Экологическая тропинка на участке ДОУ.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Светлана Викторовна

На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Создание экологической тропы на территории участка ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Цель создания экологической тропы: Создание условий для непрерывного экологического образования детей, развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

Краткое описание.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: апрель- сентябрь.

Объект исследования: растительный мир и животный мир (овощи, цветы, деревья, птицы, насекомые)

1. Огородик.  Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, дыне, свекле, кабачке, укропе, петрушке, клубнике); обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей, ягод в жизни человека.

2. Альпинарий

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

3. Сиреневый палисадник

Цель: создание данного объекта экологической тропы на территории МБДОУ носит эстетическую и познавательную направленность.

4. Березовая рощица

Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.

 5. Живая изгородь

Цель создания данного объекта:обеспечение защиты от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищение воздуха от пыли, создание на участке особого микроклимата.

6.Птичий городок

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

7.Зелёная аптека

Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора исушки.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

Результат.

На участке ДОУ нашей группы мы вместе с родителями создали огородик, альпинарий, цветники, тропинку здоровья, живую изгородь, птичий городок, берёзовую рощицу и сиреневый палисадник, зелёную аптеку. Родители создали альбомы «Животный мир Вологодской области», «Водоёмы Вологодской области», «Лекарственные растения», «Кустарники».

Вывод.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологическая тропинка на участке"

Долгосрочный проект создан в летний период на детском участке садика. Где дети знакомятся с насекомыми, птицами, млекопитающими. Узнают что насекомые на зиму прячутся, а птички улетают в теплые края. ...

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»

Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....

Доклад на тему :Экологическая тропа на участке детского сада

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответ...

Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают...

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка на участках ДОУ»

практические советы по организации экологической тропы на территории ДОУ...