занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гудкова Лариса Александровна

занятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_ekologii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                          «Чудесный подарок»

Цель: Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых.

Формировать представления о том, что пчелы полезные насекомые, собирают цветочный  сок- нектар, из которого получается мед.

Развивать воображение, умение высказывать свои мысли.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Материал: картинки с изображением насекомых: (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы); соты (настоящие или картинка); мешочек, банка с медом, цветок, нарисованные на картинке улей и дупло, вырезанные  из бумаги цветы, аудиозапись музыки (для игры), на каждого ребенка - кисточка, гуашь желтого цвета, нарисованные на бумаге ячейки сот.

 Словарная работа: соты, улей, нектар, хоботок.

Предварительная работа:  рассматривание  пчел на участке летом, разучивание стихотворения.

                                   

                                             ХОД ЗАНЯТИЯ

1.На столе стоит мешочек. Воспитатель:   «Кто-то принес на подарок,  (берет мешочек в руки). Здесь что-то твердое, тяжелое.  (Развязывает мешочек и достает банку с медом открывает банку и нюхает содержимое). Понюхайте и попробуйте догадаться, что это?

Затем задает вопрос: чем пахнет мед? (травой, лесом, конфетами и  т. д. ) Чудесный подарок! Хотите попробовать? (Дети пробуют мед) Какой вкус у меда? (ответы детей)

Откуда берется мед? Правильно, его делают пчелы. (Показывает картинки с изображение насекомых.) Как вы думаете, кто из этих насекомых - пчела? (высказывания детей). Послушайте стихотворение:

                         Собрать нектар летит пчела

                          Тончайшим хоботком,

                          Ей  приготовленный с утра

                          Раскрывшимся цветком.

                          Душистый и целебный сок

                          В дом - улей унесет,

                          И детям, как наступит срок,

                          Подарит вкусный мед.

Физминутка

Воспитатель. Давайте поиграем. Представьте себе, что вы – пчелы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. ( Дети садятся на корточки и закрывают глаза.)

А утром … (стихи сопровождают движениями)

 Утром пчелки проснулись,  (встают и протирают глаза.)

 Проснулись, потянулись (улыбаются и потягиваются.)

 Раз – росой они умылись,  («умываются»)

 Два – изящно покружились, (кружатся)

Три-  нагнулись и присели (наклоняются и приседают)

 На  четыре-  полетели («летают и жужжат».)  

2.Воспитатель.  Присядем и отдохнем. Я вам расскажу, как пчелы делают мед. Они хоботками высасывают сладкий сок (нектар) из глубины   цветка (показывает цветок) и несут его в свой дом- улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска.  (Показывает настоящие соты или их изображение). Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле? (Дикие.) А в улье?  (Домашние.)

Давайте  поиграем.  (В  противоположных  сторонах комнаты  устанавливаются «улей» и «дупло». На полу  раскладываются  вырезанные из бумаги большие цветы). Вы – пчелы: девочки- домашние, мальчики- дикие. Как только заиграет музыка, все  пчелы летают и собирают нектар. Как только  музыка закончится, пчелы летят в свои домики:  дикие-  в дупло, домашние- в улей. ( Игра повторяется несколько раз.)  Молодцы, много меда собрали! Мед очень полезный, пчелы им питаются. А чем они полезны людям? (Предположения детей.) Мед помогает при простуде, им лечат раны. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мед. Сейчас мед добавляют в торты и конфеты. Вот как много пользы приносят пчелы. Ловить и уничтожать их нельзя.

3. Игрушки, узнав о чудесном подарке, тоже захотели отведать меда. Давайте наполним  «медом» «соты» и угостим их.  Воспитатель  предлагает детям пройти к столам, на которых заранее приготовлены карандаши, нераскрашенные  «соты». Дети аккуратно  штрихуют ячейки. Занятие заканчивается.

               

Задачи:   Уточнить знания детей о дятле. Рассказать о способах добывания им пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую  приносит эта птица лесу.

Формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию.

Воспитывать интерес к птицам.

Активизация словаря:  пестрый,   расщелина.

Методическое обеспечение: Иллюстрация  с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц и стука дятла, еловые и сосновые шишки; на каждого ребенка - вырезанные из бумаги силуэты дятла, кисти, краски.

                                       Методика проведения

1. Звучит аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель. Прислушайтесь. Что вы слышите?   (Пение птиц, шум леса.) Как птицы «переговариваются»?  ( Криком, пением.) В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая  из птиц поет или кричит.

Но одну птицу легко узнать. ( Включает аудиозапись стука дятла.) Кто это стучит?  (Ответы детей.) Правильно это дятел. (Выставляет на мольберт изображение дятла.) Это большой пестрый дятел. Почему его так назвали? (Предположения детей.) У него пестрые - черные и белые- крылья, а на голове красное перышко, как будто шапочка.

Дятел стучит клювом по стволам деревьев.  Вы можете повторить его стук? ( Дети барабанят пальцами по столу.) Конечно, звуки совсем не музыкальны, зато им радуются деревья. Вы знаете почему?  (Предположения детей.) Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором»  (читает стихотворение).

                               

                                    По деревьям я скачу,

                                    Проверяю их, лечу.

                                    Клювом я стучу-стучу: тук-тук.

                                    Где тут, где тут вредный жук?

                                    Попадет мне на обед,                      

                                    Кто нанес деревьям вред!  

Воспитатель. Дятел ползет по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева?  У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.

Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если больное, грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобней, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный- длинный клейкий язык. Насекомые, которые  под корой живут, прилипнут к языку.  Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает.

 Зимой деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклевывает семена.

(Показывает шишки с семенами.) Весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти. Эта птица живет везде, где есть сосновый и еловый лес. Почему она не живет там, где нет леса? (Там не чем кормиться.)

2. Есть много загадок про дятла. Послушайте:

  • Не маляр, не плотник, а лесной работник.
  • Кто весь день по дереву стучит?
  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой!

Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает?  ( В дупле дерева.) В каком дереве ему легче выдолбить дупло - в старом-  или молодом? (Предположения детей.)

 В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетали снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.

А другие птицы могут сделать себе дупло? (Ответы детей.) Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает- он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых поселяются другие лесные птицы.

Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? (Ответы детей) Без него лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить.

3. Давайте поможем лесу-  поселим там много дятлов.( Педагог раздает детям  силуэты дятлов  и предлагает раскрасить.)

Как много дятлов, все яркие, красивые. Сколько деревьев они спасут!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...