Исследовательская игра "Археологи"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Автор-разработчик: Манич Ирина Сергеевна, воспитатель ГБДОУ
детского сада № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.
Длительность мероприятия: 30 мин.
Инновационная технология: игровая технология, технология личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технология исследовательской деятельности, технология ИКТ.
Цель: развитие у детей познавательных интересов в ходе активной практической деятельности.
Задачи (педагогический замысел):
1.Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности и игровой деятельности;
2. Познакомить детей с профессией «археолог»
3. Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.
4. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.
5. Развивать связанную речь
6.Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.
7.Развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций
8.Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Предварительная работа.
НОД «Мы - изобретатели» с использованием ТРИЗ; минутка по ОБЖ «Правила проведения опытов»; конструирование из лего, из пластиковых бутылок «Мои изобретения»:
Материалы: мини-песочница, черепки глиняной посуды, конверт с письмом.
Демонстрационный материал: презентация «Кто такие археологи».
Раздаточный материал: лотки с песком, с глиной; стаканы с водой; коктейльные трубочки, палочки деревянные для рисования, лист бумаги по количеству детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
исследовательской игры
« Археологи»
Автор-разработчик: Манич Ирина Сергеевна, воспитатель ГБДОУ
детского сада № 23 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 1 подготовительная группа детского сада.
Длительность мероприятия: 35 мин.
Инновационная технология: игровая технология, технология
личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
технология исследовательской деятельности, технология ИКТ.
Цель: развитие у детей познавательных интересов в ходе активной практической деятельности.
Задачи (педагогический замысел):
1.Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности и игровой деятельности;
2. Познакомить детей с профессией «археолог»
3. Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.
4. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.
5. Развивать связанную речь
6.Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.
7.Развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций
8.Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Предварительная работа.
НОД «Мы - изобретатели» с использованием ТРИЗ; минутка по ОБЖ «Правила проведения опытов»; конструирование из лего, из пластиковых бутылок «Мои изобретения»:
Материалы: мини-песочница, черепки глиняной посуды, конверт с письмом.
Демонстрационный материал: презентация «Кто такие археологи».
Раздаточный материал: лотки с песком, с глиной; стаканы с водой; коктейльные трубочки, палочки деревянные для рисования, лист бумаги по количеству детей.
Примерный ход совместной деятельности.
1.Создание эмоционального настроения
Воспитатель:
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать.
Вопрос к детям: «А вы любите тайны? Умеете их раскрывать? Тогда вперед навстречу тайнам!»
2. Организация проблемного диалога с воспитанниками. Сюрпризный момент.
Воспитатель сообщает детям:
Ой, ребята посмотрите!
Нас с утра почтальон навестил,
И письмо заказное вручил.
Он просил вас срочно прочитать,
Кто его вам написал, узнать!
Вопрос к детям «А вы хотите узнать от кого письмо, и что там написано?»
Текст письма: (читающие дети могут прочитать сами)
Здравствуйте, ребята! В древности люди не могли, писать и читать, поэтому иногда они передавали сообщения с помощью рисунков. Помогите мне найти осколки старинной вазы, а собрав, её вы узнаете, о каком изобретении они хотели рассказать.
С уважение, Иван Находкин
Вопрос к детям: Скажите, а как сейчас можно передавать сообщения?
-А каким образом мы можем найти вазу?
-Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной вазы? А как называются люди, которые раскапывают старинные вещи?
-А кто же такие археологи? А хотите узнать?
3.Презентация «Кто такие археологи?» с рассказом воспитателя.
1 слайд
«Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Чей этот меч, а чей этот клык?
Кто ответить сможет вмиг?
Ни биолог, ни зоолог,
А, конечно, археолог!
Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
2слайд Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.
3 слайд Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения или могильника. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит впадины на месте разрушенных жилищ, холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды,
4 слайд Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.
5 слайд Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.
Воспитатель предлагает детям: Ну что вы готовы принять участие в раскопках?
Предлагаю, превратимся в настоящих археологов. Что нам для этого нужно? Да я с вами согласна, нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило археологов. Какое? (работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить)
4.Поисково - исследовательская деятельность
Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.
После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей.
Вопросы к детям: «Дети что же мы с вами нашли?»
-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.
-Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? (В лесу растут грибы, ягоды. Светит солнце. Охотник стреляет из лука)
-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)
-Для чего человек изобрёл лук?
-Какие ещё древние оружия охотников вы знаете?
-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?
-Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее?
-А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем?
-А на чём бы могли нарисовать наше послание?
-Правильно мы бы могли нарисовать на бумаге, песке, стекле, глине. Но нам нужно изобразить рисунок там, где он сохраниться в течение очень долгого времени.
-Но прежде чем приступить к работе я предлагаю вам отдохнуть.
5.Динамическая пауза под песню «Ужасно интересно, всё то, что интересно»
6. «Лаборатория»
Воспитатель предлагает детям: « Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Давайте вспомним «Что не стоит делать в лаборатории?» Инструктаж по ТБ.
Рассмотрите, какие материалы для вас приготовлены? (Бумага, песок, глина)
Исследование бумаги:
Воспитатель: Давайте рассмотрим и вспомним качества бумаги.
Что может произойти с бумагой? (порваться, помяться)
А теперь давайте опустим бумагу в стакан с водой, что произошло? (Бумага намокла, рисунок размылся)
-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на бумаге в течение долго времени?
Исследование песка:
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим песок.
Потрогайте песок, из чего он состоит? (из мелких песчинок)
-А теперь представим, что подул ветер, возьмите коктейльные трубочки и подуйте на песок. Что происходит? (песчинки передвигаются)
-Какой песок? (сыпучий)
-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на песке в течение долго времени? (нет)
Исследование глины
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим глину? Потрогайте, какая глина? (липкая, вязкая, мягкая, пластичная)
-Правильно глина липкая, вязкая, мягкая, пластичная.
-А что произойдёт с глиной через несколько дней? (она затвердеет)
-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на глине в течение долго времени? (да)
- Правильно, обожженная глина почти не разрушается в земле. Поэтому при раскопках находят очень много глиняных сосудов, чаще всего обломки, реже целы
7. Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, ка вы думаете, где мы можем изобразить изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем? Почему?
Дети выбирают лотки с глиной, деревянные палочки, рисуют на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем.
8. Рефлексия
- Интересно было вам работать в нашей лаборатории?
-Что нового вы узнали?
-Кто же такие археологи?
-Чем они занимаются?
-Как вы думаете, для чего они это делают?
-На каком материале рисунок сохраняется дольше? почему?
-Что вам понравилось больше всего?
- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
1. Вводная часть Организационный момент | Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности Установка зрительного и тактильного контакта с воспитанниками Положительный эмоциональный настрой воспитанников «Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей сегодня. Поздоровайтесь с ними» | Дети стоят на ковре возле воспитателя. Приветствуют гостей. | 1 мин. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): Создание проблемной ситуации Воспитатель читает стихотворение: В мире много интересного В мире много неизвестного Всё хотим на свете знать Тайны мира раскрывать. Организация проблемного диалога: «А вы любите тайны? Умеете их раскрывать? Тогда вперед навстречу тайнам» Демонстрация письма от Ивана Находкина. Чтение письма. Организация проблемного диалога с воспитанниками Вопрос к детям: Скажите, а как сейчас можно передавать сообщения? -А каким образом мы можем найти вазу? -Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной вазы? А как называются люди, которые раскапывают старинные вещи? -А кто же такие археологи? А хотите узнать? | Участие детей в проблемном диалоге Чтение письма читающими детьми Вносят предложения по решению проблемы | 1 мин 2 мин 2 мин |
2. Основная часть Проектирование поиска решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Восприятие информации. Показ презентации «Кто такие археологи» с рассказом воспитателя Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. Предлагаю превратиться в настоящих археологов. Что нам для этого нужно? Но нужно помнить главное правило археологов. Какое? Практический этап Реализация намеченного плана действий, практическое решение проблемной ситуации. Раскопка стариной вазы в мини песочнице. Нацеливает на размышление, высказывание своего мнения. Стимулирование детей к умозаключениям. Вопросы к детям: «Дети что же мы с вами нашли?» -А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней. -Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? -Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза -Для чего человек изобрёл лук? -Какие ещё древние оружия охотников вы знаете? -А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия? -Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее? -А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем? -А на чём бы могли нарисовать наше послание? | Дети сидят перед экраном, слушают. Вносят предложение по решению проблемы Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек. После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей. Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог. | 3 мин 2 мин 10 Мин 5 мин |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Динамическая пауза под песню «Ужасно интересно, всё то, что интересно» из мультфильма « 38 попугаев» | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения | 4 мин |
Актуализация имеющих знаний. Лаборатория. Цель: закрепить знания о свойствах бумаги, песка, глины через опытно- экспериментальную деятельность. | Воспитатель предлагает детям: « Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию» Проводит инструктаж по технике безопасности Опыт № 1 «Исследование бумаги» Опыт №2 «Исследование песка» Опыт №з «Исследование глины» Наблюдает за детьми во время выполнения задания; Предоставляет достаточно времени для изучения объектов. Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы. | Принимают активное участие в деятельности. Предлагают варианты решения проблемы Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение. | 8 мин |
3. Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | Подведение итогов НОД с помощью продуктивной деятельности. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы можем изобразить изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем: на песке, бумаге, глине? Почему? | Дети выбирают лотки с глиной, деревянные палочки, рисуют на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем | 5 мин |
4. Рефлексия | Вопросы к детям: - Интересно было вам работать в нашей лаборатории? -Что нового вы узнали? -Кто же такие археологи? -Чем они занимаются? -Как вы думаете, для чего они это делают? -На каком материале рисунок сохраняется дольше? почему? -Что вам понравилось больше всего? - Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным. | Дети свободно располагаются на ковре. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-299496-1487148160.jpg)
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-329911-1647019635.jpg)
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499393-1413398185.jpg)
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695794-1445792370.jpg)
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...