Исследовательская игра "Археологи"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Манич Ирина Сергеевна

Автор-разработчик: Манич Ирина Сергеевна, воспитатель ГБДОУ

детского сада № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность:  подготовительная группа детского сада.

Длительность мероприятия: 30 мин.

 Инновационная технология: игровая технология, технология личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми,  технология  исследовательской деятельности, технология  ИКТ.

Цель: развитие у детей познавательных интересов в ходе активной практической деятельности.

Задачи (педагогический замысел):

1.Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности и игровой деятельности;

2. Познакомить детей с профессией «археолог»

3. Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.

4. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.

5. Развивать связанную речь

6.Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.

7.Развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций

8.Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.

Предварительная работа.

НОД «Мы - изобретатели» с использованием ТРИЗ; минутка по ОБЖ «Правила проведения опытов»; конструирование из лего, из пластиковых бутылок «Мои изобретения»:

Материалы: мини-песочница, черепки глиняной посуды, конверт с письмом.

           Демонстрационный материал: презентация «Кто такие археологи».

Раздаточный материал: лотки с песком, с глиной; стаканы с водой; коктейльные трубочки, палочки деревянные для рисования, лист бумаги по количеству детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

исследовательской игры

« Археологи»

Автор-разработчик: Манич Ирина Сергеевна, воспитатель ГБДОУ

детского сада № 23 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность:  1 подготовительная группа детского сада.

Длительность мероприятия: 35 мин.

             Инновационная технология: игровая технология, технология

            личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

            технология  исследовательской деятельности, технология  ИКТ.

Цель: развитие у детей познавательных интересов в ходе активной практической деятельности.

Задачи (педагогический замысел):

1.Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности и игровой деятельности;

2. Познакомить детей с профессией «археолог»

3. Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.

4. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.

5. Развивать связанную речь

6.Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.

7.Развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций

8.Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.

Предварительная работа.

НОД «Мы - изобретатели» с использованием ТРИЗ; минутка по ОБЖ «Правила проведения опытов»; конструирование из лего, из пластиковых бутылок «Мои изобретения»:

Материалы: мини-песочница, черепки глиняной посуды, конверт с письмом.

           Демонстрационный материал: презентация «Кто такие археологи».

Раздаточный материал: лотки с песком, с глиной; стаканы с водой; коктейльные трубочки, палочки деревянные для рисования, лист бумаги по количеству детей.

Примерный ход совместной деятельности.

1.Создание эмоционального настроения

Воспитатель:

В мире много интересного

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать.

Вопрос к детям: «А вы любите тайны? Умеете их раскрывать? Тогда вперед навстречу тайнам!»

2. Организация проблемного диалога с воспитанниками. Сюрпризный момент.

Воспитатель сообщает детям:

 Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил,

И письмо заказное вручил.

Он просил вас срочно прочитать,

Кто его вам написал, узнать!

Вопрос к детям «А вы хотите узнать от кого письмо, и что там написано?»

Текст письма: (читающие дети могут прочитать сами)

Здравствуйте, ребята! В древности люди не могли, писать и читать, поэтому иногда они передавали сообщения с помощью рисунков. Помогите мне найти осколки старинной вазы, а собрав, её вы узнаете, о каком изобретении они хотели рассказать.

С уважение, Иван Находкин

Вопрос к детям: Скажите, а как сейчас можно передавать сообщения?

-А каким образом мы можем найти вазу?

-Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной вазы? А как называются люди, которые раскапывают старинные вещи?

-А кто же такие археологи? А хотите узнать?

3.Презентация «Кто такие археологи?» с рассказом воспитателя.

1 слайд

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Чей этот меч, а чей этот клык?

Кто ответить сможет вмиг?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, археолог!

Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

2слайд Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.

3 слайд  Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения или могильника. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит впадины на месте разрушенных жилищ, холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды,

4 слайд Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

5 слайд Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.

Воспитатель предлагает детям: Ну что вы готовы принять участие в раскопках?

Предлагаю, превратимся в настоящих археологов. Что нам для этого нужно? Да я с вами согласна, нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило археологов. Какое? (работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить)

4.Поисково - исследовательская деятельность

Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.

После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей.

Вопросы к детям: «Дети что же мы с вами нашли?»

-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.

-Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? (В лесу растут грибы,  ягоды. Светит солнце. Охотник стреляет из лука)

-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)

-Для чего человек изобрёл лук?

-Какие ещё древние оружия охотников вы знаете?

-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?

-Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее?

-А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем?

-А на чём бы могли нарисовать наше послание?

-Правильно мы бы могли нарисовать на бумаге, песке, стекле, глине. Но нам нужно изобразить рисунок там, где он сохраниться в течение очень долгого времени.

-Но прежде чем приступить к работе я предлагаю вам отдохнуть.

5.Динамическая пауза под песню «Ужасно интересно, всё то, что интересно»

6. «Лаборатория»

Воспитатель предлагает детям: « Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.

Давайте вспомним «Что не стоит делать в лаборатории?» Инструктаж  по ТБ.

Рассмотрите, какие материалы для вас приготовлены? (Бумага, песок, глина)

Исследование бумаги:

Воспитатель: Давайте рассмотрим и вспомним качества бумаги.

Что может произойти с бумагой? (порваться, помяться)

А теперь давайте опустим бумагу в стакан с водой, что произошло? (Бумага намокла, рисунок размылся)

-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на бумаге в течение долго времени?

Исследование песка:

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим песок.

Потрогайте песок, из чего он состоит? (из мелких песчинок)

-А теперь представим, что подул ветер, возьмите коктейльные трубочки и подуйте на песок. Что происходит? (песчинки передвигаются)

-Какой песок? (сыпучий)

-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на песке в течение долго времени? (нет)

Исследование глины

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим глину? Потрогайте, какая глина? (липкая, вязкая, мягкая, пластичная)

-Правильно глина липкая, вязкая, мягкая, пластичная.

-А что произойдёт с глиной через несколько дней? (она затвердеет)

-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на глине в течение долго времени? (да)

- Правильно, обожженная глина почти не разрушается в земле. Поэтому при раскопках находят очень много глиняных сосудов, чаще всего обломки, реже целы

7. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Ребята, ка вы думаете, где мы можем  изобразить  изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем? Почему?

Дети выбирают  лотки с глиной, деревянные палочки, рисуют на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем.

8. Рефлексия

- Интересно было вам работать в нашей лаборатории?

-Что нового вы узнали?

-Кто же такие археологи?

-Чем они занимаются?

-Как вы думаете, для чего они это делают?

-На каком материале рисунок сохраняется дольше? почему?

-Что вам понравилось больше всего?

- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

 

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Время

1. Вводная часть

Организационный момент

Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности

Установка зрительного и тактильного контакта с воспитанниками

Положительный эмоциональный настрой воспитанников

«Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей сегодня. Поздоровайтесь с ними»

Дети стоят на ковре возле воспитателя.

Приветствуют гостей.

1 мин.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

Создание проблемной ситуации

Воспитатель читает стихотворение:

В мире много интересного

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать.

Организация проблемного диалога:

«А вы любите тайны? Умеете их раскрывать? Тогда вперед навстречу тайнам»

Демонстрация письма от Ивана Находкина. Чтение письма.

Организация проблемного диалога с воспитанниками

Вопрос к детям: Скажите, а как сейчас можно передавать сообщения?

-А каким образом мы можем найти вазу?

-Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной вазы? А как называются люди, которые раскапывают старинные вещи?

-А кто же такие археологи? А хотите узнать?

Участие детей в проблемном диалоге

Чтение письма читающими детьми

Вносят предложения по решению проблемы

1 мин

2 мин

2 мин

2. Основная часть

Проектирование поиска решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Восприятие информации. Показ презентации «Кто такие археологи» с рассказом воспитателя

Подведение детей к разрешению проблемной ситуации.

Предлагаю превратиться в настоящих археологов. Что нам для этого нужно?

Но нужно помнить главное правило археологов. Какое?

Практический этап

Реализация намеченного плана действий, практическое решение

проблемной ситуации.

Раскопка стариной вазы в мини песочнице.

Нацеливает на размышление, высказывание своего мнения. Стимулирование детей к умозаключениям.

Вопросы к детям: «Дети что же мы с вами нашли?»

-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.

-Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать?

-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза

-Для чего человек изобрёл лук?

-Какие ещё древние оружия охотников вы знаете?

-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?

-Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее?

-А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем?

-А на чём бы могли нарисовать наше послание?

Дети сидят перед экраном, слушают.

Вносят предложение по решению проблемы

Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком,  производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.

После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей.

Проявляют

заинтересованность,

вступают в проблемный

диалог.

3 мин

2 мин

10

Мин

5 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Динамическая пауза под песню «Ужасно интересно, всё то, что интересно» из мультфильма « 38 попугаев»

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения

4 мин

Актуализация имеющих знаний.

Лаборатория.

Цель: закрепить знания

о свойствах бумаги, песка, глины

через опытно-

экспериментальную

деятельность.

Воспитатель предлагает детям: « Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию»

Проводит инструктаж по технике безопасности

Опыт № 1 «Исследование бумаги»

Опыт №2 «Исследование песка»

Опыт №з «Исследование глины»

Наблюдает за детьми во время выполнения задания;

Предоставляет достаточно времени для изучения  объектов.

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Принимают активное участие в деятельности.

Предлагают варианты

решения проблемы

Наблюдают, отмечают

результаты наблюдений,

высказывают собственное

мнение.

8 мин

3. Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Подведение итогов НОД с помощью продуктивной деятельности.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы можем  изобразить  изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем: на песке, бумаге, глине? Почему?

Дети выбирают  лотки с глиной, деревянные палочки, рисуют на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем

5 мин

4. Рефлексия

Вопросы к детям:

- Интересно было вам работать в нашей лаборатории?

-Что нового вы узнали?

-Кто же такие археологи?

-Чем они занимаются?

-Как вы думаете, для чего они это делают?

-На каком материале рисунок сохраняется дольше? почему?

-Что вам понравилось больше всего?

- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Дети свободно располагаются на ковре.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...