, групповой, информационно – творческий) «Осень – чудная пора»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (среднесрочный, групповой, информационно – творческий) «Осень – чудная пора»...