"мой любимый город- санкт-петербург"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ( подготовительная группа)
«Мой любимый город - Санкт-Петербург»
Цель: знакомство детей с историей возникновения и основными достопримечательностями города Санкт- Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sankt-peterburg.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
оо «познавательное развитие»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ( подготовительная группа)
«Мой любимый город - Санкт-Петербург»
Цель: знакомство детей с историей возникновения и основными достопримечательностями города Санкт- Петербурга
Задачи:
1. Дать первоначальные представления истории возникновения и
развития Санкт- Петербурга.
2. Познакомить детей с основными архитектурными сооружениями и памятниками города, показать их красоту и неповторимость, используя иллюстративный материал и поэтическое описание.
3. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за страну и желание интересоваться историей первых городов России.
Предварительная работа:
1. Рассматривание основных символов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
2. Знакомство с местоположением города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (вдоль берегов Балтийского моря).
3. Выборочное чтение книги «Бабочка над заливом» Т.А. Кудрявцевой.
Материал:
1. Подбор иллюстративного материала к теме.
2. Карта Ленинградской области.
Вводная часть:
Педагог обращает внимание на конверт с письмом.
Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришло письмо. На конверте написано «детям подготовительной группы». Значит это нам! Давайте прочтем.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Петя, то есть Петр. Мне почти 7 лет. Я хожу в подготовительную группу детского сада в городе Санкт-Петербурге. Мой город очень красивый и мы с мамой любим гулять по нему. Я знаю, что рядом с моим городом есть большая и тоже красивая Ленинградская область, где вы живете. А если Петербург и Ленинградская область находятся рядом, значит мы – соседи. Добрые соседи всегда знакомятся друг с другом и ходят друг к другу в гости. Вот и я решил пригласить вас в мой любимый город. Приезжайте!»
Ну, что ребята поедем? (ответы детей). Только сначала надо посмотреть на чем можно добраться.
Дети рассматривают карту, размышляют о выборе транспорта: машина, автобус, электричка, катер или на корабле по Неве.
Основная часть:
Ребята, но мне кажется, что родители вас одних не отпустят. Что же делать? Подождите, мы письмо не дочитали:
«Ребята, если приехать не сможете, то посмотрите мое путешествие по Петербургу на видеоматериале. Я его для вас приготовил. Ваш друг Петр»
Давайте-ка, ребята, посмотрим?
«Ребята, если вы отправились по реке, знайте, река Нева у вас в Ленинградской области начинается (вытекает из Ладожского озера), а у нас в Петербурге она впадает в Балтийское море. Но добегает до моря она не одна, разделяется на много речек –сестричек и все бегут к морю: Большая Нева, Малая Нева, Фонтанка, Мойка.
Посмотрите, какой красивый город! А всего 300 лет назад его вообще не было. У вас в Ленинградской области были города, крепости, а здесь – на берегу Балтийского моря только лес и болота. Сюда по морю приходили вражеские корабли, но я знаю что около Ладожского озера их встречала ваша крепость на Неве (Орешек). И тогда царь Петр 1 решил, что все наши земли должна защитить еще одна крепость на Неве.
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслась…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу».
И выбрал он подходящий для крепости остров Заячий. Мы в детском саду в такую игру играли.
Педагог предлагает поиграть в подвижную игру «По болоту Петр шел» Водящий находится в середине круга, а дети идут по кругу, со словами:
«По болоту Петр шел
Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там.
«Петр» - ребенок:
Я по острову пойду,
Шевельнется кто- найду.
Дети –замирают.
«Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.
«Петр»: зайцы пушек испугались, по кустам все разбежались».
(Дети убегают на места).
На острове построили крепость, а внутри собор с высоким шпилем, а назвали ее Петропавловской, в честь святых Петра и Павла. На ее высоком золотом шпиле -ангел с крыльями, это – флюгер. Когда дует сильный ветер над Невой – он на шпиле поворачивается и мне кажется, что он летит.
«Раздумал, видно, ангел улететь –
И вот застыл, пространство не осиля.
Ему на город весело глядеть
С вершины Петропавловского шпиля.
Под ним течет красавица Нева,
И волны омывают пляж знакомый.
А в невских водах - неба синева.
Здесь всё своё.
Он в Петербурге - дома! » ( Е.Ефимовский)
Ребята, а чем похожи эти крепости? (Обе на Неве, обе на островах: Орешек на Ореховом острове, а Петропавловская – на Заячьем). Крепость Орешек все время воевала, а Петропавловская так напугала врагов, что не решались они на нее нападать. Но пушки в крепости все равно были наготове. Они и без войны помогали. Тогда у людей часов не было. Выстрелит пушка – значит на работу пора, несколько раз выстрелит – значит где-то пожар. Пушка и сейчас на крепостной стене стоит и ровно в полдень (хотя часы у всех есть) стреляет – теперь это традиция. Слышите?
«Стреляет в полдень пушка, скрывается в дыму,
Когда стреляет пушка, не страшно никому.
Шумит волна речная у крепостной стены,
А пушка ведь ручная – она не для войны » (С.Скаченков)
Надежная крепость получилась, стены толстые. Я в ворота проходил – посчитал шаги – 30 получилось! Если умеете считать, то, сами посмотрите: какая толщина! »
Педагог предлагает детям:
Ребята, а давайте тоже посчитаем шаги.
Дети идут по группе, отсчитывая 30 шагов.
Представляете, какой толщины стены?
«Сейчас эти стены деньги защищают. Здесь в Петропавловской крепости работает завод – Монетный двор, в нем деньги выпускают. Значит ребята у ваших родителей в кошельках тоже деньги с Монетного двора в Петропавловкой крепости. Хорошая у нас крепость - мирная.
А напротив крепости велел Петр корабельный завод строить. У вас в Ленинградской области, их уже строили. Вспомните, где? (В городе Новая Ладога и Лодейное Поле). Ведь России нужны были крепкие корабли. Много – целый флот кораблей, во главе с Адмиралом.
«Чтобы плавать, торговать,
А если надо – воевать.
Нужно много кораблей-
Ну-ка строим веселей».
Сам царь Петр1 участвовал в постройке кораблей, он был трудолюбивым царем. Ему за это памятник поставили «Царь – плотник». А рядом построили главное командование морским флотом - Адмиралтейство. На его здании, на высоком золотом шпиле - золотой кораблик. Когда смотришь на него снизу вверх, то кажется, что он совсем маленький.
«Маленький кораблик в городе огромном,
В небе над Невою синем и просторном.
Маленький кораблик высоко плывёт –
Это символ города, здесь рождался флот» (С.Скаченков)
Решил царь Петр под защитой крепости новый город строить и имя ему придумал «Санкт-Петербург». А знаете, что «петер» - это «Петр», «бург»- значит «город», а «санкт» переводится как «святой». Получилось – «город святого Петра – Санкт-Петербург».
Да, ему много памятников в Петербурге поставили, а мне больше всех «Медный всадник» нравится. Петр на коне так скачет, как будто сейчас взлетит, этот конь ему как настоящий друг – они вместе в сражениях участвовали.
«Вот памятник царю Петру и царскому коню,
Фотографируют его по двести раз на дню.
Царь много славных дел свершил, а конь неоднократно
Его на подвиги возил и привозил обратно » (М.Борисова)
Повелел царь Петр город на Неве строить большой и красивый, такой, какого еще в России не было. Приказал лучших мастеров искать по всей России и из-за границы лучших архитекторов пригласил. Стали они красивые дома строить, дворцы и даже музеи.
Музеев в России тогда совсем не было и люди не знали что это, а Петр1 сам любил собирать разные интересные редкие вещи и других просил привозить «диковины». Так открыли музей и назвали «Кунцкамера», это значит - палата всяких редкостей...
Ребята, я люблю в Летний сад ходить. Его когда-то тоже Петр 1 повелел создать, чтобы были там деревья и кусты необычные, фонтаны били, по дорожкам павлины ходили и везде красивые скульптуры стояли. А в самом углу этого царского сада, ему построили Летний дворец.
«Мы вместе с бабушкой вчера ходили во дворец Петра!
Вообще-то это просто дом, зато старинный очень,
Поэтому, должно быть, в нем и жить никто не хочет…» (М.Борисова)
Сам царь зимой тоже в другом дворце жил , а здесь –летом. Поэтому и сад назвали Летний. Теперь мы здесь летом гуляем.
«На свете много есть чудес, но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду скульптуры там стоят…
Дорожки чинно нас ведут вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке сидит поэт Крылов»
Ребята вы же знаете поэта Крылова, который написал много басен про животных. Здесь в Летнем саду ему памятник поставили: как будто он сидит и басни сочиняет. Вы помните его басни?
Дети с педагогом вспоминают недавно прочитанные басни Ивана Андреевича Крылова.
Я люблю рассматривать на постаменте памятника животных из басни. Смотрите, вот лиса и виноград, ворона с сыром, вот слон.
«Мы из сада уйдём, а лиса и медведь
Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.
На плечо к нему голубь присядет
И Крылов его тихо погладит». (Л. Федосеева)
У нас в Петербурге много красивых решеток, старинных чугунных оград, их даже называют «Чугунное кружево Петербурга». Они окаймляют парки, набережные, мосты.
А еще я бы вас пригласил в наш зоопарк, здесь медведь и жирафы, бегемот и обезьянки разные, птицы большие. Я бы вас пригласил в Петербургский кукольный театр или в наш парк аттракционов, но говорят, что гостям Санкт-Петербурга надо показывать главное: главную площадь, главный проспект.
На главном проспекте – Невском, а это широкий и красивый проспект, рядом с Адмиралтейством наша главная площадь – Дворцовая. Как вы думаете, почему она так называется? Правильно, на ней стоит Зимний дворец. Сейчас это музей и называется он - Эрмитаж, это самый большой музей в России.
«Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей». (Ю. Юдин)
А из окна Зимнего дворца вся огромная Дворцовая площадь видна: посередине колонна Александровская, дальше за ней красивое здание называется «Главный штаб». Наверное, там военные командиры принимают важные решения. А потом, здесь на Дворцовой площади в праздники проходят военные парады. Военная техника идет, солдаты, моряки маршируют.
Вот бы на парад из окна музея посмотреть – все видно. Но Эрмитаж в праздники закрыт. А на парад сверху всегда смотрит Ника - это богиня Победы. Вон она - над зданием Главного штаба, где огромная арка. Ника едет на колеснице, запряженной шестеркой лошадей, и провозглашает нашу победу».
Заключительная часть:
Педагог говорит:
Спасибо тебе, Петя, но нам пора домой, уже вечер. А летом в Петербурге белые ночи и вечером совсем светло, как днем. Ты так интересно рассказал, что мы с ребятами просто полюбили твой город – прекрасный Санкт - Петербург.
Петя отвечает ребятам:
«Тогда я приглашаю вас приехать к нам еще раз, по настоящему. А на прощанье прочту вам стихотворение А.С. Пушкина:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия! »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя Родина. Мой любимый город - Санкт-Петербург!
Данная презентация содержит в себе 8 слайдов с загадками; поможет детям закрепить знания о родном городе....
Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»
У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство...
Конспект проведения открытого мероприятия совместно с родителями на тему: Мой Любимый город Санкт-Петербург" в средней группе.
Цель:совершенствовать знания о любимом городе, о его достопримичательностях. Формирования словаря, нравствинного и эстетического воспитания. ...
Консультация для родителей: "Мой любимый город Санкт-Петербург".
Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений.Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме усваиваются достаточно сложные понятия, за...
Сценарий музыкально-литературной викторины "Мой любимый город Санкт-Петербург"
Представляю Вашему вниманию авторскую разработку сценария литературно-музыкальной викторины к дню рождения города "Мой любимый город Санкт-Петербург"....
КВН «Любимый город – Санкт-Петербург»
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и лю...