Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО
методическая разработка

Детер Оксана Михайловна

В работе представлены следующие разделы:

1. Цели и задачи работы по экологическому воспитанию.

2. Создание условий для формирование экологической культуры.

3. Методы и приемы экологического воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

Исполнитель: Детер Оксана Миайловна

Воспитатель разновозрастной группы

Красноключинского детского сада

Кемерово 2018


Содержание

Введение        3

1. Цели и задачи для работы по экологическому воспитанию        4

2. Создание условий для формирования экологической культуры        6

3. Методы и приемы экологического воспитания        7

Заключение        9

Литература        11


Введение

Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях современного мира обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природоведения. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап  формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается большая потребность познать окружающий мир. Они говорят о своей любви к природе, проявляют к ней большой интерес. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях,  животных.

Целью работы является формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

  • Создание условий для формирования экологической культуры;
  • Выделить основные цели и задачи экологического воспитания;
  • Определить методы и приемы экологического воспитания.


1. Цели и задачи для работы по экологическому воспитанию

В своей работе по экологическому воспитанию я выбрала программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

Эта программа позволяет мне в своей работе перейти от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. Рекомендации, данные в программе к распределению материала по возрастам, позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объеме и глубину решения поставленных задач.

Ведущая идея программы «Юный эколог» состоит в том, чтобы признать: человек не «царь природы», а ее часть, поэтому он должен жить с ней по тем же законам, что и сама природа.

В моей работе с детьми главной целью является – формирование у детей основ экологической культуры. Для этого в первую очередь нужно дать детям знания об экологии, научить быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Важнейшими задачами в моей работе по экологическому воспитанию являются:

Задачи оздоровительной направленности:

  • охранять и укреплять здоровье детей;
  • учить их правильно взаимодействовать с природой;
  • учить согласовывать поведение ребенка с факторами природной среды.

Задачи образовательной направленности:

  • формировать элементарные экологические знания и представления;
  • уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
  • развивать воображение, фантазию;
  • формировать умения самостоятельно решать экологические задачи;
  • учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных; формировать представления, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.

Задачи  воспитательной направленности:

  • формировать бережное отношение к миру природы;
  • воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям; уважительное отношение к традициям своего народа;
  • развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах своего поселка;
  • развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Создание условий для формирования экологической культуры

Итак, когда определены цели и задачи экологического воспитания, следует приступить к созданию условий для формирования экологической культуры.

Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование осознанно…правильного отношения к природным и объектам… » (С. Николаева)

Как этого добиться? Какие цели и задачи мне необходимо наметить в учебно-воспитательном процессе по экологическому воспитанию?

Прежде всего – это создание мною в детском саду условий для успешного осуществления экологизации учебно-воспитательного процесса.

К важнейшим из них следует отнести:

  • овладение педагогом передовым опытом экологического воспитания и обучения и постоянное самообразование;
  • знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней   внешних природных зон.

В нашем детском саду мною организован уголок живой и неживой природы, в состав которого входят растения, аквариум. Летом вместе с детьми мы ухаживаем за цветами, которые растут у нас на клумбах; совершаем прогулки в огород, в котором выращиваем и обрабатываем различные овощи.

Вместе с детьми несколько лет назад мы высадили на участке детского сада саженцы ели. Дети с удовольствием ухаживают за ними: на зиму укутывают ствол саженцев, сгребают снег к каждой елочке, уплотняют его. Также мною организована зимой «птичья столовая», так как зимой птицы нуждаются в постоянном подкармливании.

  • Организация исследовательской деятельности на основе сочетания для них посильного труда с игровыми ситуациями.
    3. Методы и приемы экологического воспитания

Среди разнообразных методов экологического воспитания с детьми мной используются следующие:

  • игровые приемы;
  • непосредственные наблюдения в окружающей среде.

Игра среди всех видов деятельности в дошкольном детстве имеет первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду строится и на игровой основе с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В сборниках А.К.Бондаренко, которыми я пользуюсь, описано много игр на природоведческие темы. Также я использую элементы сюжетно-ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. Игрушка – красивый предмет, с которым можно действовать. Для своих занятий я подбираю красивые, яркие, правдоподобные по форме игрушки, чтобы животное можно было узнать. Чем чаще и интересней я буду включать игру в занятия и другие формы обучения и воспитания, тем чаще и разнообразнее будет самостоятельная игра детей.

Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе.

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

  • компактное проведение цикла;

Одно наблюдение должно следовать за другим без больших                                                        

разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.

  • преобладание визуального источника знаний над словесным;

Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта.

  • охват наблюдениями всех детей;

Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

Наблюдение за живыми существами, которые окружают ребенка, дают возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о животных, растениях и явлениях природы.

  • поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала;
  • практическая деятельность;
  • кукольные и игровые спектакли;
  • наглядные пособия.

В данной работе по экологическому воспитанию также использованы книги и наглядные пособия.

В детском саду имеются разные книги: справочные, методические, детские.

В дошкольном образовательном учреждении также имеется обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе.

Работу с детьми я строю на произведениях Е. Чарушина и В. Бианки.

Наблюдения, экскурсии, игры, опыты, художественная литература – все это позволяет мне проводить с детьми и взрослыми интересную работу по экологическому воспитанию, просвещению и пропаганде экологических знаний.


Заключение

От занятия к занятию ребенок, узнавая что-то новое, развивается вместе  воспитателем. Разнообразные методы экологического воспитания в результате работы помогают мне выработать у детей одинаково бережное отношение ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они им или нет.

Я учу их тому, что  в природе, с точки зрения экологии, нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное и растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Все одинаково нужны и полезны.

За время моей работы с детьми по экологическому воспитанию, ребята овладели трудовыми навыками по уходу за растениями и животными.

Дети знают, какие листья нужно протирать мокрой тряпочкой, а какие надо очищать от пыли; как правильно рыхлить палочкой землю в цветочных горшках.

Ребята могут выполнять простейшие действия по уходу за животными, птицами, рыбками (покормить, помыть или почистить клетку, аквариум). Дети понимают, то уход за растениями и животными чрезвычайно важен; от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Вместе с детьми и родителями мы задумали создать «музей природы» в нашем детском саду. В него войдут картины, рисунки, гербарий – все, что представляет растительный и животный мир нашей местности.

Фотографии, на которых запечатлены детские субботники, зимняя подкормка птиц, прогулки на природу и т.д. – также займут свое место в музее.

Лучшие поделки из природного материала будут также представлены в нашем музее.

Я надеюсь, что в результате моей работы дети приобретут в детском саду такие навыки как: любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах, что поможет в дальнейшем формированию у них лучших черт характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.


Литература

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / - М.: Просвещение, 1980. – 288 с.
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений  / А. И. Иванова. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999. - 56 с.
  3.  Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.
  4.  Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст]  / О. М. Масленникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 232с.: ил.
  5.  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск,1996.
  6.  Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.
  7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувства творчества. Он отмечал,...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»

Углубленно экологическим просвещением и воспитанием детей дошкольного возраста я занимаюсь уже на протяжении нескольких лет. Целью такой работы с дошкольниками является формирование экологической куль...