Рабочая программа кружка "Ладушки- ладошки"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Рабочая программа кружка "Ладушки- ладошки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._kruzhka-ladushki-ladoshki-.docx | 233.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад «Лучик»- филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
.
Рабочая программа
кружка
«Ладушки-
ладошки»
(вторая группа раннего возраста)
Воспитатель: Дьяконова Е.В.
Пояснительная записка.
Данная Программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Занятия по данной Программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель.
Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, гармоничное развитие детей.
Задачи:
- формировать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- развивать способность координировать работу рук со зрительным восприятием;
- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Организация кружка
Рабочая программа «Ладушки- ладошки» предназначена для детей раннего дошкольного возраста (2- 3 года).
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – один раз в неделю продолжительностью 10 минут ( СанПиН 2.4.1.2660-10).
Срок реализации программы:
Сентябрь 2019г.- май 2020г.
Необходимые материалы и оборудование
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)
- бумага, карандаши, пальчиковые краски;
- настольный театр;
- наборов счетных палочек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- массажных мячей;
- прищепок бельевых разных цветов;
- трафаретов по лексическим темам;
- различные виды мозаики, конструкторов;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.
- использование пластилина
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
- Рисование, лепка.
- Раскрашивание рисунка.
- Игры и действия с мелкими предметами.
- Узнавать предметы на ощупь.
- Работа с крупой, фасолью, горохом.
- Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
- Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
Планируемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,
Описание планируемых результатов
К концу курса дети должны овладеть:
- приемы самомассажа рук;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
- работать с трафаретами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- выполнять шнуровку.
- способность синхронно выполнять движения обеими руками.
Критерии оценки
- Умение разминать пальцами и ладошками пластилин .
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.
Перспективный план работы кружка.
неделя | тема | задачи |
Сентябрь | ||
4 неделя | «Этот пальчик…» | Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность пальцев рук. (Предложить малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — матушка, этот пальчик — батюшка, Ну а этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.») |
Октябрь | ||
1 неделя | «Дровишки» (массаж пальчиков карандашами) Игра «Подарок для мышей и мышат» (сортировка семечек тыквы и подсолнуха) | Развивать мелкую моторику пальцев. ( Прокатывание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.) Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. |
2 неделя | Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику по мелкой соли) «Ёжики» (массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками) | Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Активизировать тактильное восприятие. |
3 неделя | «Зайчики» (пальчиковая гимнастика) «Кошки – мышки» (пальчиковая игра) | Развивать координацию движения пальцев рук. Развивать общую координацию, учить выполнять движения в соответствии с текстом. |
4 неделя | «Чудесный мешочек» (овощи) | Развить тактильные ощущения ребенка. |
Ноябрь | ||
1 неделя | «Ёжики» (самомассаж кистей и пальцев рук зубной щеткой) «Прогулка» (рисование следов пальчиковыми красками) | Активизировать тактильное восприятие. Развивать мелкую моторику пальцев рук, различать следы больших и маленьких животных. |
2 неделя | «Бусы» (самомассаж) «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки расположить «снег» из мятой бумаги) | Активизировать тактильное восприятие. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги и скатывать их в маленькие шарики. |
3 неделя | «Пирог» (пальчиковая игра) «Согреем мишку» | Учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, потом засыпать Мишке «в берлогу». |
4 неделя | «Пальчики ложатся спать…» (Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик — прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Ну а этот долго спал, А потом будить всех стал. Встали пальчики! Ура! (выпрямить все пальцы) Нам гулять идти пора!) | Учить ритмично сжимать и разжимать пальцы рук, воспроизводить движения в соответствии с текстом. |
Декабрь | ||
1 неделя | Игра «Лодочка» (И.П.: обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. - Маленькая лодочка По реке плывет, На прогулку лодочка Малышей везет.)
| Развивать моторику кисти рук. |
2 неделя | «Мой веселый мяч – прыгун» (самомассаж кистей рук мячиком- ежиком) Игра «Чудесный мешочек» | Активизировать тактильное восприятие. Развивать навыки исследования, тактильные ощущения ребенка. |
3 неделя | Игра «Пересыпь в тарелочку» (Описание игры: посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Покажите малышу, как набирать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить.) | Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка. |
4 неделя | «Солнышко» (- Утро красное пришло, Солнце ясное взошло. Стали лучики светить, Малых деток веселить (пальчики разгибаются по одному). -Прилетели тучки, Спрятались лучики (пальчики прячутся в кулачок).) | Учить ритмично сжимать и разжимать пальцы рук, воспроизводить движения в соответствии с текстом. |
Январь | ||
2 неделя | «Новогодняя елка» | Учить детей лепить круглые предметы, скатывая шарики круговыми движениями ладоней. |
3 неделя | Игра «Чудо – прищепки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
4 неделя | «Идет снег» | Учить детей делать аппликацию с использованием манной крупы. |
Февраль | ||
1 неделя | «Ежик и ежата» (погружение спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентировку. |
2 неделя | Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» | Продолжать развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. |
3 неделя | Игра «Все по порядку» (Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов. Описание игры: посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки: по одной, беря тремя пальцами.) | Развивать мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка. |
4 неделя | Игра: «Какая игрушка спряталась?» («Чудесный мешочек») | Развивать исследовательские действия путем определения предмета на ощупь. |
Март | ||
1 неделя | «Бусы для мамы» | Совершенствовать умение лепить круглые предметы, скатывая шарики круговыми движениями ладоней. |
2 неделя | «Зайчик и барабан» (И.п.: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой пальчик стучит поочередно по безымянному и мизинцу. - Дали зайцу барабан, Он ударил: там-там-там!) | Продолжать развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. |
3 неделя | «Веселые прищепки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
4 неделя | «Весёлый кактус». | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентировку. |
Апрель | ||
1 неделя | «Солнце светит ярко, ярко» ( выкладывание лучиков из счетных палочек вокруг желтого кружочка) | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентировку. |
2 неделя | «Гусеница на листочке» | Совершенствовать умение лепить круглые предметы, развить тактильные ощущения ребенка, воображение. |
3 неделя | Игра «Подбери крышечку» | Продолжать развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка. |
4 неделя | ||
Май | ||
2 неделя | ||
3 неделя | ||
4 неделя |
Апрель.
1.неделя
1. «На окне расцвёл цветок».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2.неделя
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3.неделя
1. Пальчиковая игра «игрушки»
Цель: Развивать соотношения движения рук.
2. Пальчиковая игра «Кто приехал»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
4.неделя
1. Игра «Крышка»
Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.
Оборудование: Баночки с крышками разного размера.
Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.
2. Игра «Пластилин»
Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.
Оборудование: Пластилин.
Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различные фигуры. Начните с изготовления колобков и блинчиков, а после этого — животных и человечков.
Май
1.неделя
1. «Рыбки для Карлсона».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.
2. «Солнышки - малышки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2.неделя
1. «Весёлые божьи коровки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения
2 Пальчиковая игра «Топ-топ»
Цель: развивать мелкую моторику рук
3.неделя
1. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.«Забавная гусеница».
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.
4.неделя
1. выставки детских работ в детском саду;
2. проведение открытого мероприятия для родителей
3. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
3.3 Список литературы
1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.
4.. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...
Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)
Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...
Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа в средней группе "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...