Статья «Экологическое воспитание дошкольника среднего возраста в ДОУ»
статья по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Статья
«Экологическое воспитание дошкольника среднего возраста в ДОУ»
Воспитатель: Васильева М.Ю.
Санкт-Петербург
2019 год
В наше время проблемы экологического воспитания вышла на первый план и
им выделяют все большее внимание.
Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная и неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)
Основная задача ознакомления с окружающим в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Во время занятий детей мы знакомим с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение как к природе, так и к себе и к окружающим людям.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей среднего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности, формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.
Несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольниковнеобходимо знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, воплощать их в реальную действительность (отражать в игре, в изо деятельности, ухаживать за животными и растениями и т. д.). В этом им должны помочь взрослые (родители и педагоги).
У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологической культуры. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
Начальные основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и грамотно организованной образовательной деятельности. Важное место в формировании экологической культуры отводится игре как ведущей детской деятельности. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы. Дошкольники средней группы сензитивны к разнообразным играм: дидактическим, творческим, подвижным. Играя, они накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарь и предоставляет возможность для проявления самостоятельности, сотрудничества и инициативности.
Неотъемлемой частью работы с детьми является разнообразная деятельность с литературными произведениями, оказывающая благотворное влияние на личность ребенка: чтение книг, рассматривание иллюстраций к книгам, заучивание стихотворений, разыгрывание сказок. Сказки играют особую роль для детей 4–5 лет, у которых преобладают сказочно-игрушечные понимания растений и животных. Соотнося сказочные образы на реальные объекты и предметы, сказка помогает обрести реалистические представления об окружающем мире. В установлении причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используются поисково-исследовательская деятельность. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д.), о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности. Ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений — показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, дошкольник как бы ему «сочувствует» и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе. Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать как можно больше о природных объектах, привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в процесс наблюдения. В течении прогулки нужно обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Необходимо наблюдать за поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка о окружающей природной среде, дает новые знания, пробуждает любознательность и пытливость. Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры дошкольников средней группы помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы. Популярностью пользуются проекты: экологические кружки или школа юного эколога, активно поддерживаемые государством
Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных могутпринимать различные формы и проходить с разной степенью участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых идошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы в детском саду.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое воспитание дошкольников"
Статья посвещена экологическому воспитанию. В статье раскрываются наиболее важные ценности природы; деятельности, которые можно организовать с детьми в детском саду и дома, представлен дидактический м...
Статья Экологическое воспитание дошкольников - это так важно!
Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы....
Статья Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание дошкольников...
Статья: "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на дошкольный период жизни ребенка. ...
Статья "Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности".
В данной статье содержится информация об особенностях организации эколого-краеведческих игр в старшем дошкольном возрасте, а также описан опыт своей работы по осуществлению экологического воспитания д...
Статья Экологическое воспитание дошкольников.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологичес...
Статья. Трудовое воспитание дошкольника среднего возраста в ДОУ.
Статья по трудовому воспитанию в средней группе....