Дерево добрых дел
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Детско-взрослый проект «Дерево добрых дел».
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше , выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Актуальность: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
В начале проекта, чтобы развить интерес, наше дерево приобрело необычный сказочный вид с фотографиями всех детей, затем в процессе бесед мы с ребятами придумали значки разных добрых дел: это забота о людях близких и совершенно посторонних ,о растениях, о животных, о птицах.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (2 недели).
Предполагаемый результат:
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опыты.
Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа «Чудо-дерево» и совместный выход в город для расклеивания плакатов и агитации граждан сохранять лес живым.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
1. Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья растут на участке»;
- «Как деревья помогают человеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
5. Экскурсия:
Рассматривание деревьев на участке.
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
- аппликация «Дерево осенью»;
- лепка «Ветка рябины»,
Коллективная работа: «Чудо-дерево».
7. Непосредственно образовательная деятельность:
«Деревья – какие они?»
Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
8. Дидактические игры:
1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
9. Экспериментирование:
1. Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
2. Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
10. Работа с родителями:
1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
3. Совместная творческая деятельность: оформление плакатов «Сохраним лес» для участия в акции «Зелёная ёлочка- живая иголочка».
III. Заключительный этап
Коллективный выход в город для расклеивания плакатов и агитации граждан сохранять лес живым.
План работы над проектом
Этапы, сроки | Содержание работы | Участники |
I этап. 1 день | 1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта. 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед. | Воспитатели |
2 день | 1. Разработка рекомендаций для родителей. 2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику. 3. Организация развивающей среды в группе. 4. Изготовление плакатов «Сохраним лес», «Не рубите ели!» для участия в акции «Зелёная ёлочка- живая иголочка». | Воспитатель, родители |
II этап. 3 день | 1. Беседа с детьми «Здравствуй, дерево!». 2. Чтение и обсуждение литературных произведений: О. Высоцкая «Наш сад». 3. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща». 4. Опыт «Ветка березы в воде». 5. Рекомендации для родителей: «Прогулки с детьми на природу». | Дети, родители, воспитатели |
4 день | 1. Беседа с детьми «Как появляются деревья». 2. Чтение и обсуждение литературных произведений: А. Прокофьев «Наш лесок». 3. НОД «Деревья – какие они?» 4. Рассматривание репродукций картин И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима». 5. Опыт «Деревянный брусочек». | Дети, родители, воспитатели |
5 день | 1. Рисование на тему «Дерево». 3. Д/и «Что сначала, что потом». 4. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку». 5. Совместная творческая деятельность с родителями: создание макета «Дерево запахов и ощущений». 6. Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка». | Дети, родители, воспитатели |
6 день | 1. Экскурсия «Рассматривание деревьев на участке». 2. Беседа с детьми «Какие деревья растут на участке». 3. Аппликация «Дерево осенью». 5. Д/и «Опиши, я отгадаю». 6 Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Семенова «Березка». | Дети, воспитатели |
7 день | 1.Беседа с детьми «Почему нужно беречь и охранять деревья». 2. Лепка «Гроздь рябинки» 3.Д/и «С какого дерева листок». 4. Заучивание П. Воронько «Берёзка». 5. Прослушивание записи «Голоса леса». | Дети, воспитатели |
8 день | 1. Д/и «Подбирай, запоминай, называй». 2. Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Токмакова «Ива». 4. Прослушивание в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», И. Токмакова «Дуб» и «Береза». 5. Рекомендация для родителей: «Радость общения с природой». | Дети, родители, воспитатели. |
9 день | 1. Беседа с детьми «Как сберечь деревья?» 2. Д/и «Что лишнее» 3. Чтение и обсуждение литературных произведений: М. Ивенсен «Ёлочка». |
|
III этап. 10 день | Коллективный выход в город для расклеивания плакатов и агитации граждан сохранять лес живым | Дети, воспитатели, родители. |
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.
Список использованных источников
- С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие . Москва 2001г.
- О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.
- Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
- В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
- Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
- Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
- Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дерево добрых дел"
Развлечение по нравственному воспитанию "Дерево добрых дел"...
Конспект занятия в средней группе «Дерево добра»
Конспект занятия в средней группе «Дерево добра»...
дерево добрых дел
работа для развития у детей чувства отзывчивости, любви ко всему живому....
Конспект совместной партнерской образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Дерево Добрых Дел". Средняя группа
Конспект совместной партнерской образовательной деятельности объединенной тематикой духовно-нравственного воспитания, включающей основные элементы организованной деятельности детей в течение первой по...
Дерево добра
Данный проект направлен на создание педагогических и социальных условий для воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобращение к истокам проваславной культуры, фомирование поз...
Дерево Добра
Тема: «Дерево Добра»Цель: создание условий для развития творческих способностей в процессе изготовления «Дерева Добра».Задачи: 1. создать ус...
Мастер-класс " Дерево добрых пожеланий !"
Описание мастер- класса по изготовлению праздничного поздравления, в виде дерева , ко дню матери, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....