Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО
методическая разработка
В работе представлены следующие разделы:
1. Цели и задачи работы по экологическому воспитанию.
2. Создание условий для формирование экологической культуры.
3. Методы и приемы экологического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО
Исполнитель: Детер Оксана Миайловна
Воспитатель разновозрастной группы
Красноключинского детского сада
Кемерово 2018
Содержание1. Цели и задачи для работы по экологическому воспитанию 4
2. Создание условий для формирования экологической культуры 6
3. Методы и приемы экологического воспитания 7
Введение
Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях современного мира обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природоведения. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается большая потребность познать окружающий мир. Они говорят о своей любви к природе, проявляют к ней большой интерес. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных.
Целью работы является формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
- Создание условий для формирования экологической культуры;
- Выделить основные цели и задачи экологического воспитания;
- Определить методы и приемы экологического воспитания.
1. Цели и задачи для работы по экологическому воспитанию
В своей работе по экологическому воспитанию я выбрала программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Эта программа позволяет мне в своей работе перейти от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. Рекомендации, данные в программе к распределению материала по возрастам, позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объеме и глубину решения поставленных задач.
Ведущая идея программы «Юный эколог» состоит в том, чтобы признать: человек не «царь природы», а ее часть, поэтому он должен жить с ней по тем же законам, что и сама природа.
В моей работе с детьми главной целью является – формирование у детей основ экологической культуры. Для этого в первую очередь нужно дать детям знания об экологии, научить быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Важнейшими задачами в моей работе по экологическому воспитанию являются:
Задачи оздоровительной направленности:
- охранять и укреплять здоровье детей;
- учить их правильно взаимодействовать с природой;
- учить согласовывать поведение ребенка с факторами природной среды.
Задачи образовательной направленности:
- формировать элементарные экологические знания и представления;
- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
- развивать воображение, фантазию;
- формировать умения самостоятельно решать экологические задачи;
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных; формировать представления, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.
Задачи воспитательной направленности:
- формировать бережное отношение к миру природы;
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям; уважительное отношение к традициям своего народа;
- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах своего поселка;
- развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка в дошкольном образовательном учреждении.
- Создание условий для формирования экологической культуры
Итак, когда определены цели и задачи экологического воспитания, следует приступить к созданию условий для формирования экологической культуры.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование осознанно…правильного отношения к природным и объектам… » (С. Николаева)
Как этого добиться? Какие цели и задачи мне необходимо наметить в учебно-воспитательном процессе по экологическому воспитанию?
Прежде всего – это создание мною в детском саду условий для успешного осуществления экологизации учебно-воспитательного процесса.
К важнейшим из них следует отнести:
- овладение педагогом передовым опытом экологического воспитания и обучения и постоянное самообразование;
- знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней внешних природных зон.
В нашем детском саду мною организован уголок живой и неживой природы, в состав которого входят растения, аквариум. Летом вместе с детьми мы ухаживаем за цветами, которые растут у нас на клумбах; совершаем прогулки в огород, в котором выращиваем и обрабатываем различные овощи.
Вместе с детьми несколько лет назад мы высадили на участке детского сада саженцы ели. Дети с удовольствием ухаживают за ними: на зиму укутывают ствол саженцев, сгребают снег к каждой елочке, уплотняют его. Также мною организована зимой «птичья столовая», так как зимой птицы нуждаются в постоянном подкармливании.
- Организация исследовательской деятельности на основе сочетания для них посильного труда с игровыми ситуациями.3. Методы и приемы экологического воспитания
Среди разнообразных методов экологического воспитания с детьми мной используются следующие:
- игровые приемы;
- непосредственные наблюдения в окружающей среде.
Игра среди всех видов деятельности в дошкольном детстве имеет первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду строится и на игровой основе с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В сборниках А.К.Бондаренко, которыми я пользуюсь, описано много игр на природоведческие темы. Также я использую элементы сюжетно-ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. Игрушка – красивый предмет, с которым можно действовать. Для своих занятий я подбираю красивые, яркие, правдоподобные по форме игрушки, чтобы животное можно было узнать. Чем чаще и интересней я буду включать игру в занятия и другие формы обучения и воспитания, тем чаще и разнообразнее будет самостоятельная игра детей.
Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе.
При организации наблюдений важными являются следующие моменты:
- компактное проведение цикла;
Одно наблюдение должно следовать за другим без больших
разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.
- преобладание визуального источника знаний над словесным;
Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта.
- охват наблюдениями всех детей;
Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
Наблюдение за живыми существами, которые окружают ребенка, дают возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о животных, растениях и явлениях природы.
- поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала;
- практическая деятельность;
- кукольные и игровые спектакли;
- наглядные пособия.
В данной работе по экологическому воспитанию также использованы книги и наглядные пособия.
В детском саду имеются разные книги: справочные, методические, детские.
В дошкольном образовательном учреждении также имеется обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе.
Работу с детьми я строю на произведениях Е. Чарушина и В. Бианки.
Наблюдения, экскурсии, игры, опыты, художественная литература – все это позволяет мне проводить с детьми и взрослыми интересную работу по экологическому воспитанию, просвещению и пропаганде экологических знаний.
Заключение
От занятия к занятию ребенок, узнавая что-то новое, развивается вместе воспитателем. Разнообразные методы экологического воспитания в результате работы помогают мне выработать у детей одинаково бережное отношение ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они им или нет.
Я учу их тому, что в природе, с точки зрения экологии, нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное и растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Все одинаково нужны и полезны.
За время моей работы с детьми по экологическому воспитанию, ребята овладели трудовыми навыками по уходу за растениями и животными.
Дети знают, какие листья нужно протирать мокрой тряпочкой, а какие надо очищать от пыли; как правильно рыхлить палочкой землю в цветочных горшках.
Ребята могут выполнять простейшие действия по уходу за животными, птицами, рыбками (покормить, помыть или почистить клетку, аквариум). Дети понимают, то уход за растениями и животными чрезвычайно важен; от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Вместе с детьми и родителями мы задумали создать «музей природы» в нашем детском саду. В него войдут картины, рисунки, гербарий – все, что представляет растительный и животный мир нашей местности.
Фотографии, на которых запечатлены детские субботники, зимняя подкормка птиц, прогулки на природу и т.д. – также займут свое место в музее.
Лучшие поделки из природного материала будут также представлены в нашем музее.
Я надеюсь, что в результате моей работы дети приобретут в детском саду такие навыки как: любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах, что поможет в дальнейшем формированию у них лучших черт характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Литература
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / - М.: Просвещение, 1980. – 288 с.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999. - 56 с.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.
- Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 232с.: ил.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск,1996.
- Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.
- Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...
ОПЫТ Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Опыт работы....
Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»
Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувства творчества. Он отмечал,...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»
Углубленно экологическим просвещением и воспитанием детей дошкольного возраста я занимаюсь уже на протяжении нескольких лет. Целью такой работы с дошкольниками является формирование экологической куль...