Конспект Образовательной деятельности для детей 5-6 лет "Волшебные свойства песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект Образовательной деятельности для детей 5-6 лет "Волшебные свойства песка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Алтынчэч»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект
образовательной деятельности
для детей 5-6 лет
"Волшебные свойства песка"
Воспитатель высшей квалификационной категории Хабибуллина Венера Нигатовна
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мироведения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о свойствах песка и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах песка.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями «бархан», «песчинки», «песочные часы», «наждачная бумага».
- Сформировать представления о свойствах песка. Пополнить знания детей об использовании свойств пескам человеком.
- Активизировать в речи детей слова: «песчинки», «песочные часы», «сыпучесть», «барханы».
- Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с новыми свойствами песка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, познавательный опыт.
- Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера и отстаивать свое.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
- Воспитывать доброжелательные отношения.
Оборудование:
Ящик с песком для показа, подносы с песком для самостоятельной работы, песочные часы, наждачная бумага, пластмассовые и деревянные кубики и детские алюминиевые сковородки, трубочки для коктейля, иллюстрации пустыни и барханов для показа, салфетки, вода, лупы для рассматривания песчинок, цветной песок на тарелках, картон на каждого ребенка, клей.
Техническое оснащение: МПЗ - проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.
Предварительная работа:
-рассматривание альбомов картин о пустыне; лепка из мокрого песка куличиков; за 3 дня до занятия воспитатель вместе с детьми раскрашивает песок (дети раскладывают песок по тарелкам, добавляют в него разведенную гуашь, тщательно перемешивают и выставляют сушиться). После того как песок высохнет, переложив его в пакеты размельчаем молотком.
Ход образовательной деятельности:
Сегодня к нам в группу принесли посылку. Хотите посмотреть, что там внутри?
Но здесь написано, что открыть посылку можно только отгадав загадку.
Слушайте внимательно.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (Песок)
-Опыт №1 Свойство песка - сыпучесть
Какой песок в ящике? (Сухой.) Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (Дети описывают свои ощущения.) Как называются частички песка? (Песчинки.) Они очень мелкие, нам трудно их рассматривать, давайте возьмем лупы. Что вы видите? Дети рассказывают, чем песчинки отличаются друг от друга.
(Песчинки твердые, неровные, примерно одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме.)
Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Значит песок, какой? (песок сыпучий).
Вывод - сухой песок сыпучий.
Это свойство песка используется в часах (показывает). Называются они - песочные часы. Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной емкости часов в другую. Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (Горку.) Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашем ящике, в одно место, что получится? (горка)
-Опыт №2 Свойство песка: с помощью ветра может перемещаться.
Представьте себе, что мы находимся в пустыне. Давайте мы с вами сделаем много горок.
Вы видите необычные горки из песка. Они называются барханы. А хотите узнать, откуда они берутся? Для этого нам нужно превратиться в ветер. Покажите, как дует ветер? Сложите губы трубочкой и подуйте. Ой, какой сильный ветер! А теперь покажите, как дует легкий ветерок. Идите сюда и занимайте места перед «маленькими пустынями». Посмотрите, когда ветра нет, песок в пустыне лежит неподвижно. А теперь приготовьтесь, ветер будет
дуть на песок через соломинку, не сильно, но долго. Что происходит с песком? (Образуются ямки, «волны»). Если дуть подольше, то песок из одного места перемещается на другое и появляется небольшой холмик. Вот такие песчаные холмы, только во много раз больше, можно встретить и в настоящей пустыне. Кто их создает? (Ветер). Как они называются? (Барханы). Вот так с помощью ветра песок путешествует в пустыне.
Самостоятельная работа.
Ребята разделитесь по парам возьмите поднос с песком и сделайте свою пустыню с маленькими барханами. Покажите, как с помощью ветра песок путешествует в пустыне.
Вывод- песок с помощью ветра может перемещаться.
Опыт №3 Свойства мокрого и сухого песка.
Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Вчера мы с вами лепили куличики из мокрого песка. Оставили наши куличики на подносе в теплом помещении до сегодняшнего дня. Посмотрите, вы видите, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? (в тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой). Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Опыт№4
Воспитатель предлагает вспомнить сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». Чем Федора хотел почистить посуду? (Песком.) Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду? (Предположения детей.) Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувствуете? Что вы чувствуете? (Песчинки твердые, царапают кожу.) Попробуйте почистить песком различные предметы.
Дети натирают песком лист цветного картона, игрушки (пластмассовый и деревянный кубики, металлическую сковородку.) Затем рассматривают предметы через лупу, делают
Вывод: песчинки оставляют на их поверхности царапины.
Воспитатель. Это свойство песка используется человеком. Рассмотрите в лупу эту бумагу. Ее называют наждачной бумагой, или шкуркой. (Дети рассматривают кусочки наждачной бумаги через лупу). Как ее получают? Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий.
Где еще применяют песок? (Предположения детей). Правильно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды. И, конечно, в песок с удовольствием играют дети.
А еще из песка можно делать различные картины. Мы с вами сделали цветной песок. Вот сегодня он нам и пригодится. Давайте и мы с вами ребята попробуем создать свои картины. Разделитесь по парам возьмите подносы и картон. Насыпая сухой песок на картон, намазанный клеем, вы создадите песочные картины. Приступайте к работе, но помните, что с песком нужно обращаться очень осторожно.
Итог занятия.
- как называются частички песка?
-какие они песчинки?
- как называются необычные горы из песка в пустыне?
-как песок перемешается?
- почему мокрый песок нельзя пересыпать?
-с какими свойствами песка вы сегодня познакомились?
Ребята мы сегодня с вами хорошо поработали, и я надеюсь, что полученные сегодня знания вы сможете применить в жизни.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Алтынчэч»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект
образовательной деятельности
для детей 5-6 лет
"Волшебные свойства песка"
Воспитатель высшей квалификационной категории Хабибуллина Венера Нигатовна
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мироведения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о свойствах песка и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах песка.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями «бархан», «песчинки», «песочные часы», «наждачная бумага».
- Сформировать представления о свойствах песка. Пополнить знания детей об использовании свойств пескам человеком.
- Активизировать в речи детей слова: «песчинки», «песочные часы», «сыпучесть», «барханы».
- Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с новыми свойствами песка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, познавательный опыт.
- Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера и отстаивать свое.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
- Воспитывать доброжелательные отношения.
Оборудование:
Ящик с песком для показа, подносы с песком для самостоятельной работы, песочные часы, наждачная бумага, пластмассовые и деревянные кубики и детские алюминиевые сковородки, трубочки для коктейля, иллюстрации пустыни и барханов для показа, салфетки, вода, лупы для рассматривания песчинок, цветной песок на тарелках, картон на каждого ребенка, клей.
Техническое оснащение: МПЗ - проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.
Предварительная работа:
-рассматривание альбомов картин о пустыне; лепка из мокрого песка куличиков; за 3 дня до занятия воспитатель вместе с детьми раскрашивает песок (дети раскладывают песок по тарелкам, добавляют в него разведенную гуашь, тщательно перемешивают и выставляют сушиться). После того как песок высохнет, переложив его в пакеты размельчаем молотком.
Ход образовательной деятельности:
Сегодня к нам в группу принесли посылку. Хотите посмотреть, что там внутри?
Но здесь написано, что открыть посылку можно только отгадав загадку.
Слушайте внимательно.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (Песок)
-Опыт №1 Свойство песка - сыпучесть
Какой песок в ящике? (Сухой.) Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (Дети описывают свои ощущения.) Как называются частички песка? (Песчинки.) Они очень мелкие, нам трудно их рассматривать, давайте возьмем лупы. Что вы видите? Дети рассказывают, чем песчинки отличаются друг от друга.
(Песчинки твердые, неровные, примерно одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме.)
Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Значит песок, какой? (песок сыпучий).
Вывод - сухой песок сыпучий.
Это свойство песка используется в часах (показывает). Называются они - песочные часы. Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной емкости часов в другую. Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (Горку.) Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашем ящике, в одно место, что получится? (горка)
-Опыт №2 Свойство песка: с помощью ветра может перемещаться.
Представьте себе, что мы находимся в пустыне. Давайте мы с вами сделаем много горок.
Вы видите необычные горки из песка. Они называются барханы. А хотите узнать, откуда они берутся? Для этого нам нужно превратиться в ветер. Покажите, как дует ветер? Сложите губы трубочкой и подуйте. Ой, какой сильный ветер! А теперь покажите, как дует легкий ветерок. Идите сюда и занимайте места перед «маленькими пустынями». Посмотрите, когда ветра нет, песок в пустыне лежит неподвижно. А теперь приготовьтесь, ветер будет
дуть на песок через соломинку, не сильно, но долго. Что происходит с песком? (Образуются ямки, «волны»). Если дуть подольше, то песок из одного места перемещается на другое и появляется небольшой холмик. Вот такие песчаные холмы, только во много раз больше, можно встретить и в настоящей пустыне. Кто их создает? (Ветер). Как они называются? (Барханы). Вот так с помощью ветра песок путешествует в пустыне.
Самостоятельная работа.
Ребята разделитесь по парам возьмите поднос с песком и сделайте свою пустыню с маленькими барханами. Покажите, как с помощью ветра песок путешествует в пустыне.
Вывод- песок с помощью ветра может перемещаться.
Опыт №3 Свойства мокрого и сухого песка.
Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Вчера мы с вами лепили куличики из мокрого песка. Оставили наши куличики на подносе в теплом помещении до сегодняшнего дня. Посмотрите, вы видите, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? (в тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой). Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Опыт№4
Воспитатель предлагает вспомнить сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». Чем Федора хотел почистить посуду? (Песком.) Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду? (Предположения детей.) Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувствуете? Что вы чувствуете? (Песчинки твердые, царапают кожу.) Попробуйте почистить песком различные предметы.
Дети натирают песком лист цветного картона, игрушки (пластмассовый и деревянный кубики, металлическую сковородку.) Затем рассматривают предметы через лупу, делают
Вывод: песчинки оставляют на их поверхности царапины.
Воспитатель. Это свойство песка используется человеком. Рассмотрите в лупу эту бумагу. Ее называют наждачной бумагой, или шкуркой. (Дети рассматривают кусочки наждачной бумаги через лупу). Как ее получают? Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий.
Где еще применяют песок? (Предположения детей). Правильно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды. И, конечно, в песок с удовольствием играют дети.
А еще из песка можно делать различные картины. Мы с вами сделали цветной песок. Вот сегодня он нам и пригодится. Давайте и мы с вами ребята попробуем создать свои картины. Разделитесь по парам возьмите подносы и картон. Насыпая сухой песок на картон, намазанный клеем, вы создадите песочные картины. Приступайте к работе, но помните, что с песком нужно обращаться очень осторожно.
Итог занятия.
- как называются частички песка?
-какие они песчинки?
- как называются необычные горы из песка в пустыне?
-как песок перемешается?
- почему мокрый песок нельзя пересыпать?
-с какими свойствами песка вы сегодня познакомились?
Ребята мы сегодня с вами хорошо поработали, и я надеюсь, что полученные сегодня знания вы сможете применить в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Удивительные свойства дерева» для детей средней группы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Удивительные свойства дерева»для детей средней группы...
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон.Тема "Свойства льда и снега"
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Тема: «Свойства льда и снега»Цель: сформировать п...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства песка»
Евгения Сергеевна РостокинаВоспитатель первой квалификационной категорииМБДОУ «Детский сад № 160»г. Нижний Новгород Занятие по опытно-экспериментальной д...
Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе "Свойства песка и глины"
Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе "Свойства песка и глины"...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Волшебные свойства магнита»
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, с применением исследовательской деятельности и игровой технологии.Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе зна...