Юный эколог
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolog_kruzhok_kuchma.docx | 71.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №258
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор: воспитатель
Кучма Н.В.
Ростов-на-Дону
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.
Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Потребности МБДОУ в разработке рабочей учебной программы:
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Ростовской области;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3.Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим музеем;
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
- выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- способствует ранней социализации детей 6 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных требованиях;
- соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в МБДОУ модели его образа;
- формирует у ребенка 6 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе программы « Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
Цель программы :
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способствующей гармоничному экологическому развитию и саморазвитию дошкольников на познавательном, эмоциональном и практическом уровнях, воспитанию экологического сознания у детей в конкретно заданных условиях МБДОУ.
Задачи:
способность понимать и любить окружающий мир и природу; обогащать познавательную сферу детей информацией через образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность; обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми; помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать у ребёнка бережное отношение к окружающему миру и восприятия себя как её части; закреплять положительные эмоции, умение их проявлять; создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Ростовская область)
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
- экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д),
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
- целевые прогулки на природе, походы,
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
- рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
- сбор коллекций, семян, камней, листьев,
- экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
- организация встречи с работниками лесной охраны;
- проигрыванием экологических ситуаций, обсуждение;
- экологические тропы,
- игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
- работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 4 занятия в месяц продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин.
Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы «Юный эколог».
Перед педагогами МБДОУ ставятся следующие задачи:
Учебные: Овладение детьми действия наглядного моделирования. Формирование и поддержка познавательного интереса к природе. Формирование первичных учебных универсальных действий.
Развивающие: Развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности.
Воспитательные: Формирование и закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию регионального компонента.
Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:
1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Содержание рабочей учебной программы
Тема 1. «Неживая природа осенью»
Тема занятия | Программные задачи. | Национально –региональный компонент. | Предварительная работа. | Наблюдения. опыты. | Сопутствующие формы работы. |
«Я и природа» | - Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; - Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ | Показать уникальность природы Ростовской области, её хрупкость и, в то же время могущество. | Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке» | Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа». | Сбор мусора на экологической тропе. |
«Наш дом -природа» | - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. | Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Игра «Мой дом» | Аппликация из природного материала «Сокровища природы» |
Осенние явления в неживой природе | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. | Особенности явлений природы Ростовской области . Календарь природы. | Чтение художест- венной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает». | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени» |
Развлечение «Путешествие в осеннее царство» |
«Солнце –большая звезда» | - Дать представление о Солнце как о звезде. - Уточнить знания о строении солнечной системы. | Составление макета «Солнечная система» | Наблюдение за солнцем /восход и заход/. Опыт «Звёзды светят постоянно» | Аппликация «Солнечная система» | |
«Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. - Роль Солнца в жизни человека. | Местоположение России и Ростовской области на глобусе. | Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». | Моделирование «Смена времен года». Игра «Солнечная система». Опыт «Передача солнечного зайчика» | Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких» |
«Знакомим детей с почвой» | -Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; -Загрязнение почвы, возможные последствия; - Необходимость охраны почвы. | Показать плодородность Ростовской почвы, разнообразность растительного мира | Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. | Сезонные наблюдения за опавшими листьями. | Акция «Поможем земле подготовиться к зиме» |
Тема 2. «Растительный мир осенью»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Экскурсия на луг. «Луг –экосистема» | - Закрепить правила поведения в природе; - Учить находить связь растений с насекомыми. - Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений | Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения. | Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растение» | Наблюдение «Живые барометры» /предсказание погоды/ | Рисование «Луг осенью», сбор природного материала, поделки из природного материала |
«Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | - Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. | Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу | Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ |
Цветущие растения | - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции . | Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. | Пересаживание растений с клумб, уход за растениями | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян |
Тема 3. «Животный мир осенью»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Поможем дождевому червю найти дом» | -Закрепить знания: почва как верхний слой земли. - Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. | Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. | Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей, Игра «Экологические цепочки» | Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей. | Просмотр обучающего видеофильма |
Сравнение диких и домашних животных | - Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде | Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ |
Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных, насекомых | Сбор корма для лесных животных. |
Сравнение рыб и лягушек | - Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/ - Формировать обобщенное представление: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши. | Правила поведения в природе. Красота окружающей природы | Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой». Игра «Как появился лягушонок» | Цикл наблюдений за аквариумными рыбками | Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных |
«У воды, на воде» | - Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах; -Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. | Бережное отношение к природе родного края | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема | Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой. | Игровое экологическое занятие «Берегите воду» |
Беседа о перелетных птицах | - Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» Развлечение «День синицы» |
Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики | - Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками; - Обобщенное понятие «птицы» | Уход за волнистыми попугайчиками | Цикл наблюдения за попугайчиками | Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к природе» |
Тема 4. «Человек и природа»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Овощи и фрукты на нашем столе» | - Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне; - Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах. | Овощи и фрукты выращенные в Ростовской области. | Приготовление салатов из овощей. | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде МБДОУ | Сбор урожая на огороде |
«Хлеб всему голова» | - Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; - Учить понятию «Культурные растения»; - Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу; | В Ростовской области выращивают рожь, пшеницу, овес, гречиху. | Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. | Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков | Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении. |
«Планета Земля в опасности» | - Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. - Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. | Роль человека в природно –охранительной работе | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких» | Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос» | Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов |
«Через добрые дела можно стать юным экологом» | - Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. | Правила поведения человека в природе.Роль человека в природно –охранительной работе. | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки | Наблюдение состояния деревьев, кустов участка | |
«Беседы об осени» | - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений . | Календарь природы | Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Осенний праздник. Заполнение календарей природы. |
Тема 5. «Экосистема – лес»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. | Заповедные места Ростовской области | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» | Экскурсия в лес. | Составление схем «Цепочки питания» |
«Кто главный в лесу?» | - Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника; - Закрепить, главное звено в лесу – растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Воспитывать бережное отношение к лесу. | Красота лесов, смешанные леса. | Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса | Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников» | Анкетирование для родителей, «А у вас какая елка?» |
Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Подсчет выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух» | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания |
Тема 6. «Неживая природа зимой»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | - Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Замораживание цветных льдинок | Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью. | Просмотр обучающих фильмов «Берегите воду» |
«Вода и её загрязнение» | - Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; - Закрепить знания исследование воды человеком. - Необходимость экономии воды. - Вода и ваше здоровье. | Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» | Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды» | Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда» | |
«Что мы знаем о воздухе» | - Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. | Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. | Опыты по выявлению свойств воздуха | ||
«Как рождается ветер» | - Дать представление о движении воздуха (ветре) - Роль ветра в природе и жизни человека. | Определение направления и силы ветра | Опыт со свечами «Как рождается ветер» | ||
«Приборы – помощники» | - Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. | Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире | Зарисовка признаков осени | Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды. | Консультация для родителей «Окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки» |
«Зимние явления в неживой природе» | - Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. | Зимние явления природы Ростовской области (зима холодая, длинная и т.д) | Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. | Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» | Просмотр обучающего видеофильма |
Поход в лес «Зимнее царство» | - Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. - Воспитывать бережное отношение к окружающему мир | Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. | Дидактическая игра «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой. | Опыты «Зимние веточки» | Рисование «Зимнее царство» |
Тема 7. «Растения зимой»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Как растения приспособились зимовать» | - Учить замечать деревья и кустарники без листьев; - Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки. | Затруднения в существовании живых существ Ростовской области | Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек. | Наблюдения за растениями зимой. | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» |
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | - Показать зависимость роста комнатных растений от условий. - Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. | Приспособления растений к нашим климатическим условиям. | Уход за растениями уголка природы | Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу». | Определить правильность ухода за растениями дома. |
Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. | Приспособления растений к нашим климатическим условиям | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями | Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» |
Тема 8. «Животный мир зимой»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких» |
«Животные холодных стран» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Особенности погодных условий Крайнего Севера. | Приспособления животных к климатическим условиям | Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате | Демонстрационный материал «Животные Севера» | Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера» |
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | - Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | Приспособления животных к климатическим условиям | Чтение книги «Экология в картинках» | Игра «Угадай, где я живу» | Просмотр обучающего видеофильма |
«Животные жарких стран» | - Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Дать первоначальное представление о пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни | Приспособления животных к климатическим условиям | Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран | Демонстрационный материал «Животные жарких стран». Наблюдения за красноухой черепахой. | Изготовление модели «Животные жарких стран» |
«Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Птицы ближайшей округи | Дидактическая игра по классификации птиц | Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в краеведческий музей «Чей клюв лучше?» | Аппликация «Птицы на кормушке» |
Тема 9. «Природа и человек»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Зимовка диких и домашних животных» | - Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных; - Уточнить признаки домашних и диких животных. | Роль человека в жизни домашних животных | Домашнее задание: подобрать литер. о зимовке домашних и диких животных | Экскурсия | Просмотр обучающего видеофильма |
Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…» | - Обобщение знаний детей о зиме; - Зависимость всего живого от условий окружающей среды. | Календарь наблюдений за природой | Посещение выставки «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме. | Наблюдение за неживой природой. | Зимний праздник |
«Красная книга Воронежского края» | - Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. | Редкие растения и животные Ростовской области | Изучение «Красной книги» | Экскурсия в городской краеведческий музей | Просмотр обучающего видеофильма |
«Мой край родной, заповедные места» | - Воспитывать бережное отношение к природе; - Охрана редких видов животных и растений. | Изучение «Красной книги» | Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» |
Тема 10. «Неживая природа весной»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдение, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Как солнце жизнь дает земле» | - Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. | Рассмотреть зиму и весну Ростовской области | Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» | Цикл наблюдений за солнцем | Праздник «Масленица» |
«Весенние явления в неживой природе» | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; - Взаимосвязь с живой природой. | Сравнение признаков зимы и весны (в модели) | Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Субботник с родителями «Весну встречаем чистотой» | |
«Камни, песок, глина» | - Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. | Какими природными ископаемыми богата Ростовская область | Рассматривание коллекции камней | Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней. | Лепка (изготовление различных изделий) из глины. |
«Экскурсия в парк» | - Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе. | Периоды наступления весны в Ростовской области. | Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам. | Цикл наблюдений «Пробуждение природы» | Работа с родителями «Окно в природу» «А знаете ли вы?» (народная мудрость) |
Тема 11. «Растения весной»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Растения весной» | - Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… - Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Растительный мир. Зацветают деревья: черемуха, ива, тополь. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики | Сравнение: дерево – куст; куст – трава. | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. | Просмотр Обучающего видеофильма |
«Берегите первоцветы» | - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - Особенности строения и назначения всех органов | Редкие, исчезающие растения Ростовской области. Способы их сохранения. | Дидактическая игра о цветах. | Цикл наблюдений за первоцветами. | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» |
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. - Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. | Болезни и вредители растений | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы. | Опыты с семенами. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. |
Размножение растений (два занятия) | - Учить пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) | Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум). | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. | Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. |
Тема 12. «Животный мир весной»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Особенности жизни зверей весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Ростовской области | Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) | ||
«О животных, которых не любят» | - Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. - Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. | Формировать понимание важности всех видов животных края. | Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий. | Наблюдение за черепахой. | Рассматривание модели террариума. |
«Встречаем птиц» | - Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья. |
«Когда животных в природе становится много или мало» | - Учить замечать нарушение равновесия в природе. - Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. | «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити». | |||
«Море бывает в беде» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Отношение современного человека с природой; - Факты отрицательного воздействия человека на природу. | Соблюдать правила поведения на водоёмах | Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет?» | Просмотр обучающих видеофильмов «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» | Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам. |
Тема13. «Природа и человек»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Земля – живая планета» | - Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?» | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» |
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | - Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными | Цикл наблюдений за животными | Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма. | |
«Мы туристы» (экскурсия) | - Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. | Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Изготовление знаков «Берегите природу» | Приготовление, сбор необходимых вещей. | Операция «Осторожно, муравейник!» |
«Этот удивительный мир насекомых» | - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. | Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» |
Беседа о Весне. | - Учить видеть сезонные изменения в природе. - Взаимосвязь живой и неживой природы. - Весенние работы на огороде, в саду, поле. | Ведение календаря природы на местном уровне. | Чтение художественной литературы о весне | Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском огороде и участке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...
Викторина по экологии "Юный Эколог"
Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...
Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"
Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога» Цель: создание условий для развития активности детей в проц...